Панамский канал

               
     Однажды в 1996-м -- пятом году жизни в Соединённых Штатах, я увидел в газете «Индианаполис Стар» рекламное объявление: «Panama Canal Cruise from $49 a night». «From» (от) означало, что дело не ограничится полусотней долларов в сутки. Тем не менее, круиз был неожиданно доступным. Появилась соблазнительная возможность увидеть чудо ХХ века – Панамский канал, да ещё и заглянуть в соседние с Панамой Колумбию и Коста-Рику.

     Идея строительства канала между Атлантическим и Тихим океанами возникла после того, как Васко де Бальбоа пересёк в 1513 году перешеек, соединяющий Северную и Южную Америки, и прояснились очертания континента. Однако, лишь в 1881 году инженерная комиссия Фердинанда де Лесепса, построившего десятью годами ранее Суэцкий канал, признала возможным провести Панамский канал на уровне океана при стометровой наибольшей высоте перешейка. Во Франции была создана «Всеобщая компания межокеанского канала». Её акционерами стали 800 тысяч человек.

     К 1888 году выяснилось, что средства перерасходованы, а сделана лишь малая часть запланированного. Чрезвычайно тяжёлыми были условия работы. Люди умирали от тропической лихорадки. Неверным оказался инженерный расчёт, берега обваливались. Ширина канала по верху должна была быть втрое больше проектной. Стало ясно, что нужно строить шлюзовый канал. Акционерная компания обанкротилась. Тысячи акционеров разорились. Сейчас это забылось, но я помню – в 30-е годы прошлого века слово «панама» нередко употреблялось, как синоним жульничества, корыстного обмана.

     В 1903 году, при президенте Теодоре Рузвельте, Соединённые Штаты поддержали требование Панамы о независимости от Колумбии, получили права на строительство канала и юрисдикции в пределах его зоны – шириной 10 миль. Вначале главные усилия были направлены на осушение болот, чтобы предотвратить эпидемии малярии и жёлтой лихорадки. Строительные работы начались в 1905 году под руководством инженера Джона Стивенса (позже, в 1917–22 годах, он реконструировал Транссибирскую железную дорогу в России). В 1907 году строительство канала возглавил инженер Джордж Готалс. На фото -- земляные работы в 1890-х годах и панорама строительства шлюзов на входе в канал из Атлантики в 1913-м.

     Первое судно прошло по каналу в августе 1914 года. Чтобы перешагнуть континентальный водораздел, с обеих сторон перешейка построили по 3 пары шлюзов. Эти трёхступенчатые лестницы поднимают суда на 26 м над уровнем океана, к искусственному озеру Гатун. Гигантский объём земляных работ пришлось выполнить при сооружении дамб для сбора питающей шлюзы воды и при прокладке судоходных путей не только на перешейке, но и в мелких прибрежных водах. В результате общая длина канала – 82 км, на 30 км больше ширины перешейка.      

      Панамский канал в глобальном масштабе изменил маршруты морских перевозок. Отпала необходимость огибать Южную Америку. Например, водный путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 14 до 6 тысяч миль. Ежегодно через канал проходит до 14 тысяч судов и перевозится 200 миллионов тонн грузов.
                (Продолжение следует)


Рецензии