Фабула и сюжет

Если вы читали учебники по теории литературы, то знаете, что существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула». Заинтересованным лицам предлагаю ознакомиться с теоретическими тонкостями самостоятельно, здесь и сейчас приглашаю заняться практическими вещами.
Попробуйте поиграть понятиями «сюжет» и «фабула» в собственном произведении.
Рассмотрите иллюстрацию к посту. Это работа Херлуфа Бидструпа «Недоступная». Считайте, что художник предложил вам фабулу (хронологическую последовательность событий).
Ваша задача – сочинить рассказ на основе данной фабулы.

В чем глубинный смысл задания?
Вам предстоит отслеживать все этапы своей работы и давать им сознательную (подчеркиваю: сознательную) оценку.

Этапы вашей работы будут такими:

1. Когда вы рассматривали картинку, вы так или иначе считали мораль этой истории.
Ваша задача – сформулировать ваши чувства в виде фразы, которая и будет идеей вашего произведения. Идея может быть любой. Возможно, это будет что-то вроде «Не перегибай палку», или «Не упусти свой шанс», или «Не очаровывайся, чтобы не разочароваться». Или как-то по-другому.
Еще раз: вариант может быть любой, но он обязательно должен быть вами сформулирован.

2. После этого вы проводите отбор эпизодов.
На картинке их 14. Все ли 14 вы возьмете в свою историю или только часть?
Какой из взятых вами эпизодов станет центральным в вашей истории?
Как вы проранжируете остальные? Какие эпизоды будут в вашей истории более значимыми, какие менее? Оценивайте как объем (количество слов, больше-меньше), так и эмоциональное напряжение сцен.
В каком порядке вы разместите отобранные эпизоды? То есть, какую композицию вы построите?

3. Определяетесь с художественным оформлением сюжета: способ повествования (от 1-го или 3-го лица), тип фокализации, система персонажей, стиль изложения, художественные детали и проч.

По сути дела, такую работу вы проводите всегда, хотя, по большей мере, интуитивно.
Интуиция вас иногда (а некоторых, увы, часто) подводит, из-за чего вы комкаете этапы обдумывания или совсем пропускаете. Садитесь писать с малой подготовкой или вообще без оной. Некоторые при этом уповают на вдохновение свыше, некоторые на авось, но результат и в том, и в другом случае одинаков – рассказ не выходит или выходит кривым и косым.
Сейчас у вас есть возможность получить новый опыт и потренировать навык организации сюжета своего произведения.
Каким образом? Да вот именно таким – сознательно пройти все этапы, фиксируя и обдумывая их.

Что должно получиться в итоге?
Снова разочарую вас сообщением, что полноценный рассказ вряд ли получится. В том, что не получится, ничего зазорного нет. За неделю на сюжет, спущенный с потолка неизвестно кем, хороший рассказ не напишешь.
Однако вы обязаны создать скелет рассказа – внятный и четкий сюжет, по которому читатели смогут понять мораль истории. Это будет результатом вашей работы.
Дам странный совет: не стремитесь вложить в эту работу всю свою писательскую душу. Попробуйте быть просто техничным – сложите кубики (эпизоды) хорошо, плотно, без логических изъянов.

Обязательное условие: никаких додумываний. Вы используете только те сцены, которые нарисованы. Какие-то можете отбросить, но добавлять свои – нет.
В прошлой школе некоторые участники умудрились подтянуть в свой рассказ персон, которых не было на картине. В этот раз номер не пройдет. Участник не будет допущен, если в его работе обнаружатся персонажи, не присутствующие у Бидструпа.
В данном случае ваш инструментарий – отбор, перетасовка и осмысление уже имеющихся сцен. Только так.

Критерии оценки вашей работы
В обязательном порядке будет оцениваться стройность повествования, отсутствие логических провалов и внятность идеи повествования.
Дополнительным критерием будет оценка художественности. На основании читательских откликов вы поймете, насколько хорошо публика воспринимает вашу индивидуальную манеру заворачивать сюжет (ядро, сердцевину рассказа) в обертку изобразительно-выразительных средств (стиль написания). Такое понимание не является главной целью, но в качестве дополнительного бонуса, почему бы и нет?

Перед тем, как ознакомить вас с полным регламентом школы, хочу дать вам краткие справочные данные о тех категориях рассказа, которыми вы будете оперировать в ходе написания своей работы и оценки работ своих соратников.
Справочные материалы
Фабула – совокупность событий в их хронологической взаимосвязи.

Сюжет – цепь событий в последовательности, выбранной автором.

Функции сюжета:
1. Воссоздает жизненные противоречия. Всякий сюжет, даже в комедии, драматичен, т.к. персонажи в процессе сценического действия всегда чем-то не удовлетворены и стремятся удовлетворение достичь тем или иным образом (литературный конфликт).
2. Изображает и характеризует связи главного героя с его окружением (система персонажей).
3. Позволяет читателю следить за действиями персонажей, эмоционально и интеллектуально включаться в эти действия, и тем самым раскрывает идею произведения.

Сюжет разворачивается благодаря литературному конфликту.
Литературный конфликт – это столкновение противоположных взглядов героев произведения.
Также литературный конфликт можно рассматривать как препятствие, возникающее в жизни главного героя. Преодоление этого препятствия есть разрешение литературного конфликта.

В основе сюжета лежит событие и действие.
Сюжетные события находятся в причинно-следственной связи, которая обеспечивает движение литературного конфликта по траектории: обнаружение (завязка) – стремление к разрешению (основное действие) – исчезновение (развязка).

Композиция литературного произведения – это расположение его частей в определенной последовательности.

Композиционные элементы:
Экспозиция
Завязка действия
Основное действие
Кульминация
Изображение посткульминационной среды

Элемент композиции отражает определенную стадию развития литературного конфликта.
Последовательность элементов определяет автор произведения исходя из авторского замысла.

Введем еще несколько понятий, связанных с сюжетом.

Перипетия – внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей (от счастья к несчастью и наоборот).

Коллизия – столкновение противоположных интересов персонажей произведения.
Например, любовная коллизия (один любит, другой нет), социальная коллизия (бедный – богатый), нравственная коллизия (обманщик – обманутый) и проч.

Интрига – способ организации сюжетных событий, при котором одна группа персонажей осуществляет действия, противоречащие интересам другой группы.

Порядок проведения школы

1. Написание работы: до 13.01.2021 включительно.
Работу отправлять до 14.01.2021 до 20-00 по м.в.
по адресу: на почту yukava@yandex.ua или yukava595@gmail.com

2. Публикация работ: 15.01.2021
Все работы публикуются в один день.

3. Обсуждение работ: с 15.01.2021 по 18.01.2021

В течение 4 дней будет проходить обсуждение. Под каждой работой каждый участник должен оставить свой комментарий, а лучше, не один <комментарий>. Ищите ошибки, нестыковки, касающиеся организации сюжета.
Я, со своей стороны, также пройдусь по работам и выскажу свое мнение.
Оставлять комментарии не возбраняется и сторонним читателям. Однако предостерегаю всех от увлечения критикой ради критики. Мы все здесь собрались по конкретному поводу, давайте не распыляться и обсуждать преимущественно тему школы.

4. Выставление оценок: 19.01.2021

Каждый участник школы обязан прокомментировать и оценить все работы школы.
Оценки выставляются под оцениваемым постом.

Критерии оценки:

1. Соответствие заданию (оценка стройности сюжета): от 1 до 7 баллов.
Здесь вам придется сделать над собой усилие. Оценивайте чужой сюжет не как автор, только что написавший свой собственный на ту же тему, а как человек, который до сего момента знать не знал и ведать не ведал про данную историю. Оценивайте так, как оценил бы совершенно посторонний читатель, наугад открывший рассказ в сборнике. Понял бы он суть описываемых событий (логика, отсутствие дыр)? Не бросил бы читать на второй странице (занимательность сюжета)?

2. Литературность, владение словом: от 1 до 3 баллов.

3. Эмоциональность, ваша вовлеченность как читателя: от 1 до 3 баллов.

Каждый участник должен оставить комментарий не менее 100 слов на каждую работу.
Если сторонние наблюдатели захотят принять участие в выставлении баллов, то они обязаны соблюдать те же условия: оценить и прокомментировать все работы без исключения. В противном случае их оценки не будут учтены.

С 20.01.2021 начнется второй этап работы, который пока позвольте сохранить в секрете (поддержать интригу произведения).
Этап будет касаться некоторой переделки работ. Займет еще 5 дней (на переделку) + 2 дня (на обсуждение).

Соответственно, 27.01.2021 планируется подведение итогов.

Желающие участвовать, пожалуйста, планируйте свое время.
Обязательное условие: если вы включились в проект, то будьте любезны оставаться в нем до конца процесса. Результат, который получит каждый отдельный участник, во многом зависит от коллективной работы. Поэтому, если кто-то внезапно исчезнет задолго до конца, он невольно подставит своих соратников, а это нехорошо.

На основании полученных баллов определяется победитель – 1 (один).
Приз: 500 баллов, которые я, МБ, перечислю на счет страницы, а организатор перечислит автору.
Вопросы по заданию задавайте под этим текстом.
Успехов!

МБ


© Copyright: Мария Шпинель, 2021
Свидетельство о публикации №221010700025

http://proza.ru/comments.html?2021/01/07/25


Рецензии