Фуэте судьбы. Глава 8

                Глава восьмая

                ТАТЬЯНА

     Для Курбана та шутка на банкете была не шуткой! Он  не стал долго раздумывать и пришел поздравить семью Татьяны с Новым  1967 годом.

     К своей избраннице Курбан пришёл вместе с другом Музаффаром Умаровым для поддержки и " хорошо навеселе"- выпили для храбрости. Дома были и родители, и бабушка Татьяны. В таком «веселом»  виде он им очень не понравился, но больше всего им запомнились его «злые» глаза. Татьяна оправдывалась перед родными, что она с ним не встречается, он просто коллега. Но родственники не поверили, бабушка Эмилия Христофоровна плакала: «Танечка,ты  у нас  такая  нежная, а у него такие злые глаза!»
 
    Потом, когда Татьяна и Курбан уже были женаты, родные с улыбкой вспоминали эту встречу, дивясь, как обманчиво бывает первое впечатление о человеке. Ведь Курбан оказался добрейшим человеком  и  самым лучшим мужем и партнером по сцене для их Танечки. И все родственники очень его полюбили.

                ……………………………

     Татьяна уже в детском саду поняла, что хочет стать балериной. И на
утренниках  исполняла танцы  бабочек и птичек. Когда подросла пошла в дом пионеров в танцевальный кружок, который вела балерина театра оперы и балета им. С. Айни Лидия  Баронова.
 
     Мама Тамара Федоровна, учительница немецкого языка,  шила для Танечки платьица для выступлений.  Бабушка Эмилия Христофоровна, культурная женщина, с гимназическим, дореволюционным  образованием  учила её хорошим манерам.   А у папы  Михаила Герасимовича, фронтовика, Танечка была любимой дочкой. И все  души не чаяли в своей красивой  любимой Танечке.
 
     В 1958 году девочка узнала, что приехала комиссия из Московского хореографического училища  и очень захотела поехать на учёбу  в Москву. Но было одно обстоятельство, которое могло помешать осуществлению её мечты  – в приоритете были девочки-таджички.  И тут на помощь пришел папа Татьяны Михаил Герасимович-фронтовик, герой Великой Отечественной войны.Он горел в танке, после тяжёлого ранения лишился ноги и стал инвалидом.
 
     Китель с орденами надевал  только один раз в год – 9 мая. Но ради любимой дочки он сделал исключение. Пошел в день просмотра вместе с Татьяной, а на груди были все его пять орденов и много медалей. Он подошел к представителям комиссии, чуть прихрамывая, так как ходил на протезе. Сказал, что на фронте никто не спрашивал бойцов про национальность. Все шли в бой защищать Родину-Советский Союз.

     Татьяну приняли, у нее кроме огромного желания танцевать, были хорошие данные для балета: красивая внешность, танцующие, трепетные  руки и выворотные ноги.

      В августе 1958 года группа учеников, состоящая из 20 человек, поехала на поезде в Москву.
 
        В Москве, как и в Ленинграде, для всех детей  обучение в хореографическом училище  начиналось  со знакомства с шедеврами мирового искусства. Татьяну и её одногруппников стали  водить на экскурсии в московские театры и музеи.  Это было первоочередной  и обязательной задачей в воспитании будущих артистов  балета.

      Начались занятия: уроки классического и историко- бытового танца,фортепиано, актёрского мастерства и искусства грима. И так все восемь лет-до выпуска.
 
     Каникулы Татьяна проводила дома в семье. Но от балета не отдыхала даже летом, занималась каждый день. По её просьбе на террасе прибили палку. Это было для неё балетным станком.

     Чтобы не забыть музыкальные произведения, которые она выучила на уроках музыки в Москве, она нарисовала себе клавиши на бумаге, и каждый день репетировала. Отец Татьяны это заметил  и купил любимой дочке чешское пианино фирмы «Scholze». Вот это была радость! Татьяна очень хорошо научилась играть на пианино и в  их квартире на ул. Шота Руставели стали звучать прекрасные произведения великих композиторов П.И. Чайковского, Ф. Шопена, И.С. Баха,  Л. Бетховена. Потом это пианино перевезли на новую квартиру на ул. Свириденко. Когда я подросла, я тоже пыталась музицировать. Правда,  музыка  мне не очень  давалась, но маленькие пьески я научилась играть. Пианино было продано в 1994 году. В тот год мы уезжали из Душанбе навсегда. Когда его увозили, было такое чувство, что расстаёшься с близким человеком. Успокаивало то, что оно попало к хорошим людям, для девочки, которая училась музыке. Может быть,  она стала музыкантом?

                ……………………………….

     Педагогом Татьяны была Елена Николаевна Жемчужина. Воспитанница ленинградской хореографической школы, в 1958 году переехала в Москву и разработала методику преподавания классического танца, объединив московскую и ленинградскую школы.

 А в выпускном классе она училась у Суламифь Михайловны  Мессерер. Это была уникальная женщина, балерина,  педагог. Татьяне очень повезло, что она соприкоснулась с этой талантливой женщиной, воспитавшей огромное количество артистов балета по всему миру.

                ………………………………….

     С.М.Мессерер  родилась в семье, где очень любили искусство. Это передалось детям, которые  посвятили свою жизнь разным видам искусства, и появилась династия Мессерер – Плисецких. Талант Асафа Мессерер - старшего брата  Суламифи  Михайловны, проявился  в балете.
 
     В 16 лет он попал на балетный спектакль в Большой театр и понял, что хочет стать танцовщиком. Несмотря на возраст, обычно балетом начинают заниматься с 10-11 лет, он сумел поступить в частную балетную школу, а затем сразу в 8 класс московского хореографического училища. Он стал великолепным артистом балета, а затем балетмейстером.

     Его примеру последовала Суламифь Михайловна, которая   закончив московское хореографическое училище, стала балериной Большого театра СССР, а затем педагогом.  В 1938 году были репрессированы её старшая сестра Рахиль, актриса немого кино и её муж Михаил Плисецкий, дипломат.  Их детей Майю и Алика забрала к себе на воспитание Суламифь Михайловна и с детства привила им любовь к балету.
С 1960 года преподавала в Московском хореографическом училище.

     По направлению Министерства культуры СССР поехала на работу в Японию, где организовала японскую балетную школу. Затем она много работала за рубежом, преподавала и ставила балеты. В 1980 году, когда ей было уже за 70, приняла решение не возвращаться в СССР и попросила политического убежища в посольстве Великобритании. И  была в СССР  объявлена «врагом народа». В Великобритании она работала  педагогом-хореографом в знаменитом королевском  театре - Theatre Royal, Covent Garden, написала книгу «Фрагменты биографии», умерла в Лондоне в 2004 году.
                ...........................


     В 1965-66 учебном году преподавала на  выпускном курсе, где училась Татьяна. Этот курс был уникален, тем, что он состоял из девушек, направленных из разных республик на учёбу в Москву, объединённых в одну группу. Но так как в процессе обучения идёт большой отсев учащихся, по разным причинам, то до выпуска доходят единицы. Татьяна выдержала весь этот тяжелый путь от ученицы до выпускницы  Московского хореографического училища.
               
     И летом 1966 года   вернулась в родной город,  была принята в Таджикский государственный академический театр оперы и балета им. С. Айни артисткой балета.
С начала 1967 года в театре шла работа над оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин». Любовь Александровна в сцене на балу, во втором акте ставила танцы. Для  Малики Сабировой и Владимира  Кормилина  она поставила дуэтный номер, который они потом танцевали в концертах. А в мазурке в пару соединила  Татьяну и Курбана.

     Репетируя этот танец, молодые люди стали лучше узнавать друг друга. После репетиций гуляли по красивым улицам  молодого города и разговаривали о балете, сравнивая ленинградскую и московскую хореографические школы.

     Все друзья и знакомые заметили, что Татьяна и Курбан стали много времени проводить вместе, но не обращали внимания. Курбану тогда было 26 лет, и он считался заядлым холостяком. Однажды у него была неудачная попытка жениться, но девушка – балерина Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в последний момент что называется «дала от ворот поворот». Курбан очень переживал и решил больше никого не впускать в своё сердце. Были у него подружки, поклонницы, но ничего серьёзного.

     Но с появлением  в театре  молодой артистки Татьяны Козловской, что-то изменилось в душе этого убеждённого холостяка.

                ............................
На фото Татьяна рядом с Суламифь Михайловной Мессерер, которая обнимает её за талию. Фото 1966 года  из архива семьи Холовых

               


Рецензии