Юсовский клад и Божье провидение

      В алтаре заброшенного храма хрустнула и провалилась под ногой примыкающая к стене плитка. Из-под неё выкатилась монета, затем вторя, третья… и вдруг – посыпалось как из рога изобилия.      

      Это произошло в апреле 2008 года. Неожиданно на всю страну в средствах массовой информации заговорили о себе руины храма Михаила Архангела села Юсово Чаплыгинского района Липецкой области, что раньше было Раненбургским уездом Рязанской губернии. Причина – нечаянно найденный 12 апреля 2008 года клад во время проводимого школьниками субботника по наведению хоть какого-то порядка в храме – с надеждой о возвращении ему церковной жизни, что определенным образом характеризует самих школьников, их наставников, учителей и родителей. Нечаянно ли клад себя обнаружил? Или это было Божьим провидением? Широко обсуждались различные версии и домыслы происхождения находки. Но все авторитетные мнения представителей РПЦ сходились на том, что это именно последний священник Петр Надеждин в период революции и гражданской войны спрятал от большевиков под алтарем церковную казну – принадлежащий храму неприкосновенный запас, ставший одним из крупнейших в истории России монетных кладов.

      Однако эта картина нуждается в некотором прояснении, которое кто как не потомки о. Петра могут осуществить с особой тщательностью. А происходило кое-что и до Петра Надеждина, который лишь завершил логическую цепочку истории работы клада. Об этой истории и пойдёт рассказ.

      Но, прежде всего, стоит уточнить, кем же был сам отец Петр, спасший церковную кассу? Вот краткая информация, извлеченная из его «послужного списка».

      Петр Васильевич Надеждин (1863 – 1930), последний священник Архангельской церкви с. Юсово, Раненбургского уезда, Рязанской губернии, член Раненбургского Благочиннического Совета, член Правления Раненбургского Духовного училища. Неоднократно поощрялся за труды по народному образованию. Среди прочих священнических наград имел серебряную медаль «В память в Бозе-почившего Императора Александра III».

      Теперь углубимся в прошлое. Первым настоятелем каменного храма Михаила Архангела, построенного в 1849 году в селе Юсово на месте одноименной деревянной церкви, был Василий Сергеевич Покровский (1789 – после 1881). В качестве священника он упоминается с 1832 года. Вероятно, служить начал раньше. У него в семье была дочь Фёкла. Закончил службу о. Василий Покровский в 1855 году одновременно с назначением нового священника – Алексея Васильевича Левитова (1832 – 19.10.1887). Как и было принято в то время, назначение нового священника сопровождалось браком с дочерью предыдущего, то есть с Фёклой Васильевной Покровской.
      При этом Алексей Васильевич Левитов стал содержать тестя Василия Сергеевича и тещу Домну Дмитриевну Покровских.

      Среди детей Алексея Васильевича Левитова была дочь Мария (1867 – 1914) [1]. Она вышла замуж за очередного, назначенного к этой церкви священника – Петра Васильевича Надеждина (1863–1930), героя этого повествования, который служил в Архангельской церкви села Юсово с 1887-го до закрытия храма – 43 года.

      Это генеалогическое исследование, составленное автором по материалам семейного архива и Государственного архива Рязанской области, даёт право утверждать, что найденная прихожанами села Юсово 12 апреля 2008 года церковная касса, именуемая в СМИ «кладом», формировалась взносами прихожан на протяжении примерно 100 лет трудами трех поколений священников – Покровского, Левитова и Надеждина. Они представляли по сути дела единую семью. Эта преемственность доказывается тем, что самая ранняя из найденных монет датируется 1737 годом, а поздняя – 1914-м.

      После закрытия храма слухи о спрятанном в церкви последним священником кладе стали распространяться как «пандемия». Слухи эти не давали покоя кладоискателям, забывшим русскую пословицу: «Не тобой положено, не тобой и возьмётся». Все в храме было изрыто вдоль и поперек. В поисках «сокровищ» вырывались и разбивались даже несущие элементы фундамента. Не пощадили кладоискатели и само место захоронения о. Петра Надеждина рядом с алтарем. Плита была сдвинута, могила разрыта, и некоторое время на её месте оставалась яма. Но помнящие и глубоко чтящие память об этом батюшке жители села Юсово восстановили могилу и поставили новый крест.

     Мысль о необходимости спасения церковной кассы возникла у о. Петра Надеждина после «первого звоночка», когда новой властью под надуманными предлогами была изъята принадлежащая храму вся серебряная церковная утварь. И вот теперь, собранная многими поколениями прихожан и сохраненная в годы революции и гражданской войны отцом Петром церковная касса, на протяжении почти ста лет не дававшаяся в руки неугомонным кладоискателям, сама открылась перед чистыми помыслами людей, словно посланная Богом перед Пасхой именно тем, кто начал заботиться о восстановлении Церковной жизни давно разрушенного Храма.

      В сердцах сельчан загорелась уверенность, что, сохраненная отцом Петром от варварского распыления касса, – возвращена Господом прихожанам села Юсово, чтобы дать им возможность восстановить свою церковь.

      Первоначально властями было принято решение монеты реализовать, а полученные средства потратить на возрождение храма. Так и получилось, но частично, ведь большая часть монет и других ценностей клада были признаны специалистами культурной ценностью, не подлежащей реализации.
      
      Но именно это обстоятельство стало стимулом для побуждения к действиям жертвователей! А это движение души для Бога ценнее любой денежной «манны небесной». И здесь клад снова сыграл свою нравственную роль – раскрыл КЛАД ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. Храм восстанавливается! И уже летом 2012 года в церкви начались богослужения.

      Внучки Петра Васильевича, – сестры Лидия, Вера, Любовь, урожденные Надеждины, вспоминали своего деда, как очень строгого и чрезвычайно скромного в быту человека, ведущего аскетический образ жизни. Это вызывало ещё большее уважение и почитание прихожан к священнику, обладающему и без того высокой духовной репутацией.

      И живет в семье Надеждиных воспоминание о том, что о. Петр умер в 1930 г. вскоре после того, как его вызывали в ОГПУ. Там в течение нескольких дней его обрабатывали, пытаясь завербовать в осведомители, чтобы информировать органы об исповедях прихожан и их «дурных» мыслях. В случае отказа ему пригрозили закрытием церкви и последующими репрессиями.

      Но мужественный и принципиальный отец Петр категорически отказался от этого сотрудничества, невзирая на нависшую над ним и его семьей угрозу.

      ...Храм закрыли. Не выдержав переживаний, отец Петр через несколько дней скончался от удара [2].

      Он умер, но Божьим провидением сохранил принадлежащие храму средства, сыгравшие решающую роль в восстановлении этого одного из сокровенных островков русской Православной духовности.


________________________


      1. Мария Алексеевна Левитова, прабабка автора и родная тётка деятеля Белого движения полковника Михаила Николаевича Левитова (1893 – 1969). См. «От Первой мировой к Белому движению»: <http://proza.ru/2017/01/20/2221>

      
      2. Через 6 лет после смерти о. Петра Надеждина была предпринята попытка возобновить службы в храме, закончившаяся драматически. Весной 1936 года новый священник Архангельского храма Алексий Иоаннович Колосов и староста Прасковья Ефимовна Татарникова были арестованы как участники "контрреволюционной церковно-монархической организации" митрополита Раненбургского Иоанна Кситрусского, расстрелянного 26.10.1937. Тогда же (1936) храм был закрыт уже вторично и окончательно. В последующие долгие годы здание использовалось совхозом «Раненбургский» под склад, а затем было заброшено как непригодное для какого-либо использования вообще.

________________________


ИСТОЧНИКИ:

1. ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 52. Св. 126. 1906 г. Л. 114 об. – 116 об.;

2. ГАРО.Ф.627. Оп.240. Д.52. Св.126. Л.114об. – 116 об., 1906 г.;

3. ГАРО.Ф.627. Оп.240. Д.6. Св.112. (листы не пронумерованы) – о священнике Архангельской церкви, с. Юсово, Алексее Васильевиче Левитове, его жене Фёкле, тесте Василии Сергеевиче и теще Домне Дмитриевне. 1855 г.;

4. И. В. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии ныне существующих и упраздненных. – Рязань, 1888. – Т. 3.


________________________


Изображение:

Процесс восстановления храма. На переднем плане могила отца Петра Надеждина. Фото Светланы Хальзовой.


________________________

Публикация об истории происхождения клада представлена на сайте "История, культура и традиции Рязанского края" в статье под названием Священник Петр Надеждин и «Юсовский клад»: [размещено 20/12/2008 - 10:54] – режим доступа: https://62info.ru/history/node/4201

Рассказ опубликован в сборнике "Душа Православия. Книга номинантов одноименного конкурса 2022". - Москва: Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2022. – С. 157-161.


     

<https://ridero.ru/books/dusha_pravoslaviya/>;



Рецензии
Понимаю,какая огромная работа проделана Вами.
Рада, что храм восстанавливается.
Без прошлого не может быть и будущего.
Вам - благодарность народная!
С признательностью,

Тося Кузнецова   03.03.2023 10:12     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое, Тося!
Очень тронут Вашим отзывом! Для меня он очень важен!
С теплом и пожеланием продолжения творческих успехов,

Алексей Тверитинов   03.03.2023 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.