Фуэте судьбы. Глава 10
"ВОТ Я И ДОМА!"
Весной 1967 года по направлению Министерства обороны СССР в ГДР поехала творческая бригада из Таджикистана. В её составе были солисты Таджикского театра оперы и балета им. С. Айни, артисты Госфилармонии и Гостелерадио Таджикской ССР.
С концертами артисты поехали в расположение советских воинских частей, расположенных на территории ГДР.
Поездка длилась два с половиной месяца. Советские артисты показали свои выступления в Берлине, Потсдаме, Ростоке, Дрездене и два концерта были организованы в Западном Берлине для обычной публики.
Партнёршей в этой поездке у Курбана была Бозгуль Исаева.
Она - выпускница Ленинградского хореографического училища 1958 года, очень талантливая балерина. В этой поездке Курбан с ней танцевал шуточный танец «Свидание» под аккомпанемент дойры. На дойре играли братья Ало и Якуб Алаевы уникальные музыканты, равных им в этом мастерстве не было.
Все выступления прошли с большим успехом.
……………………………………
Папа мне очень интересно рассказывал об этих гастролях. Он был большой выдумщик, например, перед поездкой зашел в магазин «Военторг», и купил значки разных родов войск. Перед концертом узнав, в какой части будет выступление: танковой, лётной и т.д., прикалывал этот значок соответствующей части для выражения уважения нашим солдатам. Как рассказал мне папа, нашим военнослужащим это понравилось и им с Б.Исаевой, когда они танцевали, хлопали громче всех.
А ещё среди артистов был свой тайный язык. Для артистов в воинских частях после выступления устраивали банкеты. Иногда это были просто чаепития, а иногда настоящий банкет со спиртными напитками. Так вот банкет без спиртного у них назывался «медвежонок», а со спиртным «медведь». И каждый раз они между собой разговаривали: «Ну, что сегодня будет: медведь или медвежонок?»
Этот гастрольный тур по ГДР понравился не только советским военнослужащим, но и самим артистам. Во время поездки они познакомились со многими достопримечательностями городов, где проходили концерты. Но самое яркое впечатление у моего папы оставила Дрезденская картинная галерея. Он увидел своими глазами картины великих мастеров, о которых ему, ученику Ленинградского хореографического училища, рассказывали на уроках мировой художественной культуры. С гордостью он рассказывал, что видел «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, а также картины Рембрандта, Рубенса, Вермеера.
В Берлине, гуляя по Александр-Платц, папа видел будущий символ Берлина - строящуюся телебашню. Её торжественное открытие состоялось в 1969 году.
………………………………………………………………
Перед поездкой Курбан спросил Татьяну: «Что тебе привезти из Германии?»
Любая другая девушка заказала бы модную одежду или косметику, а Татьяна сказала: «Себя привези!»
Этот ответ Татьяны очень понравился Курбану и он понял, что не ошибся с выбором невесты.
Из Германии Курбана в аэропорту города Душанбе встречала вся семья Татьяны во главе с отцом Михаилом Герасимовичем. И они все вместе поехали домой к Татьяне на улицу Шота Руставели.
Когда Курбан зашёл к ним в квартиру, то сказал: «Ну, вот я и дома!»
Родителей Татьяны он стал сразу называть «мамой» и «отцом», бабушку Эмилию Христофоровну – «бабушкой» или «бабой Милей».
Из Германии Курбан приехал с огромным чемоданом бежевого цвета. Особенностью этого чемодана было то, что крышки у него были с двух сторон.
- Вот с этим семейным чемоданом будем ездить с тобой, Танюша, на гастроли. С одной стороны будут твои вещи, а с другой - мои!
И ведь на самом деле - долгие годы этот чемодан был неизменным спутником дуэта Холовых во многих гастрольных поездках.
В чемодане было много подарков и сувениров для новых родственников, для друзей и для Татьяны. Несмотря на то, что его невеста не сказала, что бы ей хотелось получить в подарок из Германии, он привез ей белую блузку.
Это была очень нежная, нейлоновая, с гофрированными вставками блузочка с черными пуговками-шариками. У этой блузочки воротничок был стойкой с тончайшими кружевами по краю, а на левой стороне был приколот изысканный бутон красной розы, тоже из нейлона. Таких блузок в то время в Советском Союзе не было больше ни у кого. Было видно - с какой огромной любовью выбирал Курбан этот подарок для своей Татьяны.
Татьяна надела эту блузку и выглядела в ней совершенно очаровательно. В августе месяце Татьяна и Курбан подали заявление в Центральный ЗАГС города Душанбе.
И поехали с театром на свои первые совместные гастроли в Москву. Это были Дни культуры и искусства Таджикской ССР в Москве, которые проходили с 8 по 13 августа 1967 года. Театр оперы и балета повёз три спектакля современных авторов: две оперы «Знатный жених» С. Урбаха, «Возвращение» Я. Сабзанова и балет «Сын Родины» Ю. Тер-Осипова. Гастроли проходили в помещении столичного театра оперетты.
После возвращения из Москвы начались приготовления к свадьбе.
Регистрация брака была назначена на 11 ноября, а вот с рестораном было не все так просто. Отец Татьяны хотел, чтобы свадьба его любимой дочери состоялась в самом лучшем ресторане города. В то время это был ресторан в недавно открывшейся гостинице «Душанбе», а там была огромная очередь. И свадьбу пришлось праздновать 26 ноября.
С тех пор Татьяна и Курбан Холовы всегда отмечали две даты создания своей семьи.
На свадьбе в ресторане «Душанбе» гулял весь театр, был директор Самадов Ахат Самадович, главный балетмейстер Серебровская Любовь Александровна, друзья и родственники.
Любовь Александровна тогда сказала: «Вы только с детьми не торопитесь! У меня большие творческие планы на вас!» Балетмейстер не знала, что уже летом у них родится дочка. Или как говорил Курбан «ПервенЕц».
............................
Фото из архива семьи Холовых.1967 год
Свидетельство о публикации №221020401644
Вера Дейниченко 11.11.2021 11:21 Заявить о нарушении