Как выйти из зеркального лабиринта мышления?

Вопрос: Мы — вся наша история и всё известное и неизвестное это галлюцинация, которая балансирует на кончиках наших нейронов?

Ответ: если все вокруг галлюцинация, откуда взялись кончики нейронов?

Вопрос: Пустота порождает десять тысяч вещей?

Ответ: Подведу итог: галлюцинации порождаются нейронами, которые порождаются Пустотой. Но при этом нейроны сами по себе являются частью галлюцинации. Это все нереально. А Пустота получается, единственное, что реально. Но тогда она и порождать должна то, что реально, значит галлюцинация реальна! И мы никак ее не можем называть галлюцинацией.

Не подумайте, что это попытка издеваться. Я специально задал вопрос «если все вокруг галлюцинация, откуда взялись кончики нейронов?», чтобы спровоцировать ваш ответ. Я прекрасно понимаю ход ваших мыслей, его разделяют огромное число людей. Я всего лишь хотел показать вам куда эти мысли могут завести, если их продолжить логически. Если мы утверждаем, что в чем-то убеждены, то хотя бы должны быть уверены в истинности своего утверждения, ведь так? Ваш ход мыслей приводит нас к умственному тупику, или как говорил Гегель к «дурной бесконечности»: нейроны порождают галлюцинацию, которая порождает нейроны и так до бесконечности. Вы это называете «философскими построениями» и «игрой в бисер», значит вы тоже видите этот тупик. Это хорошо, потому что многие даже не доходят до этого тупика. Но поскольку этот тупик существует, те, кто его видят, не имя возможности из него выйти, заявляют о беспомощности, или о бесполезности ума, создают новые концепции типа «сверхчувственного восприятия», «прямого восприятия», «не-ума» и т.д.

На самом деле этот тупик такой же мнимый, как и все предидущее построение. Оно опирается на закон тождества базовой логики, при котором нечто обязательно должно быть этим нечто (собой) на протяжении всего рассуждения, и не может быть ничем другим. А это нечто может существовать только как отражение другого, то есть галлюцинация не будет существовать без нейронов и наоборот, и так до бесконечности. Этот тупик запрограммирован в нашем базовом мышлении. Он является результатом следования прямой, или формальной логике. Но в нашем мышлении также запрограммирован другой тип логики, в котором такие тупики не возникают. Такой тип логики называется диалектической, или в восточном варианте — Дзен/Чань. Выход из этого тупика в том, что базовым законом этого мышления является закон «то, которое одновременно не то». То есть нечто, получая свое существование от другого, в свою очередь, для него становится также другим. То есть галлюцинация может быть одновременно и галлюцинацией, и нейронами.

Это не игра в слова, и не хитроумные построения. Дело в том, что мы вообще можем мыслить только моделями, или образами. Весь наш окружающий мир в голове — это такие модели. Поэтому мир одновременно существует, и не существует. То же касается и нашего «я». Пустота это не физическое явление, поскольку, как мы с вами установили, ничто не может существовать без другого. Поэтому нам придется либо ввести еще что-то помимо Пустоты, либо правильно ее понять. Пустота это модельность нашего мышления, которое одновременно и реально и нет. Поэтому китайцы говорят, что Пустота порождает 10 тыс. вещей. В то же время эту модель одновременного существования и не существования называют иллюзией, галлюцинацией, матрицей, компьютерной симуляцией и так далее. Это все — тоже модели, концепции, которые являются порождениями нашего ума, точнее процесса мышления. Есть ли сам ум? Если мы его присваиваем (мой ум), то конечно нет. Если это нейтральный процесс, то сам по себе он ничем не отличается от Пустоты.

Мы можем быть воспитанными, интеллигентными людьми, но наше базовое мышление неизбежно заведет нас в тупик. На индивидуальном уровне это еще переживаемо, но на уровне человечества оно приводит к глобальным кризисам. Только если мы выйдем за пределы этого типа мышления, и исследуем мышление как процесс, у нас будет шанс активировать второй тип мышления, диалектический, и перейти на другой берег, достичь просветления, познать себя и так далее и т.п. Наша задача — переводить на «тот берег» наиболее прямым путем. Шанс перейти есть у каждого, но не каждый им воспользуется!


Рецензии