Призвание. О художнице Мине Гампель

Мина Гампель «Молящийся», 1997
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
                Меняется времен суровость,
                Теряют новизну слова.
                Талант – единственная новость,
                Которая всегда нова!
                Борис Пастернак
Чтобы писать о художнике, не надо искать особого повода, ибо и сам художник, и его творчество – предмет общезначимый и общеинтересный. В этой статье я расскажу о нашей современнице, еврейской художнице Мине Гампель, творчество которой является неотъемлемой частью богатой и многонациональной культурной «мозаики» современной Германии.
Есть художники-евреи, и есть еврейские художники. Эти понятия далеко не всегда совпадают. Если говорить о Мине Гампель, то это яркая, талантливая, очень самобытная, по-настоящему еврейская художница. Именно в этом качестве она, как автор волнующих душу «картин еврейского местечка» („Bilder aus dem Stetl“), получила широкую известность в Германии. В немецкой прессе можно найти множество восторженных статей, рецензий и откликов о  творчестве Мины Гампель. Художницу знают также  во Франции, Швейцарии,  Израиле, Бельгии, Голландии и в Польше, где проходили и проходят  выставки её работ.
Творчество художницы Мины Гампель родом из «страны детства» - Пинска, небольшого еврейского местечка в Польше (ныне Белоруссия). В эту реальную, а не воображаемую или книжную почву уходят корни её таланта. Мина родилась 14 августа 1940 года в многодетной семье мелкого ремесленника и была младшей из восьми детей. Семья была глубоко религиозной, и даже в самые трудные времена в ней чтили еврейские традиции. В 1941г. семье Мины пришлось буквально бежать от фашистской угрозы, и годы войны семья пережила во Фрунзе (ныне г. Бишкек).
В 1945г. – возвращение в Европу, но уже не в Пинск, а в бывший немецкий город Штеттин (ныне г. Щецин), присоединенный к послевоенной Польше. Здесь Мина получила образование, она окончила торговое училище. Когда Польша стала «выдавливать» из страны своих еврейских сограждан, в 1957г. был переезд в Израиль. В 1967г. по личным обстоятельствам Мина Гампель переезжает в Германию и с 1969г. проживает и работает в Штутгарте.
С детства Мина увлекалась рисованием, изображала всё, что видела вокруг себя, охотно копировала картины знаменитых художников, репродукции которых она видела в журналах и на открытках. Она много читала, любила книги по истории, особенно еврейской – от Библии до Л.Фейхтвангера,  и книги по искусству. Из художников полюбила старых голландских мастеров, потом к ним присоединились Эдуард Мане и импрессионисты. Серьёзно заняться живописью удалось лишь в Германии. Параллельно с работой воспитательницей детского сада Мина много времени посвящала художественному образованию. И, наконец, завершив учёбу в Академии искусств в Эсслингене и в Европейской академии искусств в Трире, Мина Гампель осуществляет свою мечту – становится профессиональным художником. А с 1993 года она уже сама является доцентом Академии художеств в Эсслингене. 
Мина работает в разнообразной технике: пишет гуашью, маслом, акриловыми красками, создает акварели, рисунки углем, а в последнее время обратилась к гравюре на дереве. В её работах не ощущается заученности приёмов, сюжетов и образов. Напротив, несмотря на многоопытность и узнаваемость, она продолжает сохранять удивительную способность к саморазвитию, постоянному обогащению своей тематической и живописной палитры. Создавая свои полотна, рисунки, гравюры, Мина, как правило, дистанцируется от буквального правдоподобия, но в главном художница остается верной классическим традициям фигуративной живописи.
 Еврейская тема была и остается главной в творчестве художницы. Она создала целую галерею образов и жанровых сцен из недавнего, трагически ушедшего от нас прошлого. Сами названия картин вызывают в  памяти видения этого прошлого: «Старьевщик», «Старик-водонос», «Мэйдале» («Девочка»), «Девочка у стены», «Рахиль», «Портрет матери», «Городок», «Молящиеся»,  «Хупа» («Бракосочетание»), «Лехаим» («За жизнь») и другие. В этих работах есть некий печальный, несколько меланхоличный, но всегда убедительный ритм простой жизни, разрушенной безумной историей. Ритм, созданный в красках и линиях.  Художница не выплескивает на зрителя сгусток эмоций, её неравнодушие и  соучастие с большим тактом и чувством меры, словно, вплавлены в каждую картину и в каждый мазок.
Важную часть творчества Мины составляют натюрморты и декоративные панно с цветами, часто с особо любимыми ею сиренью и красными маками. В натюрмортах особенно четко прослеживается эволюция манеры письма художницы, в них пружинистый бег кисти создает особое энергетическое поле, аккумулирующее всё лучшее, светлое, что есть в природе вокруг нас. Художница серьёзно и систематически работает в рисунке. Это не подготовительный материал к живописи, а станковый рисунок – самоценный и самодостаточный.
Как правило, художница не работает по заказу. Каждая её картина – свободный творческий выбор, а  портреты – чаще всего собирательные образы, что придает им особую искренность и душевное тепло.
Не всякий художник и, вообще, творческий человек может пронести своё искусство живым и цельным на протяжении нескольких десятилетий, а Мина Гампель смогла. Ей помогают в этом не только незаурядный талант, но и такие её прекрасные человеческие качества, как открытость, сила характера,  независимость, принципиальность, верность своим корням.
Как-то Мина сказала: «Когда я пишу картины, моё сердце трепещет. Живопись мне нужна, как воздух для дыхания». Именно с трепещущим сердцем создавалось и создается в нашем мире всё лучшее и достойное.

 


Рецензии