секта Ежи Гротовского

Внимание
Театр не только зрелище, не только игра, не только действие, но и воздействие, впечатление. Театр должен приковывать внимание. Что не способно увлечь наше внимание, не представляет интереса, то лишено театральности. Именно поэтому главное в театре это все-таки успех. Спектакль не может состояться без зрителей.
Театр завладевает вниманием, а потом уже ведет человека за собой. Бывают мгновения, когда театр делает со зрителем, что захочет. Но зрители участники спектакля. От них многое зависит: поддаваться театру, или не поддаваться, участвовать умом и сердцем, в представлении или не участвовать.
Есть в этом искусстве привлечения внимания нечто магическое, есть что-то от тайного знания, от тайных наук. На Кашпировского, например, когда он выступал по телевидению со своими сеансами, не обязательно было смотреть. Не обязательно было видеть и то, что выделывали в телестудии его пациенты. Достаточно было только маленького нашего внимания к телевизору, даже мгновенного любопытства, и сила Кашпировского, его чары уже могли оказывать свое действие. И далее все развивалось по непредсказуемому сценарию. Заживали раны, исчезали рубцы, человек впадал в транс, в окна лезли инопланетяне, и психическая травма на всю жизнь, и острые рецидивы старых болезней.
Есть необычная театральная форма, нельзя назвать ее новой: она древнее самого театра, в кото-рой со зрителем производят определенные действия. Иногда совсем не безобидные и участво-вать в таких спектаклях можно с большой опаской. Власть театра, если вы подарите ему свое внимание, может зайти слишком далеко, и можно потерять контроль, где собственно театр, а где вы сами. Именно к такому воздействию стремятся некоторые современные театральные си-стемы. Правда, доверие зрителей заполучить нелегко. Для этого нужны другие средства, сред-ства массовой информации, шаманство теоретиков, нужны семинары, желательно и в ночное время, долгие разговоры вокруг и около. Всего этого в избытке, например, у театра Ежи Гротовского, который жил в маленьком итальянском городке Понтедере. Спектакли его никто не ви-дит, вокруг его творчества всегда какая-то тайна, однако разговоров вокруг этого театра более чем много.
 Этот театр очень напоминает секту, участие в его спектаклях носит религиозный характер. Судьба самого Ежи Гротовского вполне знаменательна. Он учился в Москве, в ГИТИСе, на режиссерском факультете, увлекался системой Станиславского. Потом заболел и поехал лечиться в Индию к какому-то гуру. Что там было и чему он там учился, никто не знает. Может быть, не отдает себе отчета в том, что произошло, и сам Гротовский (Впрочем, что там могло происходить, хорошо описывает в своих книгах о. Серафим Роуз). Но вернулся он оттуда сильно похудевшим (сброшено было около 10 килограмм, о сброшенном весе Гротовско-го, исследователи творчества режиссера до сих пор спорят и не найдут в цифрах согласия) и со-вершенно другим человеком. После поездки у него до неузнаваемости изменился облик, это видно и по фотографиям. В аэропорту его встречали близкие люди, и они не узнали его. Это отмечено у всех биографов, у Осиньского, например. Не узнала своего ученика и педагог из ГИТИСа, которая и у нас читала лекции о современном Польском театре. Худоба, выплескива-ющаяся энергетичность, почти лихорадочный блеск в глазах, длинные волосы. Характерный облик после определенного психологического воздействия. После этого и начались его экспе-рименты в театре - лаборатории в г. Вроцлаве. Из этого можно заключить, что в Индии он полу-чил сильную инициацию, некие уникальные способности, которые реализовались вроде бы на невинном театральном поприще, но более всего проявились в умении управлять человеческой волей и привнесли в театр несвойственные традиционному театру качества. Театр вышел из границ, потерял свои определенные очертания.
Вот это и приковывает к нему внимание всего мира на протяжении многих лет. Несомненно, что Гротовский вывел на свет из тьмы многие неведомые доселе средства воздействия, сред-ства завладения вниманием. Таких людей в Библии называют “магами и волшебниками”, ис-кусство их находится под контролем сатанинских сил.
Одна из его статей “Театр, как средство передвижения” (24) понятна лишь немногим. Это тео-рия эзотерического театра, в котором уже не предполагается участие зрителей, а есть лишь душевные... не переживания, это уже устарело, но “передвижения”(!) актеров: от репетиции к репетиции, от занятия к занятию.
Передвигаются, странствуют, по душевным закоулкам, наверное, уже не актеры, но вернее их назвать - адепты театра Ежи Гротовского. И эти ученики, потом развозят воспринятые ими пси-хотехнические приемы по всему свету. Вот когда появляются у театра Ежи Гротовского “зрите-ли”, и их значительно больше, чем у любого другого театра.
Такому театру и не нужны спектакли, не нужны и зрители, в обычном понимании этих слов. Спектаклем для этого театра становятся иные вещи, например, заявления, или телеграммы Гро-товского, многочисленные комментарии к этим заявлениям. И чем скуднее оттуда информация, будь это даже весть о его собственной смерти, тем больше всяких домыслов и слухов. И огонек любопытства постоянно поддерживается, постоянно мерцает во тьме неопределенности и не-известности.


Рецензии