Весна в деревне

Солнышко все больше начинает пригревать, проводили Масленницу, начался Великий пост. Деревня начинает пробуждаться от зимней спячки, прихорашиваться к Великому дню, Пасхе!
К весне обычно в домах становится тесновато. Скотина начинает давать приплод: - начинает телиться, пороситься, у овечек окот. И пока на дворе холодно, весь этот приплод заносится в избу.
  Ближе к печке. Отгораживаются углы, где будет находится  теленок, пока его отпоют молоком ,и на улице потеплеет, чтобы его вывести. Поросят обычно загоняли под печку, где всегда хранились рогачи , кочережки. Их убирают, там стелится солома, и поросята так же до тепла находятся тоже в доме. В следующем углу , у печки, отгорожено место для овечки или козочки, тоже с приплодом. Грязи,сразу скажу, никогда не было. Все моментально убиралось, и перестилалось свежей чистой соломой.
Мать строго следила за порядком...
И вот вся эта живность месяц, а иногда и больше находилась в доме, пока  не наступит окончательно тепло  и начнет появляться травка.  Только тогда весь подросший молодняк выпускался на двор, на волю.
 И вот теперь представим себе утро , когда вся эта мелочевка в доме.
Мать встает рано, чтобы затопить печку,  приготовить завтрак, и накормить всю эту ораву. Только она начинает греметь  ухватами , как из - под печки начинают появляться любопытные поросячьи пятачки, и почуяв кормежку, начинают повизгивать и носиться по кухне, поднимая остальную живность.
Вот в углу замычал, проголодавшийся теленок заколготился. В другом углу заблеяли ягнята. Всех надо накормить, убрать, почистить, успокоить.
Тут уже матери помогали старшие дети, а мы, малыши, лежа на печке, наблюдали за всеми сверху, иногда забрав к себе наверх  или козленка , или хрюшку, чтобы поиграть с ними.
 Мать ругалась конечно, но мы все равно затаскивали на печку малышей. Особенно нравилось, когда нам удавалось козленка или барашка к себе затащить. Что они там вместе с нами вытворяли  это можно только представить.
Иногда мать не выдерживала, и тогда доставалось всем: и зверью и нам.
Вот, наконец, все накормлены, напоены, все убрато, почищено, пахнет свежей соломой, только поросята, сытые и довольные, продолжают гоняться по полу у печки, булгача остальных.
 Наконец мать загоняет их под печку и они там успокаиваются, начинается уборка, полы тогда в основном были некрашенные, денег на краску не было, работали за трудодни, за палочки.
Полы мать мыла всегда с косырем, специальным таким ножом. Сначала намочит пол,  затем начинает этим косырем скоблить доски, а потом уже насухо, так что чистота соблюдалась строго, несмотря на скотину.
Ну вот, наконец, пригрело основательно, можно скотину убирать, выводить на двор, на улицу. И только тогда начинают, как следует прибираться в доме, проветривать, промывать, просушивать, убираются двойные рамы оставляют только по одной .
  Все тщательно промывается, протирается,  постель и вещи выносятся на просушку.Снаружи дом белили известью, за которой ездили на карьер в Избердей. Окна промывались, и дом словно тоже просыпался, оживал, прихорашивался перед Великим днем, Пасхой, и стоял ,словно жених перед свадьбой, любуясь собой. Сад перед домом так же прибирался, мусор, который скопился за зиму сжигался. Стволы у немногих числом яблонек белились.
Перед домом, у дороги, стояла большая развесистая ветла. Она к этому времени набухала почками, и желтенькие комочки украшали все дерево вместо цветов, как вербу. Это было очень красиво и символично.
 Сама природа оживала и тоже готовилась к Пасхе. И мы, ребятня,если удавалось удрать из дома, уже целыми днями пропадали на песках ,у леса на опушке, там всегда пригревало и было тепло. Это было наше излюбленное место для игр весной.
   Вот так - то наша деревушка готовилась встречать главный весенний православный праздник Пасху, и люди тоже как бы обновлялись, скидывая с себя зимние одежды и заботы, готовясь встретить этот Великий день!
 


Рецензии