Из века в Век Русский Ковчег

                Из ВЕКА в Век -- Русский Ковчег...

                ***

"...И последнее - но далеко не последнее по важности - о чем я считаю необходимым сказать. Истинный патриотизм - это любовь и преданность своей стране и в целостности её истории, и в её современном состоянии. Между тем ныне к "патриотам" причисляют людей, которым дорога только дореволюционная, монархически-православная Россия (Россию после 1917 года они так или иначе "отрицают"), а с другой стороны - людей, которые дорожат позднейшей, советско-коммунистической Россией.
Если вдуматься, станет ясно, что все эти люди являются патриотами не России, а того или другого общественного строя, и в этом - еще одна причина несостоятельности нынешнего употребления слова "патриот".
Наконец, многие "патриоты" полностью отвергают или даже просто проклинают СЕГОДНЯШНЮЮ Россию и её терпящий свое положение народ. Напомню в связи с этим слова, написанные за несколько лет до 1917 года одним из гениальных русских мыслителей Василием Розановым:
"Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно тогда, когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша "мать" пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, - мы не должны отходить от нее... Но и это еще не последнее: когда она, наконец, умрет и, обглоданная евреями, будет являть одни кости - тот будет русский, кто будет плакать около этого остова..."
Уместно сказать, что Россия являла собой, в сущности, только "остов" и после монгольского нашествия 13 века, и в Смуту начала века 17-го, и после Февраля 1917 года. Но каждый раз находились истинные патриоты - и они, конечно, не только "плакали", - хотя создавались и такие сочинения: "Слово погибели Русской земли" (1240), "Повесть о разорении Московского государства и всея Российская Земли" (1612), "Слово о погибели земли Русской", написанное Алексеем Ремизовым (сентябрь 1917-го).
И в заключение: три охарактеризованных только что различных типа "патриотов" должны слиться воедино и стать тем самым истинными патриотами России, которая только при этом условии воскреснет..."
          (В.В.Кожинов "Россия как цивилизация и культура (к 1200-летию Русского государства)" / М., 2012).

                ***

          "Уместно сказать, что Россия являла собой, в сущности,
           только "остов" и после монгольского нашествия 13 века,
           и в Смуту начала века 17-го, и после Февраля 1917 года.
           Но каждый раз находились истинные патриоты - и они,
           конечно, не только "плакали", - хотя создавались и такие сочинения:
          "Слово погибели Русской земли" (1240),
          "Повесть о разорении Московского государства
           и всея Российская Земли" (1612),
          "Слово о погибели земли Русской",
           написанное Алексеем Ремизовым (сентябрь 1917-го)..."

                ***

                Г.П.ФЕДОТОВ
                и
                Русский Ковчег.

           "Россия без креста, Россия -- географическое место борьбы религий и сект, -- ни один православный человек не примирится с этим...

            Достоевский был прав, говоря, что Церковь -- это наш русский социализм, -- прав в смысле предвидения грядущего...

            Где, откуда на этой убогой земле подняться национальному гению?..
            В России есть лишь один центр для духовного собирания народа.
            Есть сердце России, и пока оно не перестало биться,
            нельзя говорить о смерти нации. В Церкви, сжавшейся, сдавленной
            в темной подземной темнице, сохранились огромные, еще небывалые
            духовные силы. Они ждут своей актуализации. Придет пора,
            когда эта актуализация предстанет для них не в личном
            подвижничестве, а во всенародном служении.
            Это будет началом воскресения России...

            ...предпосылки для оцерковления культуры.

            Оцерковление культуры -- это наша христианская утопия, которую
            мы противопоставляем всевозможным утопиям современности. Все
            остальные утопии реализуются в ней.
            
            Оцерковление для нас -- не подчинение внешнему авторитету Церкви.
            Оно есть осуществление религиозно-культурного единства, при котором
            Церковь не противостоит культуре, но
            ТВОРИТ ЕЁ В СВОИХ НЕДРАХ... "
                (Г.П.Федотов "Проблемы будущей России" / Париж, 1932).

                ***

           "Пока еще рано говорить о творчестве церковной культуры в России.
            Для этой работы в Церкви нет ни внешних, ни внутренних возможностей.
            Она живет первичным религиозным актом, по ту сторону всякой культуры.
            Но этот акт заключает в себе огромную динамическую энергию,
            источник всякого творчества. Из этого резервуара духовных сил
            будут питаться все живые направления русской культуры.
            Именно все -- а не одно из них. Победа Церкви не обеспечивает
            торжества консервативных или прогрессивных начал в культуре.
            Она обеспечивает жизнь, то есть творческую глубину самой культуры.
            К этому можно прибавить лишь одно. Церковь не знает прерывов в своем
            росте, и каждый прошлый день сохраняется ею для вечности.
            Поэтому она воссоздает непрерывно единство прошлого и настоящего
            и в этом смысле является в России единственной носительницей
            духовного преемства -- ТЕМ КОВЧЕГОМ, на котором спасается все живое
           (но только живое) в ПОТОПЕ революции"
                (Г.П.Федотов "Новая Россия" / Париж, 1930).


Рецензии
Тот остов, что образовался после октября был совсем другим.
И истребление лучших людей не исправить ничем.

А церковь захлестнул модернизм.

Всякий Шмеман,Мейендорф, Осипов......

Мария Березина   02.02.2021 07:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария, за точку зрения.

Бармин Виктор   02.02.2021 08:49   Заявить о нарушении