Польша право человека на рождение

Арест и суд над Алексеем Навальным вытеснили из информационного поля нашей страны важнейшее событие: в эти Польша снова стремительно возвращается к христианству. Конституционный суд Польши признал право человека считаться человеком с момента зачатия, запретив аборты по причине подозрения на генетические болезни или дефекты плода. Теперь Польша считает, что к внутриутробным дефектам человеческого плода следует относиться точно так же, как к тяжелым болезням уже родившихся людей.
- Права человека не могут быть привилегией здоровых людей", - заявил в суде, аргументируя свою точку зрения, один из инициаторов представления, депутат сейма от правящей партии  "Права и Справедливости" Бартоломей Врублевский.
Решение суда никак нельзя назвать неожиданным для католической страны, где за «Право и Справедливость» всегда голосовали верующие христиане, а Правительство последовательно проводит политику защиты традиционных ценностей. Польша – одна из немногих стран, в которых государство существенно помогает многодетным семьям, беременным женщинам и матерям-одиночкам, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Одновременно с этим в польских школах проводятся уроки планирования семьи, молодежь ориентируют на сознательное вступление в брак и родительство.
Кроме этого, в июне 2020-го года Польша запустила процесс выхода из Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульской конвенции), в рамках которой феминистские НКО могут объявить «домашним насилием» фактически любые не понравившиеся им действия. Министр юстиции республики Збигнев Зебро заявлял, что документ навязывает стране противоречивую идеологию в отношении гендерных стереотипов, которая не отвечает сложившимся взглядам Польши на семейные традиции.
«Противоречивую идеологию» поляки и в самом деле недолюбливают, мягко говоря. В 2019 году около ста городов и муниципальных образований Польши объявили себя этих «зоной, идеологически свободной от ЛГБТ». Пусть юридически подобные постановления не имели юридической силы, но они отлично показывают настроения в обществе и пожелания  населения. Кстати, одним из предвыборных обещаний президента Анджея Дуды было оградить поляков от распространения ЛГБТ-идеологии и ранней сексуализации детей с помощью уроков «сексуального образования» в средних школах.
Впрочем,  у консервативного религиозного большинства Польши есть довольно серьезная  оппозиция – партия «Гражданская платформа». Ее сторонники полностью поддерживают либеральные свободы Западной Европы, в том числе, в выборе «гендерной идентичности», права женщины на аборт. Они же предлагают легализовать аборты по социальным показаниям и упростить получение разрешения от властей.

«Абортивный компромисс»
Во времена Варшавского договора аборты в Польше были разрешены. Впервые их проведение существенно ограничили в далеком 1993-ем году. Тогда был принят ныне действующий «Закон о планировании семьи, охране плода и условиях допустимости прерывания беременности»,  который справедливо считается компромиссом между либералами и консерваторами.
Легальный аборт в Польше сделать непросто, но возможно. Закон позволяет прервать беременность в трех случаях: если роды угрожают жизни или здоровью матери, и это должны подтвердить врачи; если беременность наступила в результате изнасилования, и разрешение ее прервать дает прокурор; если у плода обнаружен тяжелый и необратимый дефект или неизлечимая болезнь, угрожающая  его жизни. По последнему основанию в Польше делается 98% легальных абортов.
Действующий Закон является одной из линий раскола польского общества. Так, еще в 2016-ом году «Право и справедливость» предлагала отменить все показания для аборта, кроме изнасилования, и ввести ответственность для женщины за прерывание беременности или за попытку ее прервать – до пяти лет лишения свободы. По действующему законодательству, сегодня наказывают за незаконный аборт только врача – сроком до трех лет.
Подобная инициатива вызвала волну протестов по всей стране, пикеты и демонстрации. Страна подверглась мощному международному давлению. В итоге законопроект, прошедший уже первое чтение, отозвали. Вновь переработанный и уже не предполагающий уголовную ответственность для беременной женщины, он был возвращен на рассмотрение в апреле 2019-го года.
Радикальные феминистские организации и антиклерикальные группировки немедленно объявили Польшу «адом для женщин». На этот раз протестующие не стеснялись нападать на католические костелы, осквернять религиозные святыни, срывать службы в храмах, применять насилие к полиции. В день заседания Верховного Суда перед его зданием сторонники и противники абортов подрались в самом буквальном смысле этого слова, полиции пришлось их разнимать.

А есть ли «ад для женщин»?
Феминистская Федерация женщин и планирования семьи, а также их союзники уверяют, что новые ограничения абортов приведут к тысячам, десяткам тысяч трагедий: детоубийствам, отказом от новорожденных, массовой смертности женщин от криминальных абортов. Но так ли это на самом деле?
За почти три десятка лет ограничения абортов в стране можно сделать вывод, что новый закон не приведет ни к каким ужасным последствиям. Уже в 1993-ем году, сразу после принятия «Абортивного компромисса», резко упало количество прерванных беременностей: с 105 333 операций в 1988-ом году до 676 случаев. Всего в Польше искусственно прерывают на легальных основаниях 900 – 1200 беременностей в год.
И противники, и сторонники абортов понимают, что статистика неполная. В Польше давно налажен «абортивный туризм», женщины прерывают беременность в соседних странах, где подобные операции делают просто по требованию – в Нидерландах, Австрии, иногда в частных клиниках Германии. Существуют также нелегальные аборты на территории Польши. По мнению демографов, всего польки каждый год прерывают 7 – 14 тысяч абортов. Вовсе не 80 – 100 тысяч, как утверждает Федерация женщин и планирования семьи – подобные цифры появились в результате якобы проведенных анонимных опросов, звонков на «горячие линии» кризисных центров для женщин, а то и просто тупо повторяет «социалистическую» статистику в логике «аборт женщина сделает в любом случае». Впрочем, активистки Федерации сами признают, что точное число абортов им неизвестно.
Удивительно, но женская смертность от криминальных абортов практически отсутствует: с 1999 по 2006-ой год зафиксирован всего один такой случай. Также среди полек нет массовых самоубийств или отказа от новорожденных. В Польше на тысячу новорожденных приходится 3,7 отказников. В некоторых странах, где разрешены аборты по требованию, отказы от детей случаются чаще.
Надо заметить, что Польше отрицательный прирост населения и низкая рождаемость, но социологи объясняют это миграцией молодежи в страны Старой Европы. Ведь Польша – относительно бедная страна, и многие предпочитают жизнь в соседней Германии и Великобритании. При этом страна категорически отказывается принимать беженцев из стран Азии и Африки, даже под давлением «дорогих партнеров по Евросоюзу».

Кому принадлежит право на жизнь?
Ярость феминисток и антиклерикалов объясняется совсем другими причинами: в Польше столкнулись два мировоззрения. Традиционное христианское, считающее жизнь человека – даром от Бога, которую нельзя уничтожить произвольно, по той причине, что не все достойны рождения. И новая мораль, считающая жизнь человека собственностью государства и результатом желаний конкретных людей, которые решают – достоит ли человек родиться.
В середине двадцатого века процветала наука о селекции человека – евгеника. Новорожденные с врожденными заболеваниями просто уничтожались, а инвалиды, социально неблагополучные люди, потомки от брака смешанных рас подвергались принудительной стерилизации. Современная  практика избавления от беременности основа всего лишь на подозрениях, что ребенок может родиться инвалидом:
- Я разговаривал с неонатологами. Проблема состоит в том, что пренатальные исследования очень часто неточны. Регулярно рождаются здоровые дети, о которых допускалось, что они будут больными. Независимо от того, один доктор проведет исследование или трое, объективные трудности остаются, - заявил Бартоломей Врублевский.
Медицина активно развивается. Многие болезни, считавшиеся неизлечимыми тридцать лет назад, успешно лечатся сегодня. Не отстает педагогика: наработаны методики адаптации для жизни в обществе детей с заболеваниями, которые раньше обрекали человека на жизнь в доме инвалидов.
- Решение о том, заводить ребенка или нет, нужно принимать до того, как ребенок появится - осознавая все последствия этого, то есть, например, учитывая, что в будущем ребенок может заболеть,  - написала юрист и писательница Магдалена Кожеква-Калишук.
Моральных оправданий отказа человеку в праве родиться все меньше. Польша отказалась от евгенических практик, задумываются об этом и в других странах. Кто следующий?


Рецензии
Трудно сказать кто следующий. Поляки вообще в плане отношения семейным и межполовым отношениям сильно отличаются от всей остальной Европы своим традиционализмом. И это на мой взгляд очень здорово.А Европа, что бы там про неё не говорили отличается определенной культурой общественной дискуссии.Поэтому, правильное решение они,я думаю, найдут.

Юрий Бондарь   22.08.2021 22:18     Заявить о нарушении