Портреты Ян Ван Эйка
Ян Ван Эйк пользовался большим успехом как художник-портретист. Растущее изобилие в Северной Европе означало, что портретная живопись больше не была прерогативой королевской семьи или высокой аристократии. Возникший торговый средний класс и растущее осознание гуманистических идей привели к спросу на портреты.
Портреты Ван Эйка характеризуются его отличной работой с масляной краской и скрупулезным вниманием к деталям; его острая наблюдательность и его склонность наносить слои тонких полупрозрачных глазурей для создания насыщенности цвета и тона.
Одно из самых необычных и загадочных творений художника «Портрет четы Арнольфини» — первый в истории искусства пример двойного светского портрета. Интересно, что художник переносит эстетику скрытой символики из церковной картины в светскую. Каждый предмет в комнате, где изображена супружеская пара, имеет определенное значение. Единственная горящая свеча в люстре напоминает о постоянном присутствии Бога, туфли и собака на переднем плане — символы супружеской верности, садик за окном и фрукты на подоконнике, возможно, повествуют о райской жизни до грехопадения Адама и Евы.
Небольшой Портрет мужчины в синем шапероне ок. 1430 год -самый ранний сохранившийся портрет Ян Ван Эйка.
Мужчина изображён в три четверти с лицом, освещенным светом, падающим слева. У него карие глаза, и хотя выражение его лица невозмутимо, есть следы меланхолии, особенно в опущенных уголках рта .
Он явно принадлежал к знати, так как был очень хорошо одет в коричневую меховую куртку с подкладкой и в черный жилет. Его головной убор, шаперон, содержит два крыла, которые ниспадают на плечи мужчины и доходят до его груди.(
Шаперо;н — средневековый головной убор. Вначале представлял собой капюшон с длинным шлыком и пелериной, затем превратился в пышное и достаточно дорогое сооружение, напоминающее тюрбан, дополнительно украшавшийся фестонами.
Края ткани придают рваный вид краям их шлейфов. Капюшон ярко и драматично окрашен с использованием пигмента ультрамарина, извлеченного из дорогого драгоценного камня лазурита , чтобы придать ему яркий, насыщенный оттенок.
Этот тип головного убора должен был выйти из моды к середине 1430-х годов, что окончательно датирует портрет, написанным до этого времени.
Есть предположение,что это обручальный портрет, написанный для семьи предполагаемой невесты.Возможно она не встречалась с этим мужчиной раньше и её решение зависит исключительно от портрета , раскрывающего его положение в обществе и характер. Кэрол Ричардсон отмечает, что неприукрашенное изображение было значительной новинкой в то время, и что, в сочетании с очевидным мастерством художника, правдоподобие придало бы натурщику вес и доверие.
На портрете два интересных момента: в правой руке мужчина держит кольцо, а его левая рука кажется выступающей из картины и лежит на предполагаемой утраченной раме.
ЯН ВАН ЭЙК. Портрет Кардинала Алъбергати. Между 1431 и 1432 гг. Музей истории искусства. Вена
Ван Эйк стремился изобразить человека таким, каков он есть, уделяя внимание мельчайшим физиогномическим подробностям. Нисколько не идеализируя натуру, он создает богатый, одухотворенный образ: с портрета смотрит пожилой мужчина, умудренный жизненным опытом, немного усталый, со спокойным выражением лица. Интересна цветовая гамма: на нейтральном темном фоне светлым пятном доминирует лицо кардинала и ярко-красным — его одеяние.
Ян Ван Эйк был пионером портретной живописи в 1430-х годах ,многие восхищались естественностью его изображений. Сегодня ему приписывают девять портретов в три четверти . Его стиль получил широкое распространение, особенно у Ван дер Вейдена, Петруса Кристуса и Ганса Мемлинга.
Свидетельство о публикации №221020401621
Удивительное целомудрие портрета.
Краски подобраны как если бы это был не портрет, а фото.
Восхищаюсь!!!!!
Иветта Дубович Ветка Кофе 04.02.2021 20:11 Заявить о нарушении