Из века в Век Русский Ковчег
***
"...И последнее - но далеко не последнее по важности - о чем я считаю необходимым сказать. Истинный патриотизм - это любовь и преданность своей стране и в целостности её истории, и в её современном состоянии. Между тем ныне к "патриотам" причисляют людей, которым дорога только дореволюционная, монархически-православная Россия (Россию после 1917 года они так или иначе "отрицают"), а с другой стороны - людей, которые дорожат позднейшей, советско-коммунистической Россией.
Если вдуматься, станет ясно, что все эти люди являются патриотами не России, а того или другого общественного строя, и в этом - еще одна причина несостоятельности нынешнего употребления слова "патриот".
Наконец, многие "патриоты" полностью отвергают или даже просто проклинают СЕГОДНЯШНЮЮ Россию и её терпящий свое положение народ. Напомню в связи с этим слова, написанные за несколько лет до 1917 года одним из гениальных русских мыслителей Василием Розановым:
"Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно тогда, когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша "мать" пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, - мы не должны отходить от нее... Но и это еще не последнее: когда она, наконец, умрет и, обглоданная евреями, будет являть одни кости - тот будет русский, кто будет плакать около этого остова..."
Уместно сказать, что Россия являла собой, в сущности, только "остов" и после монгольского нашествия 13 века, и в Смуту начала века 17-го, и после Февраля 1917 года. Но каждый раз находились истинные патриоты - и они, конечно, не только "плакали", - хотя создавались и такие сочинения: "Слово погибели Русской земли" (1240), "Повесть о разорении Московского государства и всея Российская Земли" (1612), "Слово о погибели земли Русской", написанное Алексеем Ремизовым (сентябрь 1917-го).
И в заключение: три охарактеризованных только что различных типа "патриотов" должны слиться воедино и стать тем самым истинными патриотами России, которая только при этом условии воскреснет..."
(В.В.Кожинов "Россия как цивилизация и культура (к 1200-летию Русского государства)" / М., 2012).
***
"Уместно сказать, что Россия являла собой, в сущности,
только "остов" и после монгольского нашествия 13 века,
и в Смуту начала века 17-го, и после Февраля 1917 года.
Но каждый раз находились истинные патриоты - и они,
конечно, не только "плакали", - хотя создавались и такие сочинения:
"Слово погибели Русской земли" (1240),
"Повесть о разорении Московского государства
и всея Российская Земли" (1612),
"Слово о погибели земли Русской",
написанное Алексеем Ремизовым (сентябрь 1917-го)..."
***
Г.П.ФЕДОТОВ
и
Русский Ковчег.
"Россия без креста, Россия -- географическое место борьбы религий и сект, -- ни один православный человек не примирится с этим...
Достоевский был прав, говоря, что Церковь -- это наш русский социализм, -- прав в смысле предвидения грядущего...
Где, откуда на этой убогой земле подняться национальному гению?..
В России есть лишь один центр для духовного собирания народа.
Есть сердце России, и пока оно не перестало биться,
нельзя говорить о смерти нации. В Церкви, сжавшейся, сдавленной
в темной подземной темнице, сохранились огромные, еще небывалые
духовные силы. Они ждут своей актуализации. Придет пора,
когда эта актуализация предстанет для них не в личном
подвижничестве, а во всенародном служении.
Это будет началом воскресения России...
...предпосылки для оцерковления культуры.
Оцерковление культуры -- это наша христианская утопия, которую
мы противопоставляем всевозможным утопиям современности. Все
остальные утопии реализуются в ней.
Оцерковление для нас -- не подчинение внешнему авторитету Церкви.
Оно есть осуществление религиозно-культурного единства, при котором
Церковь не противостоит культуре, но
ТВОРИТ ЕЁ В СВОИХ НЕДРАХ... "
(Г.П.Федотов "Проблемы будущей России" / Париж, 1932).
***
"Пока еще рано говорить о творчестве церковной культуры в России.
Для этой работы в Церкви нет ни внешних, ни внутренних возможностей.
Она живет первичным религиозным актом, по ту сторону всякой культуры.
Но этот акт заключает в себе огромную динамическую энергию,
источник всякого творчества. Из этого резервуара духовных сил
будут питаться все живые направления русской культуры.
Именно все -- а не одно из них. Победа Церкви не обеспечивает
торжества консервативных или прогрессивных начал в культуре.
Она обеспечивает жизнь, то есть творческую глубину самой культуры.
К этому можно прибавить лишь одно. Церковь не знает прерывов в своем
росте, и каждый прошлый день сохраняется ею для вечности.
Поэтому она воссоздает непрерывно единство прошлого и настоящего
и в этом смысле является в России единственной носительницей
духовного преемства -- ТЕМ КОВЧЕГОМ, на котором спасается все живое
(но только живое) в ПОТОПЕ революции"
(Г.П.Федотов "Новая Россия" / Париж, 1930).
Свидетельство о публикации №221020200068
И истребление лучших людей не исправить ничем.
А церковь захлестнул модернизм.
Всякий Шмеман,Мейендорф, Осипов......
Мария Березина 02.02.2021 07:32 Заявить о нарушении