Принятие решений - это один из видов поиска Выдерж

Принятие решений - это один из видов поиска.

Аристотель «О душе»:

Демокрит утверждает, что душа - это некий огонь и тепло. А именно: из всего бесконечного множества фигур и шаровидных атомов, говорит он: это огонь и душа, они подобны так называемым пылинкам в воздухе, которые видны в солнечных лучах.

Подобное познаётся подобным. Поскольку же душа познаёт все, то она состоит из всех начал.

Если есть способность ощущения, то и есть способность стремления. Ведь стремление - это желание, страсть и воля.

Аристотель «Никомахова этика»

Ум всегда правилен, стремление или воображение то правильны, то неправильны. Поэтому в движение всегда приводит предмет стремления, но он либо есть (действительное) благо, либо благо кажущееся, и притом не всякое, а подлежащее осуществлению; благо же, подлежащее осуществлению, таково, что с ним дело может обстоять и иначе (тк рассудительность решает осуществлять данное благо или нет)

Мнение опирается на умозаключение. Поэтому стремление лишено способности рассуждать. Иногда же стремление берет верх и приводит в движение волю. А подчас воля, схоже с небесной сферой, берет верх над стремлением. Иной раз - при невоздержанности - одно стремление берет верх над другим стремлением. По природе всегда высшее всегда более способно властвовать и приводить в движение. Таким образом, имеется уже три вида движения:
Движение, сообщаемое воле стремлением
Движение, сообщаемое стремлению волей
Движение, сообщаемое одним стремлением другим стремлением

Для одних счастье одно, для других - другое, а часто бывает, что счастье у человека то одно, то другое: ведь, заболев, люди видят счастье в здоровье, впав в нужду - в богатстве, а зная за собой невежество восхищаются теми, кто может рассуждать о чём-то великом, превышающем их понимание.
Некоторые думали, что помимо всех этих благ - есть и некое другое - благо само по себе, служащее для всех этих благ причиной, благодаря которой они суть блага.

Считается, что почёт больше зависит от тех, кто его оказывает, нежели от тех, кому его оказывают, а в благе мы угадываем нечто внутренне присуще и неотчуждаемое. Кроме того, к почету стремятся, скорее, по тому, чтобы удостовериться в собственной добродетели.

Если назначение человека - это деятельность души, согласованная с суждениями или не без его участия... мы полагаем, что дело - некая жизнь, а жизнь эта - деятельность души и поступки при участии суждения, дело же добропорядочного мужа делать это хорошо. А если так, то поступки, сообразные добродетели, будут доставлять удовольствие сами по себе.

Признаков тех или иных нравственных устоев следует считать вызываемое ими удовольствие или страдание. Ведь кто, воздерживаясь от телесных удовольствий, этим и доволен, тот благоразумнее, а кто тяготится - распущен. Ведь нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страдания.
Вот поэтому, как говорит Платон, с самого детства надо вести к тому, чтобы наслаждение и страдание доставляло то, что следует; именно в этом и состоит правильное воспитание.

По словам Гераклита, с удовольствиями бороться труднее, чем с яростью, а искусство и добродетель всегда рождаются там, где труднее, ведь в этом случае совершенство стоит большего.

Есть предмет сознательного выбора есть предмет решения, устремлённому к зависящему от нас, то сознательный выбор, пожалуй, способное принимать решение стремление к зависящему от нас; в самом деле, приняв решение, мы выносим свой суд и тогда согласуем наши стремление с решением.

Желание не цель, одни считают к благу вообще, другие - к кажущемуся благом. Для первых: то, чего они делают, при неправильном выборе уже не «предмет желания», тк он не благо. Те же, кто называет кажущимся благом предметом желания, получается что нет естественного предмета желания, но всякому желанно то, что ему таким покажется. Между тем, желанным каждому кажется что-то своё, а может статься и противоположное.

Добродетель, как и порочность зависит от нас. И в чем мы властны совершать поступки, и в том - и не совершать их, и в чем зависит от нас «нет», в том и «да». А если от нас зависит совершение прекрасных и постыдных поступков, то от нас зависит быть нам добрыми или дурными.

Распущенность отражает в нас общие чувства всех живых существ. И эти ощущения присутствуют в нас не потому, что мы люди, а поскольку мы животные. Наслаждаться такими чувствами - значит жить по-скотски. К тому же распущенные люди лишены самых благородных удовольствий осязания, скажем от натирания маслом в гимнасиях и от горячей бани, потому что наслаждение распущенному доставляет не во всех частях тела, а только в одном.

Поиски отличаются от принимания решений, потому что принимание решений - это один из видов поиска.

Пожалуй, возникает вопрос, как человек, имеющий правильные представления, ведёт невоздержную жизнь. Ведь нелепо, по мнению Сократа, несмотря на имеющиеся у человека знания, верх в нем одерживает что-то иное и таскает его за собою, как раба. Споря с Сократом, вы говорят, что невоздержный одержим удовольствиями как имеющий не знание, а только мнение.

Невоздержный человек совершает поступки, противоположные его собственным представлениям, а от безрассудства кажется, что добродетельные поступки порочны, поэтому совершать их не следует.

«Кто молод и в расцвете сил» - как говорит Гомер, «влечёт а объятиям».

Многие дружбы расторгла нехватка беседы.

Про невоздержанного: когда водой подавишься, чем запивать будешь?

Противоположное тянется к противоположному не самому по себе, а опосредованно, так как в действительности стремятся к середине.

Человек желает для себя самого то, что является и кажется благом, и осуществляется это в поступках, при чем осуществляет это он ради самого себя, а именно ради мыслящей части души, которая, как считается, и составляет самость каждого.

«Жизнь» для животных определяется по способности чувствовать, для людей - чувствовать, понимать. Способность же возводится к деятельности, ведь главное заключено в деятельности. Значит, «жить» - значит «чувствовать» и «понимать». Жить между тем относится к благам и удовольствиям самим по себе, потому что жизнь определена, а определённость принадлежит природе блага. Так что, видимо, всем Жизнь доставляет удовольствие.

Насколько распространяется созерцания, настолько и счастье. И в ком в большей степени развита способность созерцать, в том - и способность быть счастливым, при чем не от приходящих обстоятельств, но от самого созерцания, ибо оно ценно само по себе. Так что счастье будет видом созерцания.

Кар Тит «О природе вещей»

И для полёта всегда беспредельно продлится возможность

Скудость познания мысль беспокоит тревожным сомнением

Да и не видишь ли ты, что те, кто утехой друг с другом
Сцеплены, часто от мук изнывают в оковах взаимных?
На перекрёстках дорог нередко, стремясь разлучится,
В разные стороны как псы, из сил выбиваясь, тянут
Крепко, однако застревают они в тенётах Венеры!

Такое бывает ещё, что от зеркала в зеркало образ
Передаваясь, даёт пять или шесть отражений.
И таким образом, все потаенные даже предметы
Хоть бы скрывались они в закоулках укромных,
Могут, извилистый путь проходя, появляться посредством
Многих зеркал и своё обнаружить присутствие в доме.

Хоть та далеко, кого любишь - всегда пред тобою ее призрак
И в ушах звучит ее сладкое имя
Но убегать нам надо от этих призраков, искореняя
Все, что питает любовь, и свой ум направлять на другое,
Влаги запас накопившийся извергать в тело любое,
А не хранить для любви единственной, нас охватившей,
Тем обрекая себя на заботу и вечную муку.
Ведь не способна зажить престарелая язва, питаясь:
День ото дня все растёт и безумие и тяжкое горе,
Ежели ты новыми не уймёшь свои старые раны
Если их, свежих ещё, не доверишь Венере доступной,
Иль не сумеешь уму придать направление иное.

Но тем не менее брось, что годам твоим чуждо,
И равнодушно отдай своё место потомкам: так надо.
Думаю, так укорять и бросить нас может только природа,
Ибо отжившее все вытесняется новым, и вещи
Восстанавливаются вновь одни из других непременно,
И не уходит никто в преисподнюю мрачную бездну,
Ибо запас вещества поколениям нужен грядущим;
Но и они за тобой последуют жизнь завершивши.
В собственность жизнь никому не даётся, только на время.


Рецензии