А. И. Куренцов. Мои путешествия

Куренцов Алексей Иванович [20.04(2.05).1896-17.01.1975], доктор биологических наук, зоолог и энтомолог, путешественник и краевед. Родился в д.Алексеевка, ныне Кромского района Орловской области.  Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Похоронен на Морском кладбище Владивостока. Во Владивостоке открыт музей А.И.Куренцова, где ежегодно проводятся "Куренцовские чтения". 17.12.1975 спущено на воду научно-исследовательское судно "Профессор Куренцов".

А.И.Куренцов рассказывает в книге "Мои путешествия"об открытии степей, в том числе Никольской, на территории Орловской области. Приведём выдержки из первой главы «Как я начал путешествовать».
«Бегая за желтушками, мы утомились и, прекратив охоту, сели отдохнуть. Любой страстный энтомолог или неистовый коллекционер насекомых, попав сюда в это время, замер бы на несколько минут, любуясь окружающей природой. Подступающий к полянам лес, подавленный полуденным зноем, казалось, погрузился в раздумья. Высоко поднимающиеся над другими травами стебли коровяков также стояли неподвижно. Одиночно разбросанные по поляне, они выступали как бы хранителями царства цветов и насекомых».
«Чаще всего петь начинает один, обыкновенно лучший певец. Он как бы задаёт тон и вызывает соревнующихся с ним других певцов. И раньше, и теперь в пении одних соловьёв я улавливал богатство колен и разнообразие строф. У других же пение было коротким и не таким выразительным; оно нередко прерывалось, оставаясь неоконченным. Всё-таки в эту ночь было больше соловьёв, пение которых отличалось богатым набором колен с разнообразием чётких и громких вариаций. Некоторые певцы были неумолчны почти всю ночь. Глубокой ночью у них наступает короткий момент молчания, а затем они снова пробуждаются и поют до рассвета. Но особенно запомнились мне те, которые, как бы увлекаясь своим голосом, пели подолгу и нередко в одиночестве. Их чудесные звуки глубоко западали в душу и будили то особое очарование, которое сближает человека с природой».
«Я хорошо знал, что перед дождём, и особенно перед грозой, всегда наблюдается обильный лёт насекомых. Молнии, похоже на гигантских извивающихся змей, вспыхивали часто и разрезали тучу. Раскаты грома уже слышались близко. К нашему счастью, дождь долго не начинался. Склон балки, покрытый цветущим луговым шалфеем, степной таволгой, смолкой, ночной гвоздикой и нивяником с летающими всюду бабочками и июньскими хрущами, был сказочно прекрасен. Гроза приближалась: молнии выделялись на небе более резко, а раскаты грома уже слышались над нами. И вот упали первые капли дождя. Их шум сменил жужжание хрущей. Постепенно скрываясь, исчезали бабочки. Спустя еще несколько секунд, полностью прекратилась жизнь ночных насекомых. Всё ушло куда-то, спряталось, и мы удивлялись, как скоро природа может предоставить всем только что активно летающим многочисленным обитателям луга свои убежища. Возвращались мы уже ночью. Недалеко от лесной избушки нас захватила гроза. Начался сильный дождь. Вспышки молний ярко освещали опушку леса, прилегающие поля ржи и дорогу, по которой мы брели. В природе, подавленной стихией, казалось, всё замерло».

 (Аммосов Ю.Н., Бромлей Г.Ф., Криволуцкая Г.О. и другие /Учёный А.И. Куренцов [Текст]- Тула : Приокское книжное  издательство, 1978. - С. 18,19,20,21,22).
(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2009.- С.272,768, 769).


Рецензии