Покаянный обелиск

(Из серии «Азбука Рима»)

    В результате завоеваний Александра Македонского Египет в 332 году до н.э. включился в  орбиту греческого мира. Три века длилось  владычество наследников Македонского из  Птолемеевой династии. Со смертью последней его представительницы – Клеопатры  Египет с 30 года до н.э. становится  одной из важнейших провинций и житницей  Римской империи. Помимо зерна из северной Африки в Рим доставляли золото, драгоценные камни, слоновую кость, слонов и диких зверей для кровавых представлений на аренах. В каменоломнях Египта добывали  светлый и розовый гранит для изготовления колонн и украшали Рим полюбившимися императорам великолепными  обелисками.    
    В 641 году в ходе арабского завоевания Египта римлян и христиан изгоняют из северной Африки. Крошечным островком христианского присутствия  остается основанная апостолом Марком  в 42 году Коптская Православная автокефальная Церковь.  На её долю пришлись долгие периоды гонений  и относительной веротерпимости.
    Интерес Италии к Африке вновь начинает проявляться только  в XIII-XVII веках, когда францисканские монахи отважились нести католическую веру на африканскую землю.  Их  усердные старания привели к тому, что абиссинские представители появились на   Флорентийском соборе 1439 года.
      Много позднее миссионер из Савоны,   Джузеппе Сапето в 1869 ступил на африканский  берег. Храбрый первопроходец долго путешествовал, покуда не достиг залива Ассаб в Данкалии. Здесь он от имени навигационной кампании Раффаэле Рубаттино приобрёл  у местных правителей небольшую рыбацкую  деревушку Ассаб - полоску земли, ещё не занятую преуспевшими в колонизации англичанами и французами.   В 1881 г. итальянское правительство перекупило Ассаб, рассматривая его как «жизненно важное пространство в колониальной борьбе». Именно тогда, в последние десятилетия XIX века Италия бросилась в авантюрную схватку за колонии в Африке.
      Надо сказать, что  колониальная экспансия тогда приветствовалась народной толпой, интеллектуалами, благословлялась священниками. Газеты начали говорить  о необходимости  вмешательства, «о священной миссии Рима в цивилизации варварской Африки». А тут и повод представился. В ночь с 6 на 7 октября 1884 года  на Густава Бьянки, члена Географического общества Италии, проводившего изыскания в неизведанных землях Абиссинии, напали грабители, зверски убившие его и сопровождавший его отряд. Трагическая весть об гибели «экспедиции Бьянки» вызвала широкий резонанс.
    Италия  решила отомстить, направив в Африку 800 берсальеров  под командой Танкреди Салетта.  5 февраля 1885 года «отважные берсальеры» захватили Саати, и ещё  несколько поселений.
    Но занятые территории граничили с неизвестной и ещё неизведанной Абиссинией, император которой увидел в нежелательном присутствии итальянцев угрозу своему трону. Началась война с  Абиссинией.
   (Р.S. Абисси;ния  представляет собой территорию, где в VI - V веках до н. э.  поселились выходцы из различных областей Южной Аравии, в том числе из  Сабейского царства, населенного потомками израильского царя Соломона и царицы Савской. По преданию, погостив у царя Соломона,  легендарная царица вернулась домой с богатыми дарами, многочисленными иудейскими рабами, подаренными ей Соломоном,  и … с  отпрыском мудрого правителя во чреве.  С той поры появились и стали множиться здесь  потомки  иудеев, а  символом  страны  стало изображение  льва с короной царя Соломона на голове.  Соломонова династия правила до 1974 года. Пришельцы  принесли с собой письменность, семитский язык и технику каменного строительства. С XIII века в Абиссинии стоит древнейший из действующих христианских храмов Африки  -  Церковь Марии Сионской в Аксуме.  По преданию, в ней  хранится Ковчег Завета, якобы вывезенный  из Иудеи  Менеликом, мифическим первым  правителем Абиссинии, сыном израильского  царя  Соломона и царицы Савской.  После 1945 года Абиссиния  стала называться Эфиопией).
   Война оказалась гораздо тяжелее, чем предполагали в Италии.  Хотя итальянцы успели овладеть большей частью деревень и крепостей на эритрейском побережье, войска их сильно страдали от зноя, недостатка воды и болезней, а временами и от поражений, наносимых абиссинским полководцем Аллулой Энджида.
     25 января 1887 года       воинственный  Аллула   с  многотысячным отрядом  атаковал стоящий в Саати  небольшой гарнизон под командой майора Боретти. В гарнизоне было 700 чел (из них 300 наемников османов) и 2 пушки. Героическим защитникам форта удалось отбить врага после четырех часов  непрерывного огневого боя. У итальянцев погибло всего 5 человек и трое были ранены. Но боясь повторного налёта, Боретти попросил у центрального командования подкрепления.
     Начальство, обеспокоенное нападением абиссинцев, посылает в Саати  колонну под командой лейтенанта Томмазо Де Кристофорис. В её состав  входят 500 одетых в новенькие  белые мундиры берсальеров, всего несколько дней    назад прибывших из Италии, а также  сотня наёмных оттоманских башибузуков. Но утром 25 января 1887 года на полпути, под Догали, у одинокого холма в знойной пустыне,  колонну неожиданно окружил отряд из нескольких тысяч абиссинцев под командой того же генерала Аллула. Он решил уничтожить беззащитную колонну на марше,  до её прихода в форт. Итальянцы заняли холм и стали оборонялись. Но спасения не было. Со всех сторон вверх по холму ползли чернокожие абиссинцы,  вооруженные ружьями и копьями. Сначала итальянские солдаты начали отстреливаться. Тогда нападающие прекратили полномасштабную атаку, и стали вести настоящую охоту на истребление. Окружив холм, они ждали, когда итальянцы израсходуют все  патроны. А итальянцы надеялись на приход подкрепления. Но Италия была так далеко! Неравная битва закончилась рукопашным боем. Окруженный эфиопами Де Кристофорис  бился  насмерть, но вражеское копьё пробило ему грудь. Через четыре  часа колонна была уничтожена полностью. «Зачем? Зачем мы пришли сюда?» -  мелькает в голове умирающего Де Кристофориса. И тот же вопрос «Зачем вы пришли сюда?» задает Аллула, глядя на холм, покрытый телами погибших итальянцев.
    Однако событие вызывает такое бурное политическое волнение в Италии, что приводит к  правительственному кризису. Первая эфиопская война с Абиссинией была    проиграна. По  заключенному договору Италии остается небольшая территория, но она выплачивает Абиссинии определенную сумму денег, выделяет 30 000 мушкетов и 28 пушек.  Язвительные журналисты называют Италию «данником Менелика».
      Но Италии предоставляют возможность похоронить погибших у Догали  в братской могиле у подножия холма и возвести  скромный монумент.
    На родине им воздаются достойные почести. Де Кристофорис награжден золотой медалью посмертно, остальные павшие – серебряными медалями. Это были первые золотые медалями за первую зарубежную войну Италии. В разных городах многие улицы и площади называют именами погибших.
    В Риме площадь перед центральным вокзалом Термини получила название Чинквеченто (500) в память о погибших в Догали. В центре площади в 1887 году  воздвигли памятный  монумент. На высоком пьедестале с четырех сторон, как на страницах раскрытой книги, в два столбца записали имена всех погибших. А сверху поминальной свечой установили египетский обелиск, увенчанный звездой.
      Надпись на древнем обелиске  гласит, что он был возведен фараоном Рамзесом II в Гелиополисе, а в Рим перевезен императором Домицианом для храма Изиды на Марсовом поле. Высота элегантного обелиска из розового гранита составляет немногим больше 6 м., а громоздкая база с перечнем погибших - 17 м.  Римлянам памятник не понравился. Говорили, что неприглядный монумент портит приезжим первое впечатление о  Вечном Городе.
    Второй этап колонизации Африки начался  в 1922 году, когда к власти пришло фашистское правительство во главе с Бенито Муссолини. Под грохот пламенных речей Дуче начинает «возрождать империю». Он благоустраивает  Рим, прокладывает новые дороги, расширяет площади, в том числе и привокзальную площадь Термини. А покаянный обелиск  в центре площади мало того, что  затруднял движение, ещё и не отвечал духу победного времени и выглядел неуместно. Поэтому в 1924 году памятник перенесли под сень деревьев, в небольшой сквер напротив  Терм Диоклетиана,  где он находится и поныне. Но название площади Чинквеченто (500) сохранили, и в ней по-прежнему звучит колокол памяти о жертвах итальянского колониализма в  африканском Догали.
    Фашистская Италия позднее захватила Абиссинию. В мае 1936 года пала её столица Аддис-Абеба. Император Хайле Селассие I бежал из страны в Великобританию. В ознаменование наступившего мира  совершается символический обмен. Для установки на центральном вокзале  Аддис-Абебы из Рима посылают серийную, бронзовую капитолийскую волчицу. А в Рим доставляют позолоченного бронзового Льва Иудеи, украшенного короной Соломона и держащего в правой поднятой лапе коптский крест.  Этого коронованного царя пустыни решили  поместить у подножия  обелиска павшим в Догали. Однако в 1944 году, всего через несколько дней после вступления союзных войск в Рим,   Лев Иудеи  таинственно исчез. А спустя некоторое время обнаружилось, что кто-то вернул его негусу Хайле Силассие.               
    Другим свидетелем злосчастной колониальной войны Италии в Эфиопии был Аксумский обелиск. По примеру древнеримских императоров Муссолини перевез его в Рим и установил в начале зеленой аллеи у Терм Каракаллы. 
    Аксум, что означает «Сад зеленеющий», был древней столицей Эфиопии (I век н.э.). Как и другие аналогичные стеллы, он был возведен в III-IV веке на месте захоронения важной особы. Это была стилизованная, напоминающая небоскреб, 24-метровая башня,  четыре стороны которой украшали фальшивые окна и двери. Они вели в загробное царство, куда ушел похороненный здесь знатный человек, может быть, царь. Для живых входы в потустороннее царство были закрыты. В стародавние времена обелиск упал на землю и разбился на пять кусков.  В 1937 году во время колониальной итальянской кампании  в Африке обелиск вывезли в качестве трофея  в Рим.  Здесь его собрали, тщательно отреставрировали и установили на пятистопной базе из травертина. 20 октября 1937  года в присутствии короля Италии  и Муссолини состоялось открытие памятника.
    Несколько десятилетий монумент высился    на площади ди Порта Капена напротив Министерства колоний. Теперь в этом здании размещено ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. В подписанном в 1947 году мирном договоре Италия обещала вернуть обелиск Эфиопии,  и подтвердила это обещание в 1956 и 1997 году. Но монумент  все продолжал стоять на прежнем месте. И надо же было случиться, что 28 мая 2002 года, как раз во время пребывания очередной эфиопской делегации в Риме, в обелиск, скрепленный изнутри металлическими стержнями,  ударила молния,  и верхушка обелиска упала на землю. Эфиопское правительство забило тревогу и стало настоятельно требовать исполнения обещаний. Совет министров Италии принял постановление о возвращении обелиска на родину. После демонтажа три громадных куска весом в 48, 65 и 87 тонн перевезли  для временного хранения в район аэропорта. Здесь отправкой  монумента в Африку занимались российские летчики. За четыре рейса они перевезти в Эфиопию на самолете Ан-124 три куска обелиска и дополнительные монтажные устройства. Там уже итальянская  бригада установила обелиск на его исконном месте. Открытие вернувшегося на родину монумента состоялось в сентябре, в канун празднования эфиопского 2003 нового года.


Рецензии