Страсти по Матфею

 

  Всю свою сознательную жизнь Ира пела в хоре. Ей нравилось петь  в полноценных хорах, где были
  мужские и женские голоса. Голос у нее был красивый: объемный, бархатный альт, а так как она имела
  большой диапазон, то с легкостью  пела партии теноров и сопрано. Да и фальцетом она могла петь очень
  даже не плохо. Партитуры она знала прекрасно, поэтому соседки по партии всегда пели "под неё", зная,
  что Ира никогда не ошибется. Она могла спеть не те слова, если знала плохо текст, но мелодию никогда
  не сфальшивит.

  Ее семья надумала переехать жить в другую страну.
  Перед отъездом, Ира 8 лет пела в церковном хоре и, приехав на новое место жительства, пошла петь в
  местный церковный хор.
  Этот коллектив был большой: в каждой партии по 10 человек. И все 40 певцов имели музыкальное
  образование. Ноты они читали легко, пели с листа сложные произведения  без проблем  и им было
  достаточно одной совместной репетиции, чтобы потом прекрасно выступить.
  Встретили Иру новые коллеги по хору хорошо, но она  комплексовала из-за плохого знания  языка. Ей
  приходилось сложно одновременно читать с листа ноты и текст на другом языке, который был напечатан
  довольно мелко и поэтому бегло Ира не могла его прочитать.
  Она старалась не "ударить в грязь лицом" и для этого занималась разборкой партитуры дома.
  Ей казалось, что по ней будут судить о всей стране, откуда она приехала. От того, как она будет
  петь, такое и составит мнение о себе, как хористке и о музыкальной культуре своей Родины.

  В церкви началась подготовка к Пасхе. Руководитель хора, он же и органист, взял для проведения
  траурной службы в Страстную пятницу во время литургии "Страсти по Матфею или Пассионы" (с латинского
  переводится, как страсти) И.С. Баха. Это огромное произведение для хоров, оркестров, солистов и
  органа, в котором освещаются события последних 7 дней жизни Иисуса Христа.
  Хор во время печальной службы поет, конечно, не все " Страсти", а только 2 хорала из второй его
  части.
  Но сложность исполнения  заключалась в том,  что петь хоралы надо было без дирижера, так как он
  должен был играть на органе. Особенно трудно было запеть второй хорал, который начинался после
  длительной игры органа. Причем окончание органной музыки перед вторым хоралом, несколько раз меняет
  тональность и уловить звук и такт, с которого надо начинать петь, очень проблематично,
  тем более только после одной репетиции.

  Ира не привыкла петь "под кого-то", она всегда была лидером в партии, к тому же это ее первое
  выступление с хором здесь и ей не хочется показаться неумехой, поэтому она подошла к этой сложной
  ситуации чисто математически. Она посчитала сколько тактов играет орган и на каком такте надо
  вступить ее партии. От последнего заключительного звука органа взять терцию вверх и вот это и будет
  ее нота.
  Репетировала дома ни один раз.

  И вот идет служба. Первый хорал спели  замечательно, так как хор поет под орган, который не дает
  сбиться с ритма.
  Теперь играет один орган. Ира считает такты. Тут самое главное не отвлекаться и не сбиться.
  Она чувствует, что в хоре началось легкое движение. Каждый пытается заглянуть к соседу в ноты и
  уловить вступление своей партии, кивая головой: "Ну как, скоро?"
 
  Ира боится шелохнуться и отвлечься. Она считает. Для нее существует сейчас только этот счет.
  Нет возможности наслаждаться красотой и  мощью органа.
  Только математика.
  Последний такт органной музыки.
  Потом про себя ноту, на терцию выше.
  И она запела.
  В огромной церкви Ира услышала только свой голос и орган.
  Как же красиво она поет!
  Пропев первый такт, Ира поняла, что поет одна!
  Вся община смотрит на нее, а хор молчит!
  За доли секунд  в голове промелькнуло куча мыслей: "Боже, я, наверное, ошиблась? Почему все молчат?
  Да нет, я правильно пою и вот орган играет ту же гармонию".
  На втором такте хор подхватил пение Ирины.
 
  Для общины это показалось, как короткое выступление солистки с хором.
  После службы, руководитель хора оставил всех для разбора выступления. Ира не все поняла, что он
  говорил, но главное уловила - он был очень недоволен промахом хористов. Про Иру он не сказал ни
  слова: не похвалил и не поблагодарил.
  Зато когда все расходились, каждый участник хора подошел к ней и пожал ей руку, говоря: "Спасибо".

  Была Великая Пятница, печальный день, но у Иры было легко и радостно на душе.
  Она выдержала и смогла показать, что откуда она приехала,  музыку  тоже понимают, ценят  и любят. 
   
       


Рецензии
Замечательный рассказ,Ирина!
Молодец же и другая Ирина, выручила весь хор,не подкачала!
Прочитала с большим интересом и вниманием,
Всего доброго,с теплом души!

Ольга Боровикова 2   24.03.2024 10:37     Заявить о нарушении
В этом рассказе я написала про себя.
Спасибо большое Вам, Ольга.

Ирина Вебер 2   24.03.2024 11:51   Заявить о нарушении
Какая Вы молодец,талантище!

Ольга Боровикова 2   24.03.2024 14:58   Заявить о нарушении
Ой, спасибо большое, Ольга!

Ирина Вебер 2   24.03.2024 19:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.