Стоит ли убить Билла в себе?

Недавно пересмотрев дилогию Тарантино «Убить Билла», я всё-таки решился высказаться о том, почему эта лента, кажется мне, во-первых, идеальным постмодернистским коллажем, во-вторых гимном феминизму, а в-третьих, как это ни странно, невольным приговором как феминизму, так и постмодерну.
Сюжет картины незамысловат. Наёмная убийца по прозвищу невеста теряет жениха, когда её, решившую отойти от дел, прямо во время свадебной церемонии пытаются убить её коллеги, возглавляемые её бывшим бойфрендом Биллом.
Выйдя из комы и расправившись с медбратом-насильником, невеста выслеживает и уничтожает убийц жениха одного за другим, оставив на сладкое главаря, погибающего (привет Брюсу Ли) от удара отсроченной смерти.
Теперь к деталям. Постмодернизмом Тарантино, «Бешенные псы» которого созданы по канонам самурайского боевика, вряд ли можно кого-то удивить. Да и может ли быть иначе у режиссера, чьими университетами была работа в видеопрокате? Но в «Убить Билла» Тарантино превосходит сам себя. Опустим, очевидно послужившую ему вдохновением, мангу «Невеста смерти». Всё бы ничего. Но фильм Тарантино опирается на лейтмотив драмы Трюффо «Невеста была в чёрном», повествующей о женщине, мстящей гангстерам и их семьям за убийство жениха. Но если героиня Трюффо не убийца и мстит она, переступив через всё женское и человеческое в себе, то героиня Тарантино умеет только убивать. Если прибавить к этому, что её наставник списан с шаблонного образа мастера из кунг фу боевиков, одна из противниц насвистывает тему из «Леона» Люка Бессона, а сцена схватки в Японии копирует все шаблоны современного юго-восточного кино, то станет ясно, как готовился этот блестящий по исполнению приправленный иронией постмодернистский салат или, если угодно, спагетти-вестерн.
Но дело не только в отсылках. В лице Билла невеста ненавидит мужчин в принципе, а убивая свою отставную коллегу по прозвищу чёрная мамба, сумевшую обзавестись семьёй и ребёнком, она уничтожает и свои мечты о семье. Самым важным мне кажется то, что, уничтожив всё своё прошлое, невеста планирует умереть. И разве это не намёк на нежизнеспособность воинствующего феминизма? К тому же противником-двойником невесты является убийца из Киото, чьей первой жертвой, судя по вставной аниме новелле, был босс якудзы-педофил. Невеста, убив свою сестру-близнеца, сама того не понимая, убивает и феминизм в его нынешнем обличии.
Помните, как перед схваткой с невестой Билл рассказывает ей о том, что, не в пример другим супергероям, сверхчеловеческие способности Супермена даны ему от рождения, а Кларк Кент является его пародией на обывателя? Этот монолог героя Тарантино — цитата из статьи Умберто Эко «Комплекс Супермена». Поэтому невеста, убивая Билла, по моему мнению, нечаянно убивает и постмодернизм, породивший как её саму, так и идею всего фильма.
У меня остаётся один важный вопрос: чего хотел режиссёр? Воспеть феминизм и любимые фильмы? Красиво и китчево убить на экране сам смысл постмодерна и «мести новых амазонок»? Или просто показать зрелище и от души посмеяться над собой и над нами?


Рецензии