Литературный Бельмондо - Александр Житинский

Литературный Бельмондо
(Александр Житинский)

Если бы в нашей литературной среде пошла мода давать прозвища, Александру Житинскому сгодилось бы нечто удачливо-озорное, в стиле французского кинематографа. Везунчик, Счастливчик, Отличник — одним словом, элегантный победитель с чуть грустными, много видевшими глазами — литературный Бельмондо.
Житинскому удается все, за что он берется: удачно жениться, производить на свет красивых и талантливых детей, которых он в канун новогодних праздников объезжает, нарядившись Дедом Морозом, удается легко, словно и не напрягаясь, писать пронзительные повести и сценарии к фильмам: «Переступить черту», «Барышня-крестьянка», «Уникум», «Лестница»…
В начале 80-х он осторожно называет себя рок-дилетантом и в короткое время становится «папиком» фэнов — его эссе о рок-музыке, которые начинает печатать журнал «Аврора», многократно поднимают тираж издания и заставляют проседать рессоры грузовиков, доставляющих в редакцию мешки читательских писем: молодежь тянется говорить с ним не только о музыке.
Сотни нарождающихся рок-групп шлют ему свои кассеты, как молодые литераторы рукописи. Не погрешу против истины, если свяжу начальную известность в широких кругах «Аквариума», «Алисы», «Крематория» и многих других, тогда еще официально не признанных групп с вибрирующей энергетической массой Александра Николаевича.
В самом начале 90-х Житинский вместе с Петером Курманом, тогдашним председателем Союза писателей Швеции, затевает веселый проект: посадить на морской паром четыреста писателей из девяти европейских стран и отправить их в путешествие по зимней Балтике, назвав это плавание «Первым международным конгрессом писателей стран Балтийского моря». Хорошо помню, как осевший от спиртных запасов «Константин Симонов» едва ­отвалился от причала Морского вокзала в Петербурге, но на подходе к Таллину бежал уже бодро и весело: непрерывные ночные тосты во славу мировой литературы помогли выправить осадку щеголеватого морского парома. Житинский ныряет­ в Интернет и мгновенно становится там едва ли не самым уважаемым человеком в области сетевой литературы. Его ЛИТО имени Лоренса Стерна принимает всех пишущих по-русски авторов — из Австралии и Японии, Амстердама и Саратова. Второй год подряд члены ЛИТО съезжаются в Петербург, и Александр Николаевич в присутствии авторитетного жюри вручает премии за лучшие публикации, которые тут же превращаются в недрах его издательства «Геликон Плюс» в первые книги авторов.
О прозе Житинского следует говорить особо. Читавший ее не спутает этот феномен ни с чем другим. Литературный стиль Житинского — это предмет будущих диссертаций филологов и лингвистов — о максимальном объеме мыслей и чувств в художественном тексте минимального объема. Александр Житинский — одна из достопримечательностей нашего города. Он не постоянен в своих увлечениях, как питерский ветер, но всегда удачлив — в прозе, стихах, коротких абсурдистских новеллах, сценариях, выборе новых дел, поиске талантов, игре в бильярд и рулетку, наконец.
О Житинском можно говорить долго, но я умолкаю, чтобы насладиться изяществом ваших pro et contra.
(«Литературный курьер». 2001. № 1 (15))


Рецензии