Ихтиофауна Египта фараонов. Сага об оксиринхе

В Ниле, в том числе на его египетском «отрезке» можно найти рыб самой диковинной и курьёзной наружности. О них знают не только рыболовы, но и аквариумисты. До нашей эры и в ранней античности в одних краях Египта они были объектом активного промысла, а в других – истового почитания. К их числу не в последнюю очередь нужно отнести очень оригинальных с виду рыб из огромного отряда Мормирообразных (Mormyriformes). У многих из них рыло вытянуто в узкую трубочку более или менее длинную и изогнутую, за что их прозвали «слониками» и даже «тапирами», хотя их профиль больше всего напоминает мордочку муравьеда.

У других видов этого отряда вовсе нет «хоботка», но из-за строения черепа голова до смешного может напоминать щучью и даже дельфинью. По большей части «слоников» трудно с кем-либо спутать и не заметить при том, что окрашены они для тропических рыбок скромно, а иногда даже готически-мрачно. Все они, охотясь на глубине, в мутной воде, роясь носом в иле, проводят геолокацию, излучая электрические импульсы , но ударить током врага, как нильский электрический сом (Malapterurus electricus), они не могут.

В числе самых ярких примеров можно назвать аба-аба, гимнарха, или нильского дракончика (Gymnarchus niloticus), единственного в своём роду и даже семействе. Он похож сразу и на мурену, и на угря с телом сизо-стального цвета. У него скудный набор плавников, нет даже хвостового, зато спинной тянется вдоль всего хребта, волнообразно извиваясь в воде. Он может вырасти в длину до полутора метров, но лишь при должной долготе жизни, и обычно он гораздо мельче. И всё равно, это очень ценная рыба, которую не зря изображали в сценах схватки с природой на египетских памятниках.

У гимнарха лакомое мясо, но главное – на редкость крупная (до 1 см. в диаметре!) икра, ни в чём не уступающая осетровой. Из источников известно, что древние египтяне не брезговали икрой и при потрошении улова аккуратно вынимали её и раскладывали по горшочкам. Аба-аба мог бы в древности поражать людей не только вкусом, но и образом жизни. По «обычаю» гимнархов самец вьёт из речных трав крупное плавучее гнездо, в котором самка оставляет на его попечение около тысячи икринок. Отец должен будет защищать этот инкубатор и в дальнейшем мальков.

В I тысячелетии до н.э. анималистические культы в Египте вдруг обретают сверхзначимость. Ряд видов рыб тоже был посвящён разным богам, о чём писали многие античные авторы. У них были свои культовые центры, один из которых до сих пор был славен лишь огромной коллекцией собранных в его руинах свитков папирусов. Он был основан к западу от рукава Бахр-Юсуф, что ведёт прямо в великое озеро оазиса Файюм, как Пер-меджед. Он был столицей XIX нома Юга, с греческой эпохи он стал важным стратегическим пунктом из-за своего внутреннего порта и расположения на стыке торговых путей.

В то время его давно называли на эллинский лад – «Оксиринх», в честь рыбы, избранной там кумиром. Хотя эту самую рыбу в той или иной степени также чтили и в других городах Египта, к примеру, в Абидосе. С самого начала было ясно, что «острорылая» рыба из античных описаний Египта – это вид из семейства Мормировые (Mormyridae), и скорее всего, судя по статуэткам её, розовый мормир Каннуме (Mormyrus oxyrhynchus/Mormyrus kannume). Но если с мумиями других священных рыб у археологов не было проблем, то именно мумии мормиров очень долго не удавалось найти и изучить.

В 2012 г. близ города Эль-Бахнаса, живого соседа умершего Оксиринха был таки найден некрополь для божественных мормиров, и притом огромный. Но большая часть мумий, с трудом извлекаемая из этого массового захоронения, уже давно была в самом скверном состоянии. Да, все они были мормиридами, но ведь это семейство большое, богатое на виды. Это вам не гимнарх-одиночка. Анатомический анализ скелетов доказал, что в подавляющем большинстве случаев мумии делали из двух видов – уже упомянутого мормира Каннуме и так называемого нильского дельфина (Mormyrus caschive/Mormyrus longirostris).

За неимением их люди иногда мумифицировали их сородичей – мормиропса угревидного (Mormyrops anguilloides) и уж совсем мелкого гиперописуса нильского (Hyperopisus bebe). У первой из этой пары рыб челюсти вытянуты не «трубочкой», а узкой «лодочкой», что делает её похожей на осетра или щуку. За это греки не моргнув и глазом называли мормиров и щуками, и осетрами, хотя такие рыбы в Ниле не водятся вовсе. В точном смысле этого слова священных рыб не бальзамировали, их лишь вялили до каменного состояния в лучах адского полуденного солнца, засыпав, а иногда и начинив солью и натроном.

Интересно, что греки называли творцов мумий и заготовителей промысловой рыбы (засольщиков) одним словом – «тарихевты». Тушки рыб, помимо полосок льна, укутывали в слои сухой травы, пустынного ковыля эспарто (хальфа). Главной чертой культа рыбы оксиринха было то, что в нём не оказывали божественные почести избранной для храмового пруда живой рыбе как аватару или медиуму божества. В мормирах, причастных к нападению на брошенное в реку тело убитого бога Осириса , видели проводника владыки мёртвых, а значит и чтить их надлежало именно в форме мумии.

Не случайно даже бронзовые статуэтки мормиров, увенчанные короной Осириса «атеф» либо тиарой богини Хатхор иной раз бывали изваяны покоящимися на салазках для мертвеца. Но живой мормир, особенно крупный, серебристо-серый с розовым отливом Каннуме, в глазах народа мог выступать глашатаем начала разлива, как и мугилиды (кефали). Два их вида пускались в свою ежегодную миграцию в преддверии паводка с севера на юг, заплывая в Нил из моря, а нильские слоники, речные резиденты, наоборот, спускались по реке от её верховьев до устья, с юга на север. В бурных водах рыбы часто получают увечья на голове, которая у мормиров «лысая», без чешуи.

В обычное время мормириды живут, что называется, в «тихих омутах» и по одиночке, а тут нужно сбиваться в стаи и бороться с течением, натыкаясь на острые камни и обломки тростников в плавнях. В Ниле, не считая найденных на рыбном погосте видов мормирид, есть и другие, к примеру, маркузениум карповидный (Marcusenius cyprinoides, максимальная длина особи 33 см), поллимир Исидора (Pollimyrus isidori, максимальная длина особи 10 см) и камнеголовы видов Petrocephalus bane (максимальная длина особи 20 см) и Petrocephalus bovei (максимальная длина особи 11 см), которые похожи на «слонов» меньше всего на свете, но и при округлой, как галька, голове, отмеченные узким, крохотным, как у всех мормирид, ртом.

Всех этих рыб без труда можно узнать на великолепных резных панорамах в мастабах, скажем, вельмож Чи и Мерерука (V и VI династии). В то время табу на ловлю и употребление рыбы не было, если не считать того, что до эпохи Нового царства она не входила в заупокойное меню. В Поздний период разные табу носили вначале локальный и сословный характер, но с приближением полного краха цивилизации фараонов они, очевидно, множились и становились всё круче. Указ фараона Птолемея X и царицы Береники III (Йельский папирус) запрещал ловлю не только оксиринха, но даже и сома синодонтиса по всей стране, а не только в центрах почитания. За нарушение, а значит святотатство – смерть, как и за убийство кошки!

Не лишне упомянуть и папирус из Тебтуниса, датированный уже 46-м годом н.э. (время правления императора Клавдия), в котором рыбаки гильдий Береники и Нармутиса дают клятву, что во время промысла они никогда не захватывали священных рыб – оксиринха и лепидота (нильского карпа). Но откуда же тогда брались рыбные мумии? Элиан писал, что египетские рыбаки перебирали весь улов в сети из боязни, что в ней мог случайно застрять мормир. На крючок его ловить сложнее – нужна особенно длинная леска с горсткой крючков, щедро унизанных червями. А случайно зацепить мормира другой снастью можно разве что в пик сезона разлива и брачных миграций этих обычно глубоководных и пугливых рыб, то есть в августе – сентябре.

Нил в эту пору кишел рыбой, и изображения в мастабах эту картину н капли не преувеличивают. А когда вода начинала отступать, часть рыбы, особенно мальки и неопытный молодняк, часто застревала на суше в бочагах и лужах. Народ мог бы видеть в этом даровое угощение, но не всякую рыбу из такой добычи можно было есть. В 125-м заклинании из Книги мёртвых, известном задолго до греко-римской эпохи, умерший даёт клятву, что он в своей жизни никогда не рыбы «хаут». Термин «хаут» снабжён, что характерно, детерминативом в виде рисунка мормира, и он означает не живую, а дохлую или умирающую рыбу.

Если культ допускал сбор снулой рыбы на топком побережье, то это объясняет почему мелкие, лишь до 20 см. в длину слоники, в братской могиле мормирид (общим объёмом шесть кубических метров) встречаются в пять раз чаще крупных. В слоях бинтов мумий солидных или среднего размера мормирид иногда находят мальков, как будто кто-то решил пожертвовать «рыбный букет». Не исключено, что отловом для мумификации занимались люди, посвящённые во все эти мрачные таинства, как это было в случае с кошками, кара за убийство которых, в общем-то, касалась лишь не причастных к отправлению культа лиц.

К римской уже эпохе относится эпизод стычки оксиринхцев с жителями нома Кинополь из-за того, что эти последние якобы съели мормира. С одной стороны, это означало, что птолемеевские указы утратили силу, и хотя бы голод одолел суеверия, а с другой – что от духовного наследия древности в стране остались лишь мелкие осколки. Такого рода войн, на религиозной почве, Египет не знал даже в бурную эпоху своего первого объединения! Уже ни один египтянин, даже жрец, не мог верно истолковать истоки культа рыб, но их вёл слепой фанатизм.

А давным-давно, во времена Чи и Мерерука, когда пастухи выгоняли стада баранов или свиней в полужидкую грязь осеннего поля, чтобы те втоптали в неё твёрдыми копытцами зёрна, они пели здравицу рыбам, в том числе и оксиринху. Тем рыбам, что по воле богов остались умирать на берегу. В этой песне сам пастух назван «пастырем Запада», то есть Осирисом, из невинно пролитой крови которого якобы родился мормир, и тело которого он же яростно «клевал» в воде с двумя другими рыбами. Текст из архива жреца Хора II века до н.э. гласит, что при создании мумии из священного животного образуется «ба» бога.

Выбор для этой цели рыб мог быть аллюзией на цикл возрождения, присущий некоторым богам и звёздам декана: они тонут в воде на 70 дней (срок мумификации) и возрождаются из неё в виде птицы. Тот, кто покупал у тарихевта мумию (скажем, рыбы) и по всем правилам проводил обряд её погребения, входил в контакт с миром богов. У очень многих людей в Египте, до крайности нищих и тёмных, был лишь один шанс отдать священный долг богам – всё же мумия, тем более в виде вяленой рыбы, не стоила ничего в сравнении с бронзовой статуэткой, этой недостижимой роскошью.

И ещё одна важная деталь: город Оксиринх (в древности Пер-меджед) до позднейших времён был одним из центров культа бога сил хаоса – Сета, чья суть была амбивалентна и парадоксальна. К востоку от Оксиринха лежал город Сепер-меру, где по легенде бились боги света и тьмы, Хор и Сет, и первый одолел второго и направил всю его мощь на благо мироздания. С тех пор «Сет носит на себе Хора». У Сета, как и у других египетских богов, было своё собственное священное животное, но его облик загадочен, он словно бы является химерой, в которой слились разные существа.

Г. Швейнфурт, А. Видеман и другие учёные его прототипом считают трубкозуба (Orycteropus aethiopicus). Так же, как у Бастет земная форма аватара – кошка, а водная – усатый сом, у Сета могла быть и своя рыба. Но хотя рыло мормира так же изогнуто, как рыло зверя Сета, и он подозрительного красноватого цвета, он, кажется, никогда не был идолом Сета ни в живом, ни в мёртвом виде. К сожалению, те кварталы Оксиринха, что относились к догреческой эпохе, давно погребены под тесным лабиринтом кварталов Эль-Бахнаса. Тайна кредо оксиринхцев и его истоки всё ещё скрыты в песках времени.

На снимке: вотивная статуэтка священной рыбы оксиринха (мормира) из бронзы с инкрустациями из ляпис-лазури и цветного стекла. Поздний период в истории Египта, 722 - 332 гг. до н.э. Экспонат Художественного музея имени Майкла Карлоса в Университете Эмори (США, штат Джорджия, г. Атланта). Инвентарный № 1987.001


Источники:

Брюэр Дуглас Дж. статья «Рыба» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2002 г. Том I, стр. 532 – 535/ Brewer D.J.: “Fish” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2002, vol. 1, p. 532 – 535

A Late Period fish deposit at Oxyrhynchus (el-Bahnasa, Egypt). Wim Van Neer, J;r;me Gonzalez. Royal Belgian Institute of Natural Sciences, Brussels, Belgium; KU Leuven - University of Leuven, Laboratory of Biodiversity and Evolutionary Genomics, Leuven, Belgium. Documenta archaeobiologiae. animals: cultural identifiers in ancient societies? Edited by Joris Peters, George McGlynn and Veronika Goebel. Verlag Marie Leidorf GmbH. Rahden/Westf. 2019

Проблемы зоокультуры и экологии // Сборник научных трудов – М.: ГАУ «Московский зоопарк»; ЕАРАЗА: Изд. ЗооВетКнига, 2017.

Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.

Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство. М.: «Просвещение», 1991 г.

Вассел Белинда Энн. Диссертация "Фауна Древнего Египта: лексикографическое исследование"./Belinda Ann Wassell. Ancient Egyptian Fauna: a lexicographical study. (Two volumes). Volume 1. Thesis submitted for the degree of doctor of philosophy to the University of Durham. School of Oriental Studies, 1991.

Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М; 1971. 2-е изд. - 2000.

Описание Египта, или Сборник наблюдений и исследований, которые были проведены в Египте во время экспедиции французской армии/Description de l'E;gypte, ou, Recueil de observations et des recherches qui ont e;te; faites en E;gypte pendant l'e;xpe;dition de l'arme;e franc;aise by France. Commission des sciences et arts d'Egypte; Napoleon I, Emperor of the French, 1769-1821; Jomard, Edme Franc;oise, 1777-1862; Fourier, Jean Baptiste Joseph, baron, 1768-1830; France. Arme;e. Arme;e d'Orient (1798-1801). Publisher Paris, Imprimerie impe;riale. Publication date 1809. Volume t.1 (1809) [Histoire naturelle Text]

Hopkins, C.D. (1986) Behavior of Mormyridae. in: Electroreception.
(T.H. Bullock and W. Heiligenberg, Eds.). John Wiley & Sons. New York.

Тэйлор Я.Р. Разбор иконографии Сета/ Ian Robert Taylor - Deconstructing the iconography of Seth, Birmingham, University of Birmingham, 2016. A thesis submitted to the University of Birmingham for the degree of Doctor of Philosophy.

Йенсен С. Священные животные бога Сета/The Sacred animal of the God Set. By AD. S. Jensen. Det Kgl. Danske Videnskabernes Selskab. Biologiske Meddelelser. X I , 5. Levin & Munksgaard. Ejnar Munksgaard.1934

Зубов А.Б., Зубова О.И. Религия Древнего Египта. Ч. 1. Земля и боги. – М.: Рипол-классик, 2017.


Рецензии