Да славится имя Твое, Господи!

 «Слава Богу!» – как часто мы к месту и не к месту употребляем это короткое выражение. Столь часто, что оно стало для многих уже неким праздным глаголом, пустословием, глубину и истинное значение которого мы не воспринимаем, не понимаем, не кладем на сердце. Что-то получилось у нас, что-то случилось приятное и радостное: слава Богу! Говорим и не думаем, не вникаем, что говорим. А ведь за этими словами по умолчанию скрывается великое прошение к Господу: слава Тебе, Господи, да славится имя Твое, всякое дыхание да хвалит Господа! Мы, в первую очередь – христиане, призваны славословить Творца, выражая Ему нашу признательность и благодарность за Его бесчисленные дары.

По частоте употребления «слава Богу» стоит на одном уровне с «Господи, помилуй». В утреннем и вечернем молитвенном правиле мы часто произносим «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков» (перевод на русский: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков»). Но, опять же, часто мы произносим эти слова, не вникая в них, машинально, потому что так положено.  Что значит славить Бога? Чем мы можем славить Бога? Вот об этом давайте поговорим.

Не словами только, но и делами

Прославление Бога у протестантов – стержень, ось всех их собраний. Люди собираются вместе, встают в круг, и под гитару поют славословные песни. Однажды я разговаривал с одной женщиной – протестанткой, и, между прочим, спросил: а в чем сущность вашей веры? Она ответила: мы прославляем Иисуса. Она видела в этом прославлении главное, ведь хочется прославлять, славословить Того, Кого любишь.

У нас, православных, все сложнее. Мало произнести «Слава Богу!» и этим выразить свою любовь к Творцу. Мало отбарабанить «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков». Нужно всей душой, всем существом своим славить Христа. Если вера переплавляет все наши мысли, слова, дела в драгоценный сплав богопочитания, то и славословием Господа должна быть наполнена вся наша деятельность. У апостола Павла есть такое поучение: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Едим и пьем мы каждый день, да не по одному разу. А потому славословие Господу должно стать, наряду с покаянием, нашим вторым дыханием.

Мало, повторюсь, прославлять Христа одними словами. Нужно славить Его делами. Когда подаешь милостыню, говори принимающему твой дар – «во славу Божию». Чтобы получивший дар не тебя благодарил, а Бога, Ему вознес хвалу. На месте службы своей честно, совестно исполняй свои служебные обязанности, не кради, не халтурь, трудись, старайся с рвением, не забывая призывать на помощь Господа и Его Пречистую Матерь, – и это будет твоим славословием.

В семейной жизни будь верен своей «половинке», помогай ей/ему во всем, воспитывай детей в духе Божием, заботься о родителях своих, во славу Божию, – и это будет твоем прославлением. Помогай бескорыстно, от чистого сердца всем, кто просит тебя о помощи, служи им своими талантами и способностями, своим имуществом и средствами, – во славу Божию, и этим ты будешь прославлять Иисуса.

Зыбучий песок земной славы

Хорошо славить Бога, правильно, спасительно. Однако в нашем безумном мире очень многие стремятся к иной «славе» – чтобы меня славили, чтобы мне поклонялись, чтобы я был знаменит. Какой телеканал не включи, всюду – «звезды»: телеведущие, певцы, актеры, спортсмены, политики. Те, кто «на вершине», кто купается в рукоплесканиях славы, те правят нами, нашими восхищенными умами, нашими кошельками.

Не случайно очень популярными у телезрителей являются всевозможные талант-шоу, вроде «Минуты славы» или «Я почти знаменит». Люди из кожи вон лезут, показывая свои способности компетентному жюри, только бы его показали по «ящику», только бы ухватить фортуну за хвост. Не все, конечно, идут на эти телешоу ради славы, но все же…

Откуда в нас такая жажда известности? Думаю, что от гордости. От видения себя большим, достойным признания. Гордость глубоко въелась в душу человеческую, питая наше желание прославиться. Но слава земная непрочна и хрупка. Сегодня тебя носят на руках, завтра будут плевать в твою сторону. Сегодня тебя с восторгом поднимают на пьедестал, завтра с него сбрасывают под улюлюканье толпы. И это не случайно. Этим нам как бы говорят:  не лезь высоко, падать больно будет. Довольствуйся малым, своим положением, честно выполняй свою работу и возноси славу Богу, не ища славы себе. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей», – говорит псалмопевец Давид (Пс. 113, 9).

Однако есть достаточно много известных, «медийных» людей, которые добились признания и славы своими талантами, своим служением людям. При этом к славе как таковой они не стремились, она сама их нашла. Среди таковых и много верующих, православных людей. Как видим, земная слава не всегда бывает во вред. Напротив, многие известные светские люди своими делами, которые у всех на виду, прославляют Господа, подавая своим поклонникам и последователям пример, побуждая их поступать так же. Великое дело – славить Творца делами, которые зажигают многих вокруг.

Первые и последние

И все же лучше не искать земной суетной славы, которая может стать источником непомерного тщеславия и гордости, увести от поклонения Богу. Сам Спаситель мира неоднократно говорил Своим ученикам и последователям об этом: «Так будут последние первыми, и первые последними» (Мф. 20, 16), «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;  и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 26-27). Когда апостолы спросили Иисуса, кто больше в Царстве Небесном, «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 1-4).

Что значит «умалится»? Значит – смирится, то есть в детской простоте душевной увидит себя последним, а не первым.  Пример этого умаления подал Сам Господь, умыв ноги ученикам: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их…  Иисус… встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.  Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан…  Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 1-14). Другими словами, нужно смиряться друг перед другом, служить другим, забывая себя, свое «положение в обществе», свою «значимость».

Как видим, идеал, который предлагает нам Христос, в корне противоположен той модели славы, которую навязывает нам падший мир. Мир сулит нам: будь первым, ведь ты этого достоин, ты можешь стать круче, ты должен, обязан возвыситься. И Христос: «Многие же будут первые последними, и последние первыми»  (Мф. 19, 30). Где тут логика, где выгода? Логика тут никакая не нужна, а нужна вера. Раз Господь говорит об этом, призывает нас быть последними, значит, в итоге это сулит нам благо, ибо Господь благ.

Путь к смирению

Как же научиться стать последним Христа ради? Как умалить себя, как дитя? Через покаяние, через исповедание своих грехов Богу, которое начинается с видения этих грехов, видения своей глубинной испорченности и негодности для Царства Небесного. Умалить себя и возвысить в себе Бога – вот к чему нужно со всей силы души стремиться. Дать Богу действовать в себе, сделать Его волю своей волей, о чем так сильно говорится в известной молитве Оптинских старцев:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

Какая мне выгода от того, что я умалюсь, что свою волю полностью подчиню воле Божией? Разве я сам себе не начальник? Разве мне нужен кто-то, который бы руководил каждым моим движением, словом, мыслью?

Тут все просто: когда человек смиряется, давая Богу полновластно действовать в храмине своего сердца, он получает величайшие блага. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), и любовью наполняются все устремления человека, все движения его сердца, готового обнять и согреть весь мир. Бог есть свет (см. Ин. 8, 12), и душа человека просвещается, насыщается этим светом, который из боголюбивого сердца начинает изливаться на внешний мир.

Бог есть Пастырь добрый (Ин. 10, 11), Который ведет за Собой послушливых Ему овец в Царстве Небесное. Бог есть путь (Ин. 14, 6), идя по которому, христолюбец обязательно придет к вечному блаженству. Бог есть истина (Ин. 14, 6), и богоносцу не надо искать ее в греховном мире, он ее уже нашел во Христе, ею живится, наполняется, руководится. Бог есть воскресение и жизнь (Ин. 11, 25), и человек воскресает Христом для новой, вечно радостной жизни, наполняясь неизреченным светом рая. Бог есть хлеб жизни (Ин. 6, 48), вкушая который, боголюбец приобщается вечности, еще будучи на земле.

Как видим, великое утешение ждет того, кто умалится ради Христа, кто даст Христу действовать в себе. Причем чем больше человек смиряется, чем глубже осознает свою немощь и невозможность что-либо делать доброго без Бога, тем более Он проникает в сердце человеческое, творя там Себе обитель. В вечернем молитвенном правиле мы прямо об этом просим Христа: «Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай». Почивай значит – живи, властвуй, действуй, направляй меня, куда Тебе будет благоугодно, руководи моими мыслями, да не разлучусь я с тобою вовек!

Город на горе

Теперь понятно, что такое святость? Человек свят, если может сказать словами апостола Павла: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19-20). Свят человек, который видит себя последним из грешников, видит себя достойным ада, при этом все свое упование возложивший на Христа. Свят человек, нищий духом (первая заповедь блаженств), то есть ничего доброго не имеющий в себе без Бога, без Его помощи, не мыслящий себя вне Бога. За такое смирение Господь нередко подает благодатные дары прозорливости, исцелений, чудотворений. И это вовсе не главное в святом, хотя мы, простые люди, часто ищем вокруг себя их – прозорливцев и чудотворцев, чтобы через них нам явлено было какое-нибудь чудо. Нет! Чудотворение – лишь следствие, а причина – в глубине сердца, в котором полновластно обитает Христос.

К людям святой жизни всегда стремилось множество людей. Это не удивительно, ведь Сам Спаситель сказал: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.  Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,14-16).

Город на горе, свеча на подсвечнике – это человек святой жизни, которого хочется видеть, хочется слушать. Почему к таким на протяжении веков шли и шли люди? Потому что простому человеку хочется прикоснуться к вечности, увидеть, насколько возможно, Христа еще при земной жизни. И они видели Христа в этих избранных, в этих богоносцах, которые взрастили  в себе древо Жизни из маленького зернышка – веры. «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31-32). Дерево – это святые, птицы небесные – все мы, которым так не достает святости, но к которой все мы призваны.

Многие люди святой жизни, как мы видим из житий, боялись славы в том ключе, что их будут прославлять люди за их чистую, богодухновенную жизнь. Ведь через это прославление недолго возомнить о себе невесть что, да даже просто – допустить тень мысли, что я чего-то такого достиг в духовной жизни. И, чуткие к малейшим движением души, люди оставляли обжитые монастыри, которые сами и основали, и уходили в леса и пустыни, чтобы в безмолвии служить Одному Богу. Таких примеров немного, но они есть и говорят они о великом потенциале души человеческой. Раз такое было в истории, значит, это возможно, это по силам человеку.

Неосужденная хвала и слава

Люди святой жизни дышали Богом, то есть ежесекундно поминали Бога в сердце своем, возносили к нему свои молитвы. Как поется в одной молитве: «Всякое дыхание да хвалит Господа». И святые просили влить их молитвенное дыхание в общий поток дыханий, хвалящих, славящих Творца. При этом, если вчитаться в утренние и вечерние молитвы, мы увидим, что и славить Бога без Бога мы не можем, эта слава будет пустым звуком.

В вечерней молитве святителя Иоанна Златоуста есть слова: «Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое». То есть нужна благодать, особая энергия Божия, чтобы мы правильно прославляли имя Его. Благодать эта особенно нужна нам в добрых делах, творимых Христа ради. Бог дает силу, время, возможности творить эти дела, и нужно просить Его помощи, Его благодати для их совершения.

В известной утренней молитве святителя Макария Великого мы читаем: «Бо;же, очи;сти мя гре;шнаго, я;ко николи;же сотвори;х благо;е пред Тобо;ю; но изба;ви мя от лука;ваго, и да бу;дет во мне во;ля Твоя;, да неосужде;нно отве;рзу уста; моя; недосто;йная и восхвалю; и;мя Твое; свято;е, Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, ны;не и при;сно и во ве;ки веко;в. Ами;нь». Неосужденно хвалить Бога – это хвалить Его во смирении, а не в гордости, не в тщеславии (какой я, однако, подвижник, Бога славлю). Хвалить достойно Христа – это хвалить Его сердцем, всем существом своим, сочетая с хвалой благодарность Ему за бесчисленные дары Его роду человеческому.

Сам Христос предлагает нам в первую очередь славить Его, а уж потом – каяться, что мы видим из молитвы Господней «Отче наш»: «Отче наш, да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя…». Святится, значит – славится, прославляется. Кстати, и искренним покаянием своим мы прославляем Бога, ибо повергаем себя пред Ним в просьбе простить нас, соединить нас с Ним ради славы Его.

В горний мир!

Нужно научиться благодарить и славословить Бога не только за радость, но и за скорби, ибо скорбями, переносимыми благодушно, со смирением, очищается сердце. А чистые сердцем, как известно, Бога узрят (Мф. 5, 8). Узрят в душе своей, узрят, и возрадуются, и никакая внешняя скорбь, будь то болезнь, утрата, потеря не способна будет поколебать человека, всего себя вверившего Христу. Будем славить Творца, устами, мыслями, делами, привлекая Его милости и щедроты. Сказал Господь: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2, 30). Прославлю, то есть – спасу от вечной погибели, волью в душу жизнь вечную, оживотворю ее на веки вечные.

В Царстве Небесном не будет скорбей, не будет греха и смерти, а будет непрестанное славословие Господа. Кто-то спросит: не скучно ли будет всю вечность петь «слава Богу»? Не скучно. Пение это будет пением не уст одних, а всего существа человеческого, преображенного славой  Божией. Если в земной жизни христолюбец руководился Богом, жил Богом, дышал Богом, видя в себе Бога духовными очами, то в пакибытие, за порогом смерти, когда сброшено будет, как ненужная одежда, тело, он увидит Христа лицом к лицу. Увидит и сделает Христа своим сущностным наполнением, своим жизнедающим содержанием. Это будет вечное блаженство, которые мы пока в полной мере постичь не можем, находясь в храмине тела. Но будем верить Господу, Который в Царстве Небесное «будет всё во всём» (1 Кор. 15, 28). Всё – это то, за что мы славили Бога: «Слава Богу за все!».

Что же будет наполнением этой славы? Любовь! Простите за некий неологизм, но в самом слове «слава» кроется его сугубое значение для нас: с-лав-а, с-love-а. В переводе с английского языка слово «love» (лав) означает любовь. Царство Божие будет Царством любви, любви, насыщающей спасенные души неизреченной радостью, восторгом, восхищением. И эту-то любовь и нужно нам приобрести еще при земном своем существовании. Это возможно, если мы будем за все благодарить Бога, за все славословить Его, хвалить Его – не словами только, но больше делами. Делами милосердия, кротости, смирения, послушания, верности, правды. Будем стремиться к святости, то есть жизни во Христе, Который приведет нас тесным и узким путем туда, где мы вместе с ангелами будет петь «слава Богу за всё!».


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.