Юрий Голод Иудеи стран Европы в эпоху Европейского

                Юрий Голод
 
                Иудеи стран Европы в эпоху Европейского просвещения
               
               

 В течение почти двух тысяч последних лет Иудеи жили во всем мире отдельными
 общинами.
  В течение последующих веков после Синайского Союза в 1256г. до н. э., Иудеем именуется человек, исповедующий Иудаизм в иудейской общине,. Это помогает иудеям выживать среди других народов, руководствуясь общей для них системой законности и моралью, данной им Б-гом.
  К IV в. до н. э. в Иудее была сформирована на иврите Письменная Тора - ТаНаХ: (Тора, Пророки, Писания).


После возникновения в среде иудеев  христианства в 1 в. и отделения его идеологии от иудейства, само христианство в 1054  разделилось  на две основные ветви: западную, римско-католическую (латинскую) и восточную, греко-православную.


Западная ветвь христианства характерна тем, что её религиозная культура Библии исходит из иудейского Танаха, переведённого с языка иврит на латинский язык.


  Этот перевод иудейского Священного Писания  был, выполнен Иеронимом в 405гн.э. и назван  ВУЛЬГАТА ( Biblia Vulgata "Общепринятая Библия").

 
C XVI века Вульгата является официальной латинской Библией христианской католической церкви в Европейских странах.

               
В  соответствии с греческими правилами межъязыковых переводов, которыми пользовался Иероним,  личные имёна собственные Иудей, иудеи заимствовались из текста ТаНаХ-а в текст латинской Вульгаты способом фонетической транскрипции и записывались буквами латинского алфавита с прописной (большой) буквы.  [ 1 ]

                               
Таким образом, в тексте Вульгаты появились латинские личные имена собственные    Iuda,   Iudaeо (Иуда, иудеи).


В18 в.  Вульгата была переведена в Библии на немецкий,  английский, французский  языки- основной романской группы языков Европы и в Библии на других языках.

               
Ниже показаны фрагменты написания и звучания латинского имёни Iuda в переводах некоторых стихов этих Библий, которые   предваряются стихом Їисyс наvин славянской Библии.

 
 С конца 18 в. н. э. и далее имя Iuda  заимствованное  из латинского языка в английский язык,  поизносится как  Jew,  а заимствованное из латинского во французский язык,  как Juif.                [ 2 ] (фрагмент статьи)                               
 
Їисyс наvин (15:20). Сіе наслёдіе плeмени сыновъ їyдиныхъ               [ 3 ]
               

Латынь ( joshua 15:2о)….Hae¬c est possessiv tri¬bus filiorum  Juda      [ 4 ]         
               
      
                               
Немецк: (JOSUA 15:20)… Dies ist das Erbteil des Stammes der Kinder Juda [5]


Англ: ( joshua 15:20)… of the tribe of the children of (Juda) Jews       [6]

                Франц: ( josu? 15:20 )… Tel fut l'hritage des fils de (Juda)  Juifs      [7]

               
  В начале18 века в Западной Европе распространились идеи Европейского Просвещения, которые повлияли  на широкие круги образованного общества.

 
  Иудейское просвещение - движение, возникшее в среде иудеев Европы во второй половине XVIII века, которое выступало за принятие ценностей Просвещения, большую интеграцию в европейское общество, и роста образования в области светских наук, иврита и истории иудейского народа.


Положение Иудеев в Западной Европе оставалось неизменным со времён эпохи Средних веков.


Так продолжалось вплоть до последних нескольких веков, до начала Эпохи Просвещения в Европе. Идеи просвещения нашли поддержку у некоторых Иудеев в Германии. Их вождем стал Моше Мендельсон. Их целью стала подготовка иудеев к вхождению в германское общество.


Хотя при жизни Мендельсона не произошли серьёзные сдвиги в законодательстве германских гсударств в отношении иудеев, деятельность Менделсона и его учеников привела к сближению мнжду немецким и иудейским обществом.


Моше Менделсон выступал против отхода от иудейских традиций и за сохранение Иудейского народа после ухода его из общин за получение равных прав с христианами.


Однако, уже в следующем поколении мнгие молодые иудеи приняли христианство и навсегда покинули иудейский народ.


 Движение "Хаскала"-иудейское просвещение содействовало началу изучения иврита и распространению его в качестве литературного языка Представители этого движения способствовали началу изучения иудейской истории и Танаха.


В конце 18 века изоляция традиционно замкнутых иудейских общин в Европе постепенно ослабевала


Идеи эпохи Просвещения поникали в Европу и стимулировали интенсивный уход пассионарной части членов иудейских общин в светскую жизнь и христианское окружение.


По мере развития естественных наук и одновременного ослабления влияния христианской церкви, в христианских странах шел медленный процесс отхода людей от религии в атеизм. Развивающиеся идеи Возрождения привели к понятию "свободы вероисповедания" на фоне общих свобод.
Француз мог стать мусульманином. Свобода совести. Был введен институт гражданского брака.

                          У иудеев в общинах не было ничего подобного. Человек, который перестал выполнять иудейский Закон в должной мере, выпадал из общины. Неважно, по какой причине, даже если его заставили, например, принять христианство силой.


 Он уже не мог считаться иудеем. Эти люди переставали быть иудеями, они не могли более, при всем своем желании, выполнять миссию, порученную им Всевышним на Синае. Они не могли воспитывать детей в духе Торы просто потому, что сами переставали жить в ней.


 Вначале эти молодые люди покидали иудейские общины и гетто в поисках более свободной жизни и образования - ведь многие профессии стали официально доступными иудеям, они могли зарабатывать на жизнь юриспруденцией, банковским делом, медициной и пр. Они поступали учиться в университеты .
 Они уже не боялись быть отвергнутыми иудейской общиной. Они были независимыми материально, и они имели возможность не принимать никакой другой веры, а становиться неверующими, "светскими". Гражданские права в той или иной степени им обеспечивало государство, внутри которого существовала покинутая ими община.



  Сначала их выгоняли из иудейских общин (Спиноза, Акоста 16-17 век), но затем процесс выхода людей из общин "набрал обороты", и многие общины стали просто распадаться, исчезать.


Уходящие из общины люди (одиночно, или вместе со своими супругами) становились атеистами самым естественным образом, потому что ни христианская, ни "чужая" иудейская община такими их к себе не принимала и за "своих" не считала. Их образ жизни поэтому постепенно отличался от иудейского, не становясь при этом христианским.


Это очень важный момент, на который в нынешней религиозной литературе, позволяющей себе осуждать людей светских, не всегда обращается внимание. А если и обращается, то неизменно в осуждающем смысле - отступники. А куда им деваться было, даже если они и хотели бы сохранить в себе веру в Бога?


Не стоит удивляться, поэтому, что в конце концов этими людьми были созданы такие течения как консерватизм, либерализм, реформизм.. Так сказать "иудаизм для себя".

 .
В конце концов раввинам в общинах стало ясно, что так иудеев из общины можно растерять. Но что было делать? И в условиях страшного цейтнота они делают вынужденный ход.


 Перед лицом опасности полного исчезновения европейских общин раввины приняли решение не изгонять этих людей окончательно, а сохранить за ними возможность связи с иудейской общиной, лишь наложив на эти связи определенные ограничения.
 Не самый лучший ход, но другого не нашли.. Да и сам процесс был плавный, растянутый во времени.


Тем самым они как бы "поставили знак равенства" между иудеями в общине и людьми, отошедшими от иудаизма.. Раввины перестали отмежевываться от людей, отошедших от иудаизма, признавая их в той или иной степени "своими".


 И это несмотря на то, что среди отошедших были, в том числе люди, занимавшие иногда крайне антирелигиозные позиции и зачастую просто отвергавшие иудаизм. Тем самым такая позиция была признана приемлемой.

                Поначалу ход даже казался не слишком плохим. Он позволял отошедшим сохранять связь с общиной и, главное, с родственниками. Вряд ли раввины надеялись на возвращение ушедших обратно. Слишком велика была разница для них в образе жизни в общине и вне.
 

  Но было очень важно, что община не лишалась пожертвований со стороны ушедших; они продолжали считаться "своими", и даже более или менее исправно платили "членские взносы" - пожертвования," цдаку".


 И эти пожертвования с благодарностью принимались, хотя это был очень спорный момент. Многие из ушедших достигали успеха в светском обществе, становились богатыми, и это было серьезной финансовой помощью общине и её членам.


Первоочередная задача сохранения религиозных общин была таким образом решена. В результате, все отошедшие от закона Торы светские продолжали считаться "своими" членами общины.

По сути, раввины своими руками ускорили процесс ассимиляции.

Наблюдая этот процесс, все большее число иудеев осознавало, что жить по законам Торы вовсе не обязательно - от общины не отлучат. И постепенно "светских" стало  много.

                Понятно, что они уже не выполняли одну из главных функций - изучение и сохранение Торы, но, некоторые из них хотя бы помогали ее сохранению путем материальной помощи жившим по Торе иудеям.


Все иудейские общины по форме и содержанию-одинаковы .Они все предназначены  сохранять Иудаизм путём исполнения его законов, традиций,  обрядов и заповедей.
 
Иудаизм - это не только религия, не только учение о философии, нравственности, этике. Прежде всего - это закон, регламентирующий все без исключения стороны жизни как индивидуума, так и общества.


 Помимо порядка молитвы, изучения Торы, соблюдения субботы и праздников, , закон этот определяет образ поведения иудея  так же и в бытовой сфере. Язык общения и чтения Торы в Синагоге-иврит.


Иудейская община неразрывно связана с понятием "Синагога" - "собрание";
После разрушения Иерусалимского храма Синагога, это основной институт иудаизма; здание, служащее местом общественного богослужения   на иврите и центром жизни иудейской  общины.

Уходящие из  общины и, поэтому, от Иудаизма иудеи, "уносили" с собой из общины свою принадлежность к своим родственникам- иудеям , в уже существующем в христианстве понятии- национальности.


 Таким образом, во всех христианских странах Европы ушедшие из общины иудеи, стали светскими людьми иудейской национальности.
. Соблюдая законы государства, они получали документы, в которых была записана их национальность:


В Германии они получали документы, в которых была записана национальность-Jude (Юуде,Иудей).


В Англии они получали документы, в которых была записана национальность- Jew  (Джу, Иудей).


Во Франции они получали документы, в которых была записана национальность- Juif  (Жюиф, Иудей).
 

Таким образом, в странах Европы появились, формально состоящие в иудейских общинах светские люди по национальности иудеи, которые оказывали оставленным общинам финансовую помощь.
 

Они отошли от Иудаизма и, поэтому, обязательного членства в общинах. Их интеллектуальные способности, развитые изучением иудаизма, дали им возможность освоить язык и войти в среду народа, в который они вышли из общины, и успешно продвигаться в светском обществе.


Поэтому, в то время как сами иудеи в общинах стран Европы продолжали называть себя иудеями, их сородичи, ушедшие из общин к светскому образу жизни в народах стран Европы, стали применять термины   "светские",  и "религиозные".
 

То есть, имелось в виду, что внутри народов стран Европы вне общин имеются две разновидности иудеев-светская часть вне общин и религиозная часть в общинах.

               
Такая ситуация сложилась в Европе, в то время, когда в христианских странах уже имело место "отделение религии от государства" (и народа).


При этом отделении, светские иудеи уже могли относиться к Иудаизму в иудейских общинах не как к всеобъемлющему мировоззрению и образу жизни верующих иудеев.


Теперь,  находясь в среде христианского народа и под его влиянием, они  воспринимали Иудаизм в общинах, уже только как духовную веру в Б-га, отделённую от мирской жизни народа в государстве.

 
Иудаизм в общинах стал для них не более чем религия, как и любая другая вера в определенные догматы.

 
Сами же иудеи в общинах  никогда не называли себя иначе, чем "иудеи" и никогда "религиозные" и старались при любой возможности пользоваться собственным  Законом Торы и, в как можно меньшей степени - законами стран, в которых жили.

                И отделение религии от государства (и народа) к иудеям в общинах не имело отношения. 
               
Но, с  этого времени возникла угроза существованию Народа Иудеев, исповедывающих Иудаизм  в общинах, народа Всевышнего и Государства Всевышнего.


Христиане Европы и светские иудеи полагали, что теперь, в свете отделения религии от государства, Иудаизм народа Иудеев в общинах- это не более чем любая другая, обычная религия (духовная вера, определенные догматы и т д.).
 
                Это уже якобы и не истина, данная свыше, не мировоззрение, а просто традиция, вернее "религия" - извлечённая из Иудаизма только духовная вера в Б-га "религиозной  части" иудеев, независимая от их образа жизни.

                И Иудаизм из образа жизни иудеев в общинах, для которых он был мировоззрением, в глазах мирового сообщества, светских иудеев и в христианстве  народов Европы  превратился  в  религию.


Здесь можно видеть аналогию с христианством во всём мире, в котором религией является тоже только духовная вера, но в Иисуса, и тоже независимая от мирской жизни христиан.


Веротерпимость, как принцип национальной политики государств Европы в отношениях между христианами в странах и иудеями в общинах представляла собой достаточно хрупкую конструкцию. Тайной за семью печатями являлись сведения о структуре и иерархии в иудейских общинах.


Государственные власти какой-либо достоверной информацией на этот счет не располагали. Незнание, как известно, рождает недоверие, а оно, в свою очередь, ведет к неуважению к иудейской культуре, ее традициям и языку


И в сознании народов Европы и светских иудеев вне общин утвердилась идея о том, что главная связь "светских" и "религиозных" частей иудеев в общинах, в народах Европы-это то, что они "иудеи", и это общность их происхождения. А иудаизм и атеизм -- это вопрос религии и личных убеждений.


Это можно сформулировать так: все Иудеи в Европе  вне общин- светские. И лишь только некоторые из них в общинах- религиозные. Значит главный фактор - то, что у них общее (светские), а не то, что их разделяет (религиозные).

. И постепенно, ушедших из общин и ставшими светскими, стало много больше, чем религиозных.


Понятно, что ушедшие уже не выполняли одну из главных функций - изучение и сохранение Торы, но многие из них помогали своим иудейским общинам финансами, сохраняя свою принадлежность к ним.

                Самим своим существованием, ушедшие и ставшие  светскими иудеи помогали сохранению общин. А общины даже обосновывали необходимость этой помощи.


В среде же светских иудеев вне общин наблюдались новые процессы. Прежде всего, они попадали в христианскую среду, и были вынуждены подчиняться законам государства. (Иудеи в общинах жили по своим законам, и с государством мало взаимодействовали).


 Поэтому, (как указано выше) в документах, выдаваемых светским иудеям, было записано, что они -"иудеи":  jude, jewish,. Jew... (в зависимости от страны проживания).


Находясь в среде верующих христиан, у некоторых  светских (нерелигиозных) иудеев вне общин постепенно возникло желание, вернуться к иудейской вере в Б-га, (а не в Иисуса Христа), поскольку они вышли из "родной" им иудейской общины.


Это можно было сделать, вернувшись покинутую иими Иудейскую общину и стать полноправным её членами иудееми и исповедовать Иудаизм. Иудейский закон Галаха позволяет это сделать без прохождения Гиюра.


 Но этого возвращения практически не происходило.
Условия существования иудейских общин не шли ни в какое сравнение с начавшим развиваться светским обществом в Европе. А закрытые иудейские общины, члены которых не могли принимать участие в жизни светского общества, были обречены на затруднительное .существование.


Поэтому, светские иудеи хотели бы вернуться к иудейской вере вне общины "религиозными" иудеями.


Христианство предоставило светским иудеям вне общин в Европе такую возможность-стать "религиозными"

.
И эта возможность состоит в следующем: 
Национальность, когда религия отделена от государства (и от народа), совместима с любой религией и с отсутствием таковой. Можно быть русским и, одновременно, быть атеистом, мусульманином, христианином, пройдя соответствующий обряд.


  Но, в Иудаизме у иудеев нет понятия национальности. Иудеи-это люди, исповедующие Иудаизм в иудейской общине и их объединяет не национальность (по роду), а общая  Вера в общую для них систему законности и моралью, данной им Б-гом.


Синайский Союз в Торе определяет, как жить иудеям в общинах по законам Торы, не разделяя жизнь на духовную и мирскую, но предпочтение отдаётся поступкам людей перед их духовной верой. Этим иудаизм отличается от христианства, в котором духовная вера наоборот, предпочтительна поступкам.


 «В крайнем случае пусть лучше иудеи оставят Меня, но будут верны Моим законам» Иеремия (16:11)
 

В Новом Завете Греческой христианской Библии выражена доктрина создателя христианства Павла, которая формулируется выражением: "…человек оправдывается перед Б-гом только верою в Иисуса, независимо от дел и законов мирской жизни" (Римл. 3:28).


 Эта доктрина принимает в христианстве главным то, что касается только духовной веры ("как верить") и выхолащивает из него законы и заповеди ("как жить").

И эту доктрину Нового Завета Европейское христианство применило к светским иудеям посредством понятия "вероисповедание" (какую веру, какого Б-га  исповедовать?), которое является отделённой религией духовной веры от народа, независимой от его мирской жизни.


Но, в Иудаизме у иудеев в общинах не может быть понятия "вероисповедание" ( в какого Б-га верить?). Вопрос не уместный! Верить должно, априори, только в того, который Сам выбрал для веры и служения Себе Союз с Авраамом и его потомками (Брейш. 17:7), а затем Синайский Союз с народом иудеев. (Шмот 19:5,6).


А для светских нерелигиозных иудеев, "вероисповедание" (в какого Б-га верить?) - вопрос вполне уместный, и ответ на него:Выбрать и  верить в Б-га Иудейского, а не в Иисуса Христианского.


Таим образом светские иудеи стали "религиозными" и иудейского (а не христианского) вероисповедания. Только духовная вера в Б-га вне обычаев и обрядов Иудаизма.


Теперь, можно обобщить, что в контексте истории европейского просвещения, в среде христианских народов Европы существовали иудейские общины, а вне общин находились светские граждане иудейской национальности, а так же религиозные граждане иудейской национальности и иудейского вероисповедания.


Это значит, что в понятии Европейского христианств, с одной стороны, существует национальность, как принадлежность  иудея к светскому иудейскому народу вне иудейских общин.

                А с другой стороны, отдельно, существует "иудейское вероисповедание"иудеев этого народа, как религиозная составляющая иудаизма.

 
Эта составляющая исходит из Иудейской культуры и является религией, в качестве духовной веры, независимой от мирской жизни.
               
Оглядываясь назад, приходится признать, что решение раввинов не отлучать ушедших из общин иудеев (сохранить их принадлежность к общине как бывших иудеев) стало в будущем трагическим.


 Потому, что пожертвования от  них  - принимались, ведь речь шла о выживании общин.

.  Но, выживание не состоялось. Состоялось, впоследствии как раз, обратное - Катастрофа во время 2-й мировой войны.


Нацисты тотально уничтожали иудеев, состоящих в общинах и исповедывающих Иудаизм так же, как и бывших иудеев, ставших светскими и религиозными вне общин Они руководствовались правилом: "бывших иудеев- не  бывает".


Если бы продолжалась первоначальная прежняя практика. как это предписано по Галахе абсолютного исключения из списков общины  тех иудеев,  которые уходили  из неё и стали  светскими или религиозными вне общины, то они не считались бы связанными с иудеями в общинах ничем и ни при каких обстоятельствах.                И это могло бы спасти их жизни.


Причина- в фактическом отмене "хэрэма" (проклятия) иудеев, уходящих от Закона Торы из иудейских общин. Европейские общины примирились с этим фактом, и заплатили впоследствии за это самую высокую цену - жизнь.


Один неправильный шаг (сохранение связи с отошедшими от общины и Иудаизма) стоил, возможно, жизни всему иудейству в Европе и еврейству в России.


Источники информации

                [ 1 ]  https://www.imena.org/name_trans.html                               
[ 2 ]  http://z.berkovich-zametki.com/2017-nomer5-6-golod/ 
 
 [3]    https://azbyka.ru/biblia/?Nav.15&utfcs~g~e~h   

 [4]   https://azbyka.ru/biblia/?Nav.15&utfcs~g~e~l 
          
[5]   https://azbyka.ru/biblia/?Nav.15&utfcs~g~e~m
               
[6]     https://azbyka.ru/biblia/?Nav.15&utfcs~g~e~a
 
[7]    https://azbyka.ru/biblia/?Nav.15&utfcs~g~e~h

  Ю. Голод               


Рецензии