Мой Совок 1

  1. Площадь Революции.

  Я редко оказывался на этой станции метро. Всё как-то мимо. Когда  ребёнком проезжал с родителями, просился   выйти и посмотреть. Практически всегда было некогда. Пару раз , кажется с бабушкой, экскурсия состоялась. С тех пор помню «настоящий» пистолет красноармейца и чувство не уюта. Страшненькое на самом деле место. Недавно была мне назначена здесь встреча. Приехал заранее , походил. Действительно памятник эпохи, понятно почему маленьким тут ёжился.
  Давит ,  фигуры ,  будто насильственно загнанные в низкие арки, выглядят  прижатыми какими-то . Освещение неважное. Злые языки уже давно говорили , что все персонажи  здесь « либо сидят ,либо на коленях». Но дело не в том, что на коленях. У католиков я видел много коленопреклонённых скульптур и барельефов , но там всё таки молитва. Стоят может быть и на карачках ,  да тянутся вверх. Здесь «верха» вообще нет. Даже фигуры пионеров авиа моделистов не смотрят в небо , что было бы естественно ,а куда –то под ноги  и мрачные такие… Кругом  красивые сильные люди  оказавшиеся в стеснённых обстоятельствах. Именно по фигурам чувствуешь  , что находишься ты глубоко под землёй.
  Говорят  , когда товарищ Сталин принимал в 1938 году у авторов   новую тогда    скульптурную композицию ( а все объекты подобного масштаба в Москве безусловно должен был принимать лично  товарищ Сталин), то ходил довольный и приговаривал : «Как живые !   Как живые !».
Только живые ли ? Больше эти образы похожи на какое-то зафиксированное посмертие. Я решил посмотреть  есть ли   улыбающиеся среди местных  персонажей.  Пошёл с начала станции по ходу поезда в сторону Курской.
  Сперва на безоружных пассажиров выдвигаются  фигуры  бойцов  времён гражданской войны. На вас наставлен пистолет, занесена граната…  Косматый мужик в лаптях стаскивает с плеча винтовку. Лица у нападающих злые и решительные. Такую агрессию со стороны  объектов  интерьера по отношению к посетителям я не встречал нигде , разве что в «дино парках». Художественно всё сделано убедительно, и с учётом подземного местоположения , персонажей можно интерпретировать как не упокоенные души погибших за дело революции ,что нагоняет жути , даже если по детски интересуешься натуралистичным пистолетиком.
   Но дальше там шахтёр с отбойным молотком  , рабочий ( инженер ?) с шестерёнкой. Идут персонажи мирного времени , которым можно бы несколько подобреть и расслабиться , но нет ! Шахтёр напряжён  и опасен. Кажется,  он готов кинуться ,на пассажиров со своим орудием . Рабочий застыл над деталью в угрюмой медитации. Никаких эмоций , суровая сосредоточенность. Ладно , годы первых пятилеток, тоже фронт , только трудовой.  Но почему футболист  сидит с каменным лицом современного охранника  ?  От чего симпатичный студент кажется присутствует скорее  на допросе у следователя  чем в вольной университетской общаге ?
  Я когда смотрел доступные  в интернете материалы о создании  станции, нашёл , что у ряда скульптур существовали   живые прообразы. Есть даже страничка, где рядом с изображениями некоторых  фигур помешены фотографии позировавших  людей – всё улыбчивые , открытые,  лица. Но «став памятниками» , они скучнеют и ожесточаются  ,причём происходит это не из за  отсутствия мастерства у автора ,а  очевидно во имя поставленной «сверх задачи».
  Увлечённость создателей функциональностью персонажей иногда производит забавное впечатление. Вот знаменитая композиция «Пограничник с собакой». Говорят, что у собаки был живой прототип – толи Альма толи Пальма , проживавшая у приятеля художника. Согласно преданию , сука обладала выдающимися  умственными способностями. Именно  разумность и осмысленность стремился передать скульптор ваяя сторожевое животное. При этом  в образ сопутствующего пограничника вложил только  высшую степень   настороженности и боевую  готовность. Человек и собака  получились неотличимы друг от друга. Зверь как будто готов крикнуть   русским языком :«стой, кто идёт!», а красноармеец явно способен вас укусить….
  Женские образы здесь  кажутся участницами единого кастинга на роль царевны Несмеянны. Спортсменка с диском  с определённого ракурса похожа  на нищенку получившую миску бесплатной похлёбки. Личико неуверенное и благодарное. По девушке читающей книгу можно определённо заключить , что она склонилась не над легкомысленной беллетристикой, а впитывает важнейшие тезисы партийной литературы.
   Есть правда одно исключение – колхозница с петухом. В её  мимике  проступает полу улыбка, полу гримаса… Но в сочетании с рукой которая определённо тянется к шее петуха , улыбчивость выглядит как-то двусмысленно и мрачновато.  Бок птицы , к стати говоря,  натёрт до блеска, что означает включенность её в популярный московский  культ ,согласно которому посетители станции прикладываются к отдельным частям избранных  скульптур для  исполнения заветных желаний.
Этот обычай , надо заметить, позволяет ассоциировать  объекты на станции с неким храмовым  некрополем. Собственно «кладбищенское чувство» здесь не покидает. Чьё захоронение ?  Да может быть того самого идеального советского человека, которого предполагалось породить под жёстким арочным прессом…
   Но я отвлёкся, ищем проблески радости на лицах в нашем подземелье. Интересно , что вторая, а точнее первая настоящая улыбка , хотя полуулыбка скорее, обнаруживается тоже в «аграрном секторе».  Кротко счастлив присевший на гусеницу трактора механизатор. В руке он держит колоски злаков. Почему ему можно здесь расслабится ? Видимо представитель колхозного крестьянства ещё не дорос до суровой пролетарской сознательности ,  не проникся грозной сосредоточенностью пионера. Официально колхозник – это кооператор , практически частник ,из за чего наверное и остаётся похожим на живого мужика.
  А что дети ?  Кроме пионеров присутствует ещё пара пионерок . Стоит ли говорить, что девочки ничуть не веселее мальчиков? Они изучают географию по глобусу. Пальчики  тянутся к земному шару. Я проследил в какой сектор планеты метит пальчик. Нет это не Африка , не тропические моря, что  было бы естественно для  ребёнка. Учащиеся нацелились конкретно на территорию СССР, причём в область северного полярного круга.
  Я не хочу специально придираться и накручивать. Но вопрос «куда на  глобусе тычет скульптурный палец» для того времени вовсе  не притянутый . Приблизительно тогда же   комиссиями принималась знаменитая работа Мухиной «Рабочий и колхозница».  Композиция,  к стати, безусловно выдающаяся!
Так вот  , один из «наблюдающих» различил в складках юбки колхозницы якобы зашифрованный профиль Троцкого. Был составлен донос, проводились разбирательства… Все тогдашние шедевры создавались в    нервозной атмосфере , обусловленной известными политическими  событиями.  Причём комиссии , специальные комиссии проверяющие обычные комиссии, само  первое лицо вкусы которого  видимо непрерывно имели в виду художники и контролёры , осознанно или неосознанно оказывались соавторами произведений.
  Культ  неулыбчивых  монументальных  юношей и девушек взамен томных атлантов и кариатид с  фасадов «арт нуво»  бывших массовыми какие – то 20- 25 лет  тому назад, не мог сложиться сам собой.  Вроде бы не поступало строгих  указаний художникам от руководителей партии и правительства типа :«чтоб зубы не скалили!"  и « глаза в кучку !», а физиономия эпохи выходила вопиюще  единообразной.
  Не только изобразительное искусство оказалось в ту пору  вовлечено в пропаганду тотальной строгости . В  тысяча девятьсот тридцать восьмом году опубликовался «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина. Произведение  может быть ещё и  благодаря одноимённому фильму, живо до сих пор. Там советские дети выпускают из бутылки Джина. Джин  , как положено, присягает служить освободителям. Заход классический,  восходящий к древнейшей литературной и даже религиозной традициям. Но дальше наш советский   Лазарь осуществляет сюжетный кульбит немыслимый для авторов Бхагавад Гиты  , Торы и лично сказительницы Шахерезады.  Встретившись с живым, осязаемым чудом , пионеры не склоняются  перед ним, не стремятся его силами  воспользоваться  , не пытаются истребить  наконец (такая практика тоже существует). Они решают чудо перевоспитывать ! Маленькие совки демонстрируют похвальное бескорыстие  , но где естественное молодое любопытство ? Всё таки детская книжка , но в ней ребята не хотят играть, не ищут приключений. Они неживые как бронзовые фигуры на станции. Ребёнком скорее выглядит сам тысячелетний  Хоттабыч , который ,случилось, мороженым объелся . Он постоянно  провоцирует  вокруг себя нелепые ситуации ,на чём ,собственно, построен сюжет повествования. Такую же   роль будет выполнять юный Дениска в рассказах Драгунского, но эти рассказы напишутся совсем в другую эпоху , а пока пионерам не до глупостей и они бронзовеют.
  Кто ещё живёт  в нашем тоннеле  ? Кроме подростков  там прописано несколько   младенцев. Их несут на руках родители обоего пола. Интересно, лик младенца на руках у отца иконописно индифферентен.  А вот у мальчика с  мамой  на  личике  наблюдается естественная детская улыбка. Младенец голенький, и  скульптор изобразил у него  гениталий. Этот гениталий , к стати, тоже каким – то образом включён в уже упомянутый культ ритуальных касаний. Поэтому пиписка натёрта до блеска. Интересно кто и когда это осуществил ? Я видел, как люди проходя мимо «счастливого петуха» или носа служебной собаки ( собака по вере тоже приносит счастье) ,как бы невзначай трогают их руками и, не оглядываясь, спешат дальше. Эти объекты расположены на уровне поясниц пассажиров , и прикосновение к ним не требует  заметных телодвижений. Пиписка находится повыше. Достать  до неё , не привлекая внимания окружающих, практически невозможно, а вот блестит , однако !
Интересно , какие блага дарует «мальчик с пипиской » ? Известно , что у ритуальных фигур на  станции есть свои специализации. Собачий нос, например, способствует студентам на экзаменах , петуха трут ради прибавления заработной платы.
  Вообще если углубляться в символизм и дальнейшую конспирологию, то можно заключить, что в обозреваемом нами мрачном подземном царстве некое оживление возможно только там, где присутствуют колос или фаллос.
Скульптуры для станции метро «Площадь Революции» художник Матвей Монизер начал делать в 1936 году. Тогда как раз и складывалось то, что потом назовут сталинским стилем. Мне этот стиль нравится. Я люблю архитектурные излишества. Думаю, что  одна из задач культуры – превращение приятных излишеств в осознанную необходимость.
  На ВДНХ  (туда тоже можно доехать на метро) построен целый храмовый комплекс посвящённый социалистическому счастью. Вот где фигуры советских граждан распрямились !  Колонны всех мыслимых ордеров устремлены вверх. Могучие люди, откормленные  птицы  и животные населили просторные скульптурные композиции.
Создана атмосфера если не  разгула , то религиозного праздника ,  без лишних «смехуёчков» конечно. Хотя фонтан «Золотой колос» построен и действует. Красиво, убедительно , богато  и всё враньё ! Потому  ,  что пропаганда. Пусть монументальная  , но голимая  пропаганда. Так населению бараков внушали  , что живут они во дворцах. Приёмчик – то   не новый  ещё древнеримский , подаривший миру , между прочим, многие шедевры.  Создавался такой «прототелевизор» долженствующий возмещать пустоты «протохолодильников». По ходу дела наработан  целый пласт качественного художественного контента.
  Вокруг настоящего  талантливо выполненного продукта  возникает естественный акционизм.  Люди сами заводят обычай тереть нос собаке , потому ,что собака такая обаятельная и сидит  на прикольном месте.  Современный    художник кое как собаку слепит , да сопроводит табличкой «пёс счастья, нос тереть». Но тереть будут только самые «продвинутые» , ровно как только  самые простые возбудятся от закадрового смеха в дешёвых сериалах.
   И вот сегодня  сталинский телевизор цел и работоспособен , а в тогдашние холодильники ( погреба, буфеты , морги и тюрьмы) уже не заглянешь.  Любой риелтор   сегодня уверит вас  , что «сталинка» дороже «хрущёвки».
 Культурное наследие живо и актуально.  Точно как московские обыватели подле чудотворных петухов и собак  , трут свои  начальственные шкуры нынешние властители о символы да артефакты развитого сталинизма. Ребята они не шибко креативные и видимо надеются «авось чего прилипнет». Но сусальная позолота не передаётся. Зато давнее зверство , как высохшие клопы из дедова дивана начинает оживать…
  И если кто из вас особенно   очаруется победным шествием социалистических манекенов из прошлого в будущее , милости прошу сюда в метро , на «Площадь Революции». Здесь эпоха проговорилась о себе. Это ведь всё не Солженицын придумал – сам вождь и учитель принимал! Бывает так , что техническое задание , местные условия, да просто божья воля  меняют замысел автора объекта  на что –то  противоположное.
  По жизни не хочется  оказаться среди  угрюмых стахановцев  и насупленных пионеров. Да  и стали бы они такими  кабы не  низкие подземные арки исполненные тектонического гнёта? 



 
 


Рецензии
Прекрасно! Чистая правда, всегда меня эта станция пугала.

Мария Березина   03.02.2021 21:56     Заявить о нарушении