Портреты Ян Ван Эйка

  Ян ван Эйк.Портрет мужчины в синем шапероне. ок 1430. 19,1x13,2 см Национальный музей Брукенталя, Сибиу.   

       Ян Ван Эйк пользовался большим успехом как художник-портретист. Растущее изобилие в Северной Европе означало, что портретная живопись больше не была прерогативой королевской семьи или высокой аристократии. Возникший торговый средний класс и растущее осознание гуманистических идей  привели к спросу на портреты.

     Портреты Ван Эйка характеризуются его отличной работой  с масляной краской и скрупулезным вниманием к деталям; его острая наблюдательность и его склонность наносить слои тонких полупрозрачных глазурей для создания насыщенности цвета и тона.

       Одно из самых необычных и загадочных творений художника «Портрет четы Арнольфини» — первый в истории искусства пример двойного светского портрета. Интересно, что художник переносит эстетику скрытой символики из церковной картины в светскую. Каждый предмет в комнате, где изображена супружеская пара, имеет определенное значение. Единственная горящая свеча в люстре напоминает о постоянном присутствии Бога, туфли и собака на переднем плане — символы супружеской верности, садик за окном и фрукты на подоконнике, возможно, повествуют о райской жизни до грехопадения Адама и Евы.

   Небольшой Портрет мужчины в синем шапероне ок. 1430 год -самый ранний сохранившийся портрет Ян Ван Эйка.

    Мужчина изображён в  три четверти с лицом, освещенным светом, падающим слева.  У него карие глаза, и хотя выражение его лица невозмутимо, есть следы меланхолии, особенно в опущенных уголках рта .

   Он явно принадлежал к знати, так как был очень хорошо одет в коричневую меховую куртку с подкладкой и в  черный жилет. Его головной убор, шаперон, содержит два крыла, которые ниспадают на плечи мужчины и доходят до его груди.(
 Шаперо;н  — средневековый головной убор. Вначале представлял собой капюшон с длинным шлыком и пелериной, затем превратился в пышное и достаточно дорогое сооружение, напоминающее тюрбан, дополнительно украшавшийся фестонами.

   Края ткани придают рваный вид краям их шлейфов. Капюшон ярко и драматично окрашен с использованием пигмента ультрамарина, извлеченного из дорогого драгоценного камня лазурита , чтобы придать ему яркий, насыщенный оттенок.
    Этот тип головного убора должен был выйти из моды к середине 1430-х годов, что  окончательно датирует портрет, написанным до этого времени.

  Есть предположение,что это обручальный портрет, написанный для семьи предполагаемой невесты.Возможно она  не встречалась с этим мужчиной раньше и её решение зависит исключительно от портрета , раскрывающего его положение в обществе  и характер. Кэрол Ричардсон отмечает, что неприукрашенное  изображение было  значительной новинкой в то время, и что, в сочетании с очевидным мастерством художника, правдоподобие придало бы натурщику вес и доверие.

 На портрете два интересных момента: в правой руке мужчина держит кольцо, а его  левая рука  кажется выступающей из картины и лежит на предполагаемой утраченной раме.


      ЯН ВАН ЭЙК. Портрет Кардинала Алъбергати. Между 1431 и 1432 гг. Музей истории искусства. Вена

      Ван Эйк стремился изобразить человека таким, каков он есть, уделяя внимание мельчайшим физиогномическим подробностям. Нисколько не идеализируя натуру, он создает богатый, одухотворенный образ: с портрета смотрит пожилой мужчина, умудренный жизненным опытом, немного усталый, со спокойным выражением лица. Интересна цветовая гамма: на нейтральном темном фоне светлым пятном доминирует лицо кардинала и ярко-красным — его одеяние.

    Ян Ван Эйк был пионером портретной живописи в 1430-х годах ,многие восхищались   естественностью его изображений.  Сегодня ему приписывают девять портретов в три четверти . Его стиль получил широкое распространение, особенно у Ван дер Вейдена, Петруса Кристуса и Ганса Мемлинга.


Рецензии
Спасибо, Алина!
Удивительное целомудрие портрета.
Краски подобраны как если бы это был не портрет, а фото.
Восхищаюсь!!!!!

Иветта Дубович Ветка Кофе   04.02.2021 20:11     Заявить о нарушении