Асы кубанского неба ч. 30
Родился 26 октября 1922 г. в селе Угроеды Харьковской губернии. Окончил 7 кл., работал на заводе в Сумах, занимался в аэроклубе. Окончил Чугуевскую военную авиашколу в 1941 г. Сержантом год служил в лётной школе инструктором и в августе 1942 г. в составе 293-го иап, вооружённого самолётами Як-1, приступил к боевой работе на Северо-Кавказском фронте. В Мае 1943 г. 8 наших истребителей прикрывали наземные войска в районе ст-цы Неберджаевская. В воздухе лётчики встретили большую группу немецких бомбёров и истребителей и вступили с ними в бой. Наши пилоты расстроили боевой порядок противника, помешав ему сбросить бомбы на советские войска. 5 самолётов потерял враг в этом бою. Одного бомбёра сбил Виктор Нагорный. В этом же районе звено ст. лейтенанта Нагорного вскоре вновь встретило 25 бомбёров и 10 Ме-109. Смелая атака лётчиков внесла панику в ряды противника. В беспорядке сбросив бомбы на расположение своих войск, враг стремительно покинул поле боя. Преследуя противника, Виктор Нагорный первыми же выстрелами сбил одного "Юнкерсов". В короткой схватке немцы потеряли 4 бомбёра и истребителя. Все наши самолёты возвратились на свой аэродром. Командира звена 293-го ИАП В. Нагорного природа наделила большими способностями к лётному делу. Лётчик свободно чувствовал себя в воздухе, находил выход из самых трудных положений, обладал цепным даром "видеть" небо боя, молниеносно оценить обстановку и принять решение, обеспечивающее победу.
Однажды при сопровождении штурмовиков его глазам предстала такая картина. Навстречу шли 3 группы вражеских истребителей: в верхнем ярусе 4 FW-190, во втором - 6, внизу на бреющем неслись 4 Ме-109. Для "Илов" создалась большая угроза. Нагорный немедленно перестроил боевой порядок своей группы "Яков". На флангах строя штурмовиков заняли место пары истребителей непосредственного прикрытия, С превышением шла ударная группа, от которой отвалила пара - и, круто спикировав, перешла на бреющий полёт. Штурмовики шли к цели, не меняя курса. Четвёрка "Яков" вступила в бой с "Фоккерами", нацелившимися на "Илов". Истребители плотно прикрыли группу от атак на флангах. Внизу пара "Яков" предотвратила попытки вражеских самолётов атаковать группу на малой высоте. Штурмовики выполнили задание и возвратились на свой аэродром. Впоследствии командир полка Александр Иванович Кетов, искушённый в боях истребитель, не раз ставил в пример решение Нагорного и действия его ведомых в сложной обстановке, отмечая личный успех ведущего, сбившего ещё один вражеский самолёт. Фронтовой поэт в те дни писал о воздушном бойце так:
Кто в атласной синеве просторной
Тронул солнце остриём крыла ?
Это снова капитан Нагорный
Вышел на геройские дела.
Если с ненавистными врагами
В бой вступил он в небе голубом,
Самолёты с чёрными крестами
Падают, сожжённые огнём...
Участвовал в боях под Сталинградом, где в третьем своём бою сбил немецкого аса. В подарок от пехотинцев лётчик получил обломок киля от сбитого Ме-109 с 13-ю красными прямоугольниками - символами одержанных побед. Позднее он сражался на Кубани, в Белоруссии и Прибалтике, участвовал в ликвидации курляндской группировки. К февралю 1944 г. командир звена 293-го иап (11 сак, 15 ВА) Нагорный провёл 169 боевых вылетов, в 59 воздушных боях сбил лично 19 и в группе шесть самолётов. К концу войны он довёл число личных побед до 25. Воевал на Як-1 и Як-9. После войны Виктор Сергеевич продолжал службу в ВВС СССР. В 1950 г. окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу. Демобилизовался в звании подполковника в 1960 г. Жил в Сумах и работал на заводе электронных микроскопов. Трагически погиб 12 июля 1964 г. Герой Советского Союза (01.07.44 г.). Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., четырьмя орденами Красной Звезды, медалями.
ОЛЕЙНИК ГРИГОРИЙ НИКИТОВИЧ
Родился 9 февраля 1916 г. в селе Вороновица Подольской губ., на Украине. Окончил 10 классов, работал в райкоме комсомола. Чугуевскую военную авиашколу окончил в 1939 г. Список побед капитана Олейника до конца мая 1943 г. выглядел следующим образом: на Юго-Западном фронте: Ме-109 - 13 июля 1941 г. в районе Горки; на Брянском фронте (1941): Хш-126 - 21 августа в р-не Севска, Хш-126 - 27 августа в р-не Навля, Ю-88 - 14 ноября в р-не Черни, Ю-88 - 25 ноября в р-не Ефремова; на Северо-Кавказском фронте (1942): Ме-109 - 27 июля в р-не Керчи; на Сталинградском фронте (1942 г., все победы одержал в р-не Сталинграда): Ю-88 - 23 октября, Ю-87 - 24 октября, Ю-87 - 27 октября, ФВ-189 - 1 ноября, Ю-87 - 2 ноября; на Северо-Кавказском фронте (1943) сбил 5 Ме-109Ф (23, 28, 30 апреля, 3 и 4 мая). 4 мая восьмерка Як-1, ведомая капитаном Олейником, встретила над Амонатом большую группу двухмоторных бомбардировщиков под прикрытием 8 Ме-109. В этом бою Олейник сбил 3 самолёта противника - Ю-88 и Ме-109 в одной атаке с предельно короткой дистанции, а после преследования и нескольких прицельных очередей - Хе-111.
К 22 мая 1943 г., когда командир 293-го иап подполковник Кетов подписал его наградной лист, он провел 296 боевых вылетов с налетом 275 часов, 67 воздушных боев, 65 эффективных штурмовок и 95 разведок, лично сбил 18 и в группе 2 самолета противника. 27 октября 1942 г. лётчик был сбит в большом воздушном бою над Сталинградом, уничтожив Ю-87. Выпрыгнул с парашютом и приводнился в Волгу. Уже на следующий день вновь участвовал в боевых вылетах. Войну Олейник закончил майором, помощником командира 293-го иап (287 иад) по ВСС. «Так как мне приходилось служить в основном в истребительных соединениях Резерва Верховного Главнокомандования, то неудивительно, что я имел счастье защищать небо 10 фронтов - Юго-Западного, Брянского, Северо-Кавказского, Сталинградского и т.д., а окончил боевой путь в небе Ленинграда. Здесь я и встретил со своими побратимами День Победы, сделав 376 боевых вылетов и лично уничтожив 23 фашистских самолёта», - писал он в одном из писем, словно подводя итог своей боевой деятельности, незадолго до смерти. Подполковник Олейник погиб при аварии боевого самолёта 11 августа 1953 г. Герой Советского Союза (24.08.43). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.
ОСАДЧИЕВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ
Родился 25 апреля 1919 г. в Борисоглебске Тамбовской губ., в семье рабочего - железнодорожника. Окончил 9 классов и в 1939 г. - Качинскую военную авиашколу. Служил на Дальнем Востоке. К боевой работе на Як-7 Б в составе 43-го иап Осадчиев приступил на Воронежском фронте, в апреле 1943 г. 29 мая 1943 г. с аэродрома в ст-це Абинской лётчик 43-го ИАП В.П. Сигарев вылетел на задание. Вернулся без боеприпасов, горючее было на исходе. Самолёт заправили и пополнили боезапас. Через непродолжительное время Сигарев повёл группу лётчиков для отражения налёта на Краснодар. Встретил группу Ju-88, пошёл напролом. В схватке подбил одного бомбёра. "Юнкерсы" навалились на него и подбили самолёт. Сигарев с трудом вёл израненную машину на свой аэродром. За ним погнались "Юнкерсы". Осадчиев со своим ведомым заставил "Юнкерс" идти на наш аэродром, хотели посадить его. Подходя к аэродрому, "Юнкерс" выпустил шасси, но потом убрал их. Следом за ним на посадку заходил Сигарев. Очередь стрелка с "Юнкерса" попала в плоскость его "Яка" и отбила её. Сигарев методом срыва раскрыл парашют, но высота была низкой, парашют не успел наполниться и зацепился за хвостовое оперение. Сигарев погиб. "Юнкерс", не идя на посадку, попытался улететь, но его добили Осадчиев с ведомым. Александр Дмитриевич воевал на Як-1, Як-9 Т, Як-9 Д и Як-3 в составе Северо-Кавказского, Южного, 4-го Украинского, 1-го и 3-го Белорусских фронтов. Летал ведущим в паре с Ф. Костиковым, впоследствии Героем Советского Союза.
Из воспоминаний Александра Осадчиева: "...Когда конец войны был уже близок, мы получили приказ, в котором значилось: срочно подготовить эскадрилью истребителей Як-9Д к боевому вылету на г. Инстербург и сбросить на него бомбы и большой груз листовок. Это было важно в ходе Инстербургско-Кёнигсбергской и Восточно-Прусской операций не только в военном, но и в политическом отношении. Но от места базирования (аэродрома Сморгонь в Белоруссии) до Инстербурга (Черняховск Калининградской обл.) - 300 км, а радиус действия Як-9Д с бомбовой загрузкой и сотнями пачек листовок - всего 330 км. Выполнить задание в таких условиях было крайне сложно. Горючего, что называется, берёшь в обрез. Всё высчитано до грамма. Комкор ген. Савицкий назначил ведущим эскадрильи меня. На взлётной полосе "Яки" встали в линию, баки дозаправлялись тут же, самолёты взлетали с места и собирались в группу не над аэродромом, как это было принято, а прямо на маршруте, чтобы не жечь лишнего горючего. Я понимал, что если горючего не хватит, предстоит посадка на фюзеляж. На вопрос Савицкого, кто прежде садился на фюзеляж, ответили положительно лишь 3 из 8 лётчиков. Самолёты шли на самом экономном режиме полёта, а при подлёте к цели зашли на Инстербург с севера, что сбило с толку немецких зенитчиков. Затем - пологое пикирование до высоты 500 м, бомбовый удар, штурмовка до последнего снаряда в стволе. И наконец - сброс листовок на выходе из атаки. На обратном пути последним приземлился я. Если первые машины кое-как дотянули до полосы, то мне довелось заходить на посадку поперёк аэродрома. Когда шасси коснулись грунта, мотор уже не работал.
Продолжение следует в части 31 http://proza.ru/2021/07/07/1245
Свидетельство о публикации №221020300887