Нет повести прекраснее на свете

( из книги "КАК СТАТЬ ЮНКОРОМ")
  Позволим себе некоторую вольность в крылатой шекспировской фразе для того, чтобы передать восхищение суворовцев увиденным спектаклем Тульского театра юного зрителя.
  Юнкоры     основательно подготовились к просмотру спектакля.   Мы оформили стенд по истории театра, на предварительных занятиях познакомились с основами  системы    К.  С. Станиславского, биографией Шекспира и его трагедией «Ромео и Джульетта».
  И вот сценическое воплощение пьесы. Режиссер спектакля Владимир Шинкарев обозначил свою постановку как романтическая трагедия. Всеми средствами режиссерской и актерской выразительности бессмертная пьеса Вильяма Шекспира, написанная в 1595 г. в эпоху Возрождения, приближена к сегодняшнему дню.
  В спектакле все про нас: на пороге XXI века люди разных наций и стран воюют и убивают друг друга, плетут сети политических интриг, попадают в плен предрассудков, губят природу.
Но во все века миром правит любовь, ведь только любовь рождает жизнь.
   Главная тема спектакля - гимн любви. На сцене вместо привычных декораций, обозначающих место действия, — только решетки и передвижная конструкция в виде клетки (это и тюремная камера, и ограда сада, и арка при входе в дом). А с потолка прямо в центр сцены свисает остов глобуса, полый внутри  — символ нашего земного шара — планеты Земля (художник -постановщик Татьяна Матус).
   Этот пустой, ребристый шар, как маятник времени, раскачивают в спектакле актеры в ходе поединков и драк, цепляются за его прутья руками, вешают на его ребра боевые щиты с родовыми гербами. И, наконец, этот шар становится планетой любви для Ромео и Джульетты — балконом в сцене объясняется в саду Капулетти и супружеским ложем после тайного венчания.
  Удивительно выстроена эта прощальная любовная сцена юных героев. Ромео нарушил закон герцога Вероны, запрещающий поединки. Он становится изгнанником за убийство Тибальта — двоюродного брата Джульетты. Страшная весть и страшное наказание. Но венчание героев состоялось — «их руки сплел» отец Лоренцо и у них только одна ночь для прощания.
В этой сцене нет привычного стихотворного текста — слова заменяет музыка и танец (хореография Андрея Тимонина). Актеры в прозрачных балетных трико, создающих иллюзию теплоты обнаженных тел, целомудренно и нежно сплетающихся в едином порыве.
   Легкий прозрачный купол-завеса, окутывающая земной шар, раскрывается над головами героев, превращаясь в ночное небо с сияющими звездами.
  Роль Ромео стала подарком судьбы для студента актерского курса Тульского областного колледжа культуры и искусства Бориса Бороздина. Его Ромео пылок, нежен, решителен в действиях. Молодой актер психологически убедителен во всех сценах - с друзьями, с Джульеттой, в поединках, сцене смерти героя.
  Образ Джульетты создала молодая актриса Светлана Серкова. Она сумела найти точные и яркие краски для характера своей героини. В начале спектакля это — безмятежная девочка, любимица семьи Капутетти. После встречи с Ромео на балу — любящая, страдающая, враз повзрослевшая юная женщина, бросившая вызов предрассудкам и традициям. Джульетта сама строит свое счастье и свою беду.
  Студенты колледжа — начинающие актеры Денис Казаков (Меркуцио), Александр Панов (Бенволио), Николай Шрайбер (Парис), Евгений Кашин (Тибальт), Станислав Емельяненко (Петр), Юрий Велин (Балтазар) и Анастасия Гирдюк (потрясающая роль немой городской нищенки) наделили своих героев   узнаваемыми чертами   современных молодых людей – своих сверстников. Подшучивание друг над другом, приколы, подначки, поиски смысла жизни — это Меркуцио и Бенволио — друзья Ромео.
Уязвленное самолюбие, болезненное стремление мстить и продолжать вражду семейств Монтекки и Капулетти - это Тибальт.
  Убежденность   в собственной избранности – это Парис, жених  Джульетты.
На первый взгляд, в традициях старого театра (громкий голос, безупречная дикция, эффектные жесты) строят свои образы артисты старшего поколения Ольга Исайкина — кормилица, заслуженный артист России Иван Тюрин — отец Джульетты. Но это только на первый взгляд: контраст с манерой игры начинающих актеров как бы подчеркивает заложенный в пьесе конфликт отцов и детей.
  У Шекспира жизнью человека распоряжается судьба или рок, фатум. Режиссер вводит в спектакль роль этакого Фатума —распорядителя, принимающего по ходу действия разные обличья — правителя Вероны герцога Эскала, аптекаря — торговца ядом, священника Лоренцо. Все эти роли блистательно исполняет один актер — Игорь Небольсин. ОН же выступает постановщиком сценических боев в спектакле.
   Постановщик «Ромео    и Джулъетты»  - главный режиссер ТЮЗа
 Владимир Степанович Шинкарев предоставил нам, суворовским зрителям, возможность побеседовать со своими актерами — исполнителями основных ролей.
Юнкоры задавали вопросы, искренне благодарили создателей спектакля.
Каждый увез на память об этой встрече автографы актеров и режиссера, а о спектакле совершенно потрясающее впечатление.
В. ДЕЙНИЧЕНКО.
Суворов, 2000-й год.


Рецензии