Он, она и заповедь - не клянись
- Что ты здесь делаешь?! – спросил он грубо еще и потому, что в иврите нет более вежливой формы обращения ни к начальству, ни к подчиненным.
- Прибыла по распределению, по окончанию курса.
Он взял в руки положенный было на стол листок приказа. Конечно, самым разумным в этих обстоятельствах было бы направить её куда-нибудь с глаз подальше – к связным или в отдел кадров…
- Как зовут?
- Меня? Рядовая Гринфельд. Извини, что я не представилась раньше.
- А почему ты носишь юбку?
- Я прохожу гиюр*.
- Но, Гринфельд, насколько я знаю, и так еврейская фамилия…
- У меня отец, еврей… был, – пояснила она, как будто была в этом виновата.
- Ничего – бывает, - усмехнулся он. И вдруг вспомнил, что был принят на офицерский курс именно за умение принимать быстрые, спонтанные решения.
- Придётся мне на тебе жениться.
- Как?! – Отпрянула она. – Почему?!
- На первый вопрос тебе ответят на курсе гиюра. А придётся, потому что иначе нас с тобой ждут очень большие неприятности…
И он всё-таки отправил её в отдел кадров - оформляться на службу здесь – на базе. И взял сам себе на раздумья несколько минут - тайм-аут - на то, чтобы осмыслить произошедшее. Где-то сзади, чуть пониже ремня, у него возникло смутное ощущение, что он собирается совершить ужасную, губительную для себя ошибку. Но это слабое ощущение не шло ни в какое сравнение с тем, другим, самым первым…
Дело в том, что именно о такой он мечтал всю свою сознательную жизнь. Именно о такой - тоненькой до худобы блондиночке, с прозрачной и нежной кожей и глазами цвета воды в бассейне. Именно с таким не слишком высоким, но мягким голосом и, главное, – с мягким и покорным характером.
По окончании курса гиюра и после сдачи экзамена, её первоначальное имя Зоя ей заменили на Бат-Шева. Какая разница?! Его это не интересовало. Он повёз знакомить её со своим семейством. Вернее, чтобы познакомить семейство – с ней,
с Бат-Шевой.
Отец и мать не сказали ничего плохого. И ничего хорошего – тоже. Они промолчали. Братья стали пошлить, посмеиваясь:
- Смотри, раздавишь ты эту свою балерину…
Больше всех язвили невестки:
- Она же просто анурексичка!.. С такой надо сразу, заодно, и прислугу нанимать – для уборки, для готовки и для прочих надобностей!.. Похоже, она ещё и тупая – за весь вечер – двух слов не сказала…
Ну, с невестками всё ясно, в них говорила зависть. Да и в братьях, скорее всего – тоже.
На свадьбу приехали из Белоруссии её мама в красном платье с красавчиком отчимом. Они сообщили, что тоже собираются переезжать на ПМЖ, только не в Израиль, а в Германию. (Ну и слава Богу! Зачем они ему здесь нужны?)
После хупы* она устроила ему сюрприз. Оказывается, она ещё и танцевала. Не как все. Очень красиво. Училась, что ли, в каком-то училище – хореографическом…
А потом было потом. Не жена – хрустальная ваза. Слова ей не скажи. Голос на неё не повысь. За руку не возьми! Троих детей родила, а ведёт себя, как девочка невинная. Спать что с ней – всё равно, что с резиновой куклой… никакой радости, никакого драйва. Так у резиновой хоть кости не колются!.. Наверное…
Он даже предлагал ей позвать еще кого-то – ну, чтоб повеселей им стало, что ли. Она на это вообще ничего не ответила.
А однажды вечером он её в квартире не застал – собрала вещи и детей и переехала. И даже на телефон в тот день не отвечала. Назавтра только позвонила и попросила у него развода. Мягким таким, обычным её голоском.
- Развода я тебе не дам. Ты слышишь?! Умру, а развода не дам!.. –заорал он.
И услышал в трубке короткие гудки.
Потом она звонила ещё не раз и не два, убеждала, уговаривала, аргументировала. Говорила, что он ещё может быть счастлив, что обязательно будет счастлив, только не с ней, а с кем-то другим...
По тому, на сколько тих и напряжен был её голос, было ясно, как трудно даются ей эти беседы и эта настойчивая просьба - дать ей "гет" - разводное письмо. (По древнему еврейскому обряду дать его может только мужчина своей жене. А наоборот - никак нельзя. Патриархат...)
Но в ответ она слышала лишь прежний вызов:
- Умру, но не дам!
Бат-Шева взяла со стола бутылочку с водой. Отпила немного.
- Я собиралась уже идти в рабанут* чего-то там добиваться... Чтобы с ним хоть поговорили, объяснили бы ему, что он не только меня, что он и себя самого несчастным делает, и детей – тоже. Но не успела.
- Почему?
- Так, а он умер. Прямо в канун Судного дня. Остановка сердца. Умер. И всех нас так освободил…
- Клятвы в нашей религии не рекомендуется давать. Даже если кому-то что-то обещаешь, лучше прибавлять «бли недер» - то есть, не клянясь…
* гиюр – переход в еврейскую религию и обучающий курс с этим связанный.
*хупа – венчание по еврейскому обряду.
*рабанут – существующая при каждом муниципалитете религиозная администрация, решающая вопросы, связанные с браками, разводами и захоронениями евреев.
Свидетельство о публикации №221020300739