Рюген, продолжение 52

                начало: http://proza.ru/2019/09/21/1594


Пять дней и ночей обласканные Фортуной нурманы гуляли вволю, горланя под тагельхарпу и бодран забавные саги о сладострастной жизни богов Асгарда, о небесной пирушке в чертоге Вальхаллы с воскрешаемыми Одином эйнхериями, о неунывающей валькирии Эмме Бёрк и её шайке вечно голодных носатых троллей... Песни сменялись танцами, агнстралы* - томлёной в жирных вершках зайчатиной, ячменное пиво, эль и медовуха лились рекой**. И пока хозяин единственной в городе приличной таверны искал куда бы приткнуть ещё один стол для всё прибывающего плебса, остроумные заливалы и хвастуны Эйрика рассказывали досужим зевакам и легким на подъём чудачкам о своих сущих и выдуманных приключениях. Весело было всем. И молчунам, и балагурам... А к началу второй недели «байрама», к уже малопрезентабельному на вид ярлу, явились конные гонцы с королевским рескриптом: «безотлагательно, всей дружиной, явиться ко двору». Привольные затейники Висби нехотя протрезвели...


От Готланда до Упсалы, древней столицы Швеции, безмала двадцать три мили***, минимум - 3 дня вёсельного хода по не самому спокойному зимой Варяжскому морю и узким фьордам восточной части скандинавского полуострова. Но зачем так быстро оторвали наших «героев» от заслуженного отдыха? Неужто конунгу взбрело в голову отчитать их за потерянные снеккары и не выполненные условия договора о наказании непокорных рюгенцев?..

- Наш повелитель стар, но дьявольски мелочен и своенравен, - тяжело вздохнул встревоженный дурными предчувствиями конфидент Эйрика, Хьярти, - видать, не даром прозвали его Нечестивым****...

- Мне трудно вообразить за что. Кутейники Валльса рассказывали о нём много хорошего... Он добился от амбициозных данов признания свейских границ***** и подчинения его духовному сюзеренству******. Сам, говорят, с детства крещён, а гонителем языческой веры не стал... Может хочет нас отблагодарить за верность шведской короне******* и возвести в рыцари********?..

- Скорее нет, чем да. В лучшем случае – натравит нас на кого-нибудь из своих врагов, а в худшем – затребует ещё и компенсации за свои потопленные лангскипы...

- Того количества добра, что мы преподнесли ему, хватит с лихвой для покрытия расходов на новую войну!

- Это смотря с кем.

- Я слышал, у него какие-то интриги со своим новым архиепископом*********...

- Ну, разве что на усмирение распоясавшихся церковников.

- Готовь берсеркеров к возможной схватке. Мало ли что.

- Пойду к некромантке, добуду им мухоморов.

- Только не задерживайся! Нужно ещё парочку камнемётов разобрать и взять их с собой, на борт княжеской лодьи, наш лёгкий требушет «подарен» рюгенцам... И не забудь о жидком огне!


Предусмотрительный хэрсир, любимчик и главный помощник Эйрика, всегда имел при себе запас «волшебных» грибов, но он надеялся с помощью ворожбы знакомой ему предсказательницы узнать о том, что их ожидает на противоположном берегу моря – фарт, или погибель. После неудачного похода на Рюген, он стал осторожным и суеверным. Скандинавские боги сильно разочаровывают скованных цепями пленников... 
               
               
                (продолжение по ссылке)

http://proza.ru/2021/02/04/2039


* Ugnstrull - ржаной пирог из рыбы с салом. О-о-очень вкусный! Сам пробовал.

** Викинги пили всё, что лилось, в том числе и воду. И молоко, и отвары из ягод и трав, и клюквенный морс, и берёзовый сок. Но это в повседневной жизни. На пирах же они употребляли совсем другие напитки - да так лихо и так много, что слава самых отъявленных пьяниц Европы закрепилась за ними надолго. Пиво было главным напитком северных воинов. Варили его, в основном, из ячменя с добавлением ягод и трав - клюквы, брусники, мирта, можжевельника. Хмель не использовали, тем не менее, их пиво было довольно крепким. Медовую брагу тоже любили, но пили её только по большим праздникам. Мёд был ценным ресурсом, а для северных областей - импортным товаром. Его называли "напитком конунгов", ибо пить мёд ежедневно могли себе позволить только они; шведский конунг Фьельнир, сын Ингви-Фрейра, даже утонул в чане с мёдом (и такое бывает!). С вином та же история. Викинги активно торговали по всей Европе и вино было одним из самых востребованных товаров. По сагам, "морские конунги" отправлялись с разбоем в южные земли Европы аккурат к сбору винограда. Франкам часто удавалось откупиться от них вином, оберегая свои дома от разграбления. Вино часто дарили конунгам и другим скандинавским лидерам. Если послы привозили с собой вино, то они могли договориться с викингами о чем угодно. Правда, когда оно заканчивалось, конунг мог внезапно передумать, но это уже другой вопрос.

*** До сравнительно недавнего времени шведы и норвежцы к одной миле приравнивали 10,668 км и 11,298 км соответственно. После принятия закона о метрических мерах в 1889 году, обе страны приравняли милю к десяти километрам ровно. А точное географическое расстояние от готландского Висби до первой столицы Швеции - 250 км. Город Уппсала расположен в 67 км к северо-западу от Стокгольма. Центр города расположен на обоих берегах реки Фюрис (Фюрисон, шв.), недалеко от её впадения в озеро Меларен. Первоначально первая столица Швеции находилась в нескольких километрах к северу, в месте, которое сейчас известно как Старая Уппсала (Gamla Uppsala) и ныне является северным районом города.

**** Летописец Адам Бременский называет его пессимус (худшим), а Хроника Вестготского закона - плохим, добавляя, что Эмунд был пренеприятным человеком, когда преследовал какую либо цель. В немецких источниках он назывался Негодным. Носил также прозвище Эмунд Злой. Претензии хронистов в основном связаны со своенравным отношением Эмунда к Бременской архиепископии.

***** Границы Швеции того времени значительно разнились от современных, так как южная часть Сконе и Халланд принадлежали Дании, а северные провинции не были ещё объединены. Меморандум о ранней делимитации шведско-датской границы сохранился в большом количестве средневековых шведских рукописей. В тексте говорится, что «Emund Slemme» был конунгом в Упсале, а Свен Вилобородый в Дании. Они разместили Краевые знаки между Швецией [Sueriki] и Данией. Меморандум сопровождается рассказом о встрече трех нордических королей на Данахольмене, где датский король держал узду шведского королевского коня, а норвежский король держал стремена, таким образом, по-видимому, признавая превосходство короля Упсалы. Господство древнего упсальского («двора богов») княжеского рода не прерывалось в Швеции до 1060 года, совпадая со знаменательной для всей Европы «эпохой викингов» (800-1060). Из этого рода происходили и величайший конунг того времени Эрик VI Победоносный (970-995), во время долгого и славного правления которого Швеция достигла положения могущественнейшего государства Севера, подчинив себе и Данию, - и первый принявший христианство конунг Швеции Олаф Шётконунг (1008).

****** Коренные жители Готланда приняли христианство в 1030 году и приблизительно тогда же признали власть шведских королей, сохранив значительную самостоятельность. Готланд фактически был независимой республикой со своим городским правом. При викингах сей остров играл значительную роль в торговле и в войнах, которыми была так богата история скандинавских стран. «За морем житье не худо; в свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, град на острове стоит С златоглавыми церквами, с теремами да садами…» Вряд ли у пушкинского сказочного острова имелся реальный прототип. Но «остров сокровищ» Готланд под его описание вполне походит: здесь есть и средневековый город «с теремами да садами» - Висбю, и почти сотня хорошо сохранившихся старинных церквей, и более 700 монетно-вещевых кладов времён викингов.

******* В исторической действительности контроль шведских конунгов над Готландом был довольно слабым. Да и разговаривали готландцы на древнегутнийском языке, а не на свейском. У жителей Готланда эпохи викингов было гораздо больше «датских», «северо-атлантических» и «финских» генов, чем «шведских».

********* Историки относят возникновение западноевропейского рыцарства к относительно позднему времени. «В 971 году появился титул рыцаря, - писал в своей книге «Цивилизация Средневекового Запада» Жак ле Гофф, - начиная с 1030 года получил распространение вассальный договор, а в 1032 исчезло понятие nobilis (знатный), чтобы уступить место понятию miles (рыцарь)...»  Медиевист Жорж Дюби полагал, что milites («воины») оформились в рыцарское сословие не ранее X века. И еще в IX веке milites - просто военные профессионалы, несшие вассальную, обычно конную, военную службу своему сеньору.

********* Эмунд Старый, конунг Швеции (1050-1060), был сыном Улофа Шётконунга и Эдлы, пленной дочери одного из вендских вождей. Унаследовал власть от своего сводного брата Анунда Якоба. Эмунд находился в конфликте с архиепископом Адальбертом Бременским, поскольку поддерживал Асмунда (Осмунда), который желал освободить шведскую церковь от главенства бременских архиепископов и самому сделаться архиепископом, подчинённым непосредственно папе римскому. Около 1060 г. Адальберт назначил епископом Скары Адальварда, однако Эмунд изгнал его. Бременские церковники отнеслись к этому крайне негативно. Шведский историк Улоф Далин пояснет причину такой враждебности: «Без всякого основания назвали его Эмундом-гин-Слемме или Худым, ибо он был король добрый. Но причиной тому было духовенство тех времён, преобратившее его даже в язычника. И хотя то правда, что он у родственника матери его Эдлы в Мекленбурге или Померании был воспитан по примеру язычников, однако ж крещён в одно время вместе со своими родными, и при вступлении в правление исповедовал христианскую веру. А что папа, гамбургский архиепископ и монахи были худого о нём мнения, то должно приписать не очень великой его склонности к суеверию и желанию низвергнуть с себя иго духовенства». Эдмунд Старый пытался создать независимую от чужеземного влияния национальную церковь, за что и был очернён. Со смертью Эмунда Старого (приблизительно в 1060 году) пресёкся древний род шведских конунгов, и трон заняли представители рода Стенкилей.


Рецензии
Какие замечательные исторические изыскания!
Глава короткая, но она дает обоснованный повод познакомить читателя с событиями, о которых сейчас мало кто знает из наших современников, даже побывавших или проживающих на территориях упомянутых в произведении стран.

Прочла дважды текст. Первый раз отвлекаясь на сноски, потом прочла историческую часть и вернулась к тексту.

Спасибо!

Кира Викторова   04.03.2021 11:07     Заявить о нарушении
Ну, слава богу, что хоть тебе,
неглупой девочке, нравится что и как я пишу!))
А то б уже давно прекратил своё графоманство.

Дастин Зевинд   04.03.2021 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.