Глава 3. Секретариат Маслюкова

Команда Маслюкова в правительстве была сформирована из приглашённых чиновников аппарата правительства (Семён Багдасаров, Михаил Делягин и прочие) и сотрудников аппарата комитета по экономической политике Госдумы, где ЮД был Председателем (Михаил Синелин, Альберт Агеев, Евгений Ржевский, Геннадий Савастеев, Антон Суриков).

Алик Агеев, физик МГУ, быв. работник Госплана СССР, был назначен на высокую должность заместителя руководителя аппарата Правительства. Он специализировался на корректировке проекта государственного бюджета, направленного Минфином в правительство на согласование.

Руководителем секретариата стал Михаил Синелин, быв. руководитель аппарата комитета по экономической политике Госдумы при Глазьеве и Маслюкове. Его главной функцией было управление документооборотом и, в частности, роспись входящих документов на исполнение в соответствие с распределением функций между сотрудниками.

Синелин был высоко организован и вполне демократичен. Я ни разу не слышал от него каких-либо окриков или разносов. Любой из сотрудников аппарата без особого разрешения мог войти в кабинет к ЮД в моменты, когда тот был свободен от приёмов или в их перерывах между ними на минутку. Но Михаил и хвалил редко. А главным его талантом было нашёптывание Маслюкову на ушко деликатных новостей. Маслюков с ним считался.

Агеев как-то раз шепнул мне по секрету, что Миша – внештатный сотрудник КГБ. Успешная карьера Михаила в аппарате Правительства в последующие годы вполне подтверждала это предположение.

Замом Синелина стал Геннадий Саватеев – к.т.н., быв. завотделом ЦК КПСС по оборонке. Генка был мастером рассказывать анекдоты. Это был приём маскировки, известный стиль аппаратчиков ЦК КПСС.

Семён Багдасаров и Михаил Делягин уже имели опыт работы в аппарате правительства. Сегодня Семён и Михаил широко известны как аналитики на ТВ и на Ютьюбе, авторы передач.

Особо приближенным к Маслюкову стал хозяйственник аппарата правительства Александр Моисеев, бывший кадровый военный. Он вёл у Маслюкова вопросы госимущества и, как догадываюсь, кое-какие его личные дела. Иногда он меня доставал нелицеприятными замечаниями. Я оставался спокойным, не отвечал. После отставки правительства Моисеев, при содействии Маслюкова, продолжил госслужбу в федеральных и региональных структурах.

Пресс-секретарём ЮД стал Антон Суриков, сын друга Маслюкова по оборонке, бывший его помощник по Госдуме. Не знаю, что там он публиковал. Но он был мастером журналистских провокаций. На том и погорел - через несколько лет он рассорится с ближним окружением Маслюкова и его отравят в кафе Ижевска. Хрен его знает. Может и "новичком".

Прочие сотрудники аппарата мне мало известны, но были деловыми и приятными в общении человеками. С ними я общался по мере необходимости.

До сих пор я удивляюсь тому, что я оказался в аппарате ЮД, да ещё и на высокой должности советника. Мой реальный стаж административной работы к тому моменту был невелик. Среди прочих коллег я был самым неопытным. Но в отличие от многих я был “пишущим” и непрерывно обеспечивал ЮД личными аналитическими записками по проблемам банкротств, развитию промышленности, идеями новых государственных проектов.

  Я редко советовался с коллегами. Никто из нас, как правило, не знал, чем занимается другой. Но и они со мной не советовались, но могли иметь иные взгляды на дело. Это порождало скрытые конфликты.  Всё это отражало тактику Маслюкова “разделяй и властвуй” в управлении командой. В этом искусстве он, бывший членом Политбюро КПСС, чей портрет мы носили на ноябрьских демонстрациях по Красной площади, был гроссмейстером.

В надежде угодить начальству некоторые аппаратчики “капали” на коллег. Это было традицией ещё со сталинских времён. Маслюков на такое чаще всего не реагировал. Но в некоторых случаях всё же “вёлся”. Его отношение ко мне иногда, по непонятным для меня причинам, изменялось и он некоторое время меня игнорировал. 

При Маслюкове обновления федеральной исполнительной власти не произошло. Груз старых связей и обязательств тянулся вслед за многими федеральными чиновниками, удерживающими портфели. Экономикой и финансами командовали министерства, где заседали старые кадры. Государство, следуя примеру западных стран, отстранилось от экономики. Процветала ритуальность решений, новшества тормозились в министерствах и в аппарате правительства. Продолжалась изоляция Минэкономики от экономики, творимое Минфином.

Экономика страны уверенно катилась под гору. Этот путь был нарисован ей в начале 90-х экономистами-либералами.
Маслюков оседлал проверенных лошадей, и они лихо несли его по проторённой дороге.

Широко распространено мнение о том, что якобы ЮД (Маслюков) и Примус (Примаков) уберегли Россию от падения в пропасть после финансового дефолта 1998-го. Но на мой взгляд это преувеличение. В экономике страны всё происходило само собой и она отползла от пропасти. Заслуга правительства была в том, что оно не мешало тому.

А ошибка была в том, что вместо прямой помощи реальному сектору правительство манипулировало налогами и долгами крупных компаний, делило скудный федеральный бюджет, а ЦБ финансировал банки. Но банки скупали валюту и спекулировали ею. Финансы ЦБ до реального сектора не доползали.

Примаков в своей книге утверждал, что поддержка реальной экономики была его приоритетом. Но есть тонкость. Одно дело реальная экономика, другое - реальный сектор экономики, то есть промышленность, производство товаров потребления. В чистом виде даже добыча нефти и газа, то есть сырья, к промышленности не относится.

Анализ программы Правительства и ЦБ по выходу из кризиса я проведу позже.


Рецензии