Крымчанин Северного флота

Как крымчанин-будущий подводник с "Акулы"-поменял испанские модные туфли на валенки.
Ноябрьской ночью 1980 года самолёт Симферополь-Архангельск привёз на советский север 19 новобранцев. Ребят собрал симферопольский областной военкомат для направления в учебные центры с целью-прохождения службы в армии. И именно за этими крымчанами, среди которых был и будущий мичман "Акулы" Александр Ф., приехал флотский лейтенант. Ведь, к слову сказать, они до последнего дня не знали, куда их повезут, в какой военный округ их необъятной советской родины. Поэтому присутствие морского офицера вселяло надежду на то,что попадут они служить на флот. Но куда-точно не знали. Единственное, когда офицер определился в аэропорту со временем посадки на самолёт, они, с почти "квадратными глазами", делились впечатлениями, что служба их будет проходить, судя по названию рейса- "Симферополь-Архангельск", на Северном флоте.

В Крыму стояли очень тёплые, почти летние денёчки. Ещё накануне в Севастополе, Александр провёл выходной день в кругу близких - тёти Тамары, сестры отца-на тот момент помощника главного режиссера на крымском телевидении и двоюродного брата -Владимира Карташова, курсанта Севастопольского военно-морского училища им. П. С. Нахимова...
Но вернёмся к симферопольскому военкомату. Ребята, которые никогда не были в северных широтах, не сомневались,что и Архангельск встретит их обычной осенней погодой. Ведь до календарной зимы был ещё срок.

Каково же было их удивление, когда поздно вечером, прилетев до города назначения, они окунулись в настоящую зиму с температурой воздуха-за минус 20.

Будущий мичман Александр Ф., после окончания ТУ им. Ю.Гагарина, работал на траулере БМРТ СПОРП "Атлантика", и на тот момент призыва в армию, только недавно прибыл с промыслового рейса -в районе Юго-Восточной Атлантики. Здесь, на Канарских островах -конкретно-в портовом Лас-Пальмас передавали корабль другому экипажу.
Далее-летели на самолёте домой. Но перед выездом в Союз, была возможность пройтись по местным магазинчикам и приобрести "импортные шмотки", как тогда называли товары за валюту-здесь конкретно были испанские песеты. Александр прикупил гардеробчик-от туфель до верхней одежды. В родном Севастополе в такой одежде легко узнавали настоящих мореманов, которым уже были не страшны волны Атлантики.

Прилетев в Архангельск в таком импортном прикиде-летней ветровке, белой водолазке и летних кожаных туфлях, Александр только здесь вспомнил о своих тёплых отечественных вещах, оставленных в Симферополе. Хорошо хоть,что быстро пересели с самолёта на автобус "Архангельск-Севердвинск", но уже в Северодвинске пришлось долго идти пешком по снегу и ледяному ветру, замёрз так, что хотелось только одного- оказаться побыстрее бы в тепле.

Спасительным теплом для крымчан и стала- казарма, где стояли "тройные самолёты"- двухъярусные койки, сложенные по три- вместе, и вмещали они аж 6 человек, если лечь вдоль.Уснули мертвецким сном. Проснулись-народа было-яблоку негде упасть. Это прибыли ещё новобранцы...

Но в то утро в казарму заходили не только новобранцы. После завтрака пришли и старые матросы,которые оглядев салажат и оценив по одежде каждого, в том числе и Александра, стали предлагать на обмен поношенные, но тёплые вещи. Так крымчане быстро переоделись в ватники и переобулись в "валенки"-прогары ... Александр на долю секунды пожалел свои кожаные испанские туфли, лёгкую ветровочку, купленные им в Лас-Пальмас.. на секунду...но не более того. Метель за окном дала ему понять,что здесь вовсе не Канарские острова... Но уже сразу после бани им выдали тёплую обычную форму -робу. А после сдачи экзаменов и поступления в школу техников-полное курсантское снаряжение. Теперь лютые морозы Севера были Александру не страшны!.. Но те валенки прогары он запомнил навсегда... В них он делал свои первые шаги по северной земле-навстречу своей будущей профессии-моряка-подводника атомного флота России.
.. Белая ночь над нами
легонько брезжит.
Я ищу. Я делаю из себя
человека... И. Бродский.


Рецензии