90-летие Юрия Куранова

 5 февраля 2021 года - День рождения Юрия Николаевича Куранова  - русского писателя, прозаика, поэта, автора лирических миниатюр, мастер пейзажа, чьё имя неразрывно связано со Светлогорском, Калининградом, Калининградской областью.
Член Союза писателей СССР с 1962 года.
Юрий Николаевич Куранов входил в десятку лучших писателей доперестроечной России. Имя писателя включено в российские литературные энциклопедии и словари.
Впервые я встретился с ним летом 1998 года в музее Германа Брахерта, который находится в поселке Отрадное, куда был приглашен писателем Олегом Каштановым. На этой встрече кроме меня, Куранова, Каштанова, сюда пришли писатели Борис Попов, Николай Озеров, Зоя Куприянова со своим ансамблем «Песня – Спутница» и ещё двое, имена я их не помню.
Юрий Николаевич был изумительным рассказчиком, его можно было слушать и слушать. С хрипотцой голос, выразительность и точность фраз завораживала слушателей. Те, кто хотел что-то записать, он просил этого не делать.
На одной из таких встреч я попросил его рассказать, чем так полюбился ему наш Светлогорск, что он выбрал его местом своего проживания.
-А это тем, - сказал Юрий Николаевич, - когда, приехав сюда, мы с женой останови-лись в одной из маленьких гостиниц напротив светлогорского озера, которая находилась у светлогорской городской пожарной команды.
И когда рано утром он  встал, подошел к окну, посмотреть на красоту озера, то уви-дел, что вдоль его парапета идет человек во фраке, с «котелком» на голове, с тросточкой в одной руке,  с поводком собаки в другой, на конце которого грациозно вышагивал белый пудель.
-Зоя! - вскричал он своей жене Зои Алексеевне, - подойди сюда, посмотри на эту прелесть. Если здесь живут такие люди, мы остаемся в Светлогорске.
А это был известный всему Светлогорску и Калининграду скульптор и художник Ни-колай Фролов.
 Жителям Калининградской области он известен как автор скульптурных композиций «Солнечные часы» и «Морская симфония», установленных в Светлогорске, в Калининграде памятная доска Николая Гумилева, установленная на стене Дома Искусств и других.
Это счастье, что в 1980 году в нашем крае появился такой всемирно известный писа-тель Юрий Николаевич Куранов. Но наступили девяностые годы, страна потянулась на Запад. Стали меняться человеческие ценности. И в литературных кругах появилась тен-денция восхвалять все прелести Запада, стремиться подражать ему. А Юрий Николаевич - истинный патриот России не мог приемлить этого, и он порывает с Союзом российских писателей, и со временем находит единомышленников, создает вокруг себя круг новых почитателей истинно русской, патриотической литературы, который потом воплощается в калининградскую общественную региональную писательскую организацию «Союз свободных писателей».
На наших встречах по воскресеньям, которые начинались в 12 часов на втором этаже музея Германа Брахерта в посёлке Отрадное и продолжались до 17-18 часов, основным рассказчиком был Юрий Николаевич Куранов.
Юрий Николаевич рассказывал о своей жизни. Его отец был живописцем, заместителем директора Эрмитажа, заведовал в нём Золотой кладовой и реставрационными ма-стерскими, мать – искусствоведом, работала и жила в Русском музее. В нём находилась их квартира.
Мальчиком, он с детства впитывал в себя красоту этих двух музеев, видел творения величайших художников и скульпторов мира, России, они то и заложили в нём основу видеть в жизни прекрасное, сделали в дальнейшем писателем и художником.
Рассказывая о своём детстве, Юрий Николаевич говорил, что его дядя был видным революционером и его товарищами были выдающие  люди советского прошлого, так од-нажды сказал, что сидел на коленях Буденного и трогал его усы.
В 1936 году это прекрасное детство было прервано арестом отца, который был обви-нён в связях с троцкистами.
Когда отца арестовали, шестилетний мальчик вместе с дедом, бабкой и дядей был от-правлен в ссылку на Иртыш.
С отцом, который из Ленинграда был сослан на Соловки, он встретился в Норильске, куда того сослали  на свободное поселение.
В этих местах Юрий Николаевич  познал тяжесть бытия политических ссыльных, голод и сибирские морозы, гнёт и унижения... И в то же время там вокруг него были люди высокого интеллектуального уровня, люди высокой культуры, и от них он перенял бесценный опыт, что ему помогло в 1950 году после окончания средней школы в Норильске поступить на исторический факультет Московского государственного университета.
Как это произошло, я покажу так, как он рассказал об этом на нашей встрече в Отрад-ном.
«По приезду в Москву я сдал все требуемые документы в приемную комиссию МГУ, в анкете не стал указывать, за что был сослан в ссылку мой отец.
Вот и первый экзамен - сочинение. Требования были таковы, что надо было написать не мень¬ше восьми страниц, и чтобы в них было тоже не менее четырех цитат Сталина. Время-то было сталинское, послевоенное.
Я выбрал близкую мне тему, что-то по строительству социализма и коммунизма, и вложил в нее более четырех сталинских цитат, взяв их из плакатов, которые висели на многих домах наших городов. В конце каждой "цитаты" я написал: том такой-то, страница такая-то, выдумав все это из головы. Кто будет это все проверять, искать эти цитаты в томах Сталина. Никто.
Я был грамотен, поэтому знал, что грамматических ошибок у меня в сочинении не должно быть.
     Вот так, написав восемь страниц, я встал и пер¬вым положил сочинение на стоя экзаменаторов.
Через день я стал искать себе в вывешенных на специальных стендах списках среди двоечников, которых было очень много, я себя не нашел. Среди троечников тоже. К спискам четверочников я подходил с опаской, но и там меня не было. Это меня повергло в шок. Я подошел к списку пятерочников и там, среди десятка фамилий, увидел свою.
Что удивительно, это мое сочинение было признано, из-за этих цитат, одним из луч-ших и потом было помещено в музей МГУ, где находится и до сих пор.
Ну а немецкий язык я знал плохо. Не было хороших учителей у нас, и поэтому, когда шел на экзамен, то думал, что провалюсь, и от этого кого-то страха у меня не было. Перед своим заходом я видел, как две девчушки, видно, дочки послов, во всю щебетали между собой на немецком языке, а когда вышли из экзаменаторской, то плакали. Они получили тройки, это от волнения. А я зашел, представился, взял билет, сел, перевел, что полагалось и, когда вышел отвечать к преподавателю, то она, вчитавшись в мою анкету, удивилась, откуда я приехал, так как тоже видно когда-то про¬живала там, начала расспрашивать о жизни в том городке, о школе, а я так расписал ей эту жизнь, что она охала и ахала, удивлялась таким разительным переменам. А я рассказал ей о школьном ботаническом саде, которого у нас не было, и будто бы в нем у нас чего только нет, вплоть до небольшого баобаба.
Она искренне всему этому удивлялась, потом посмотрела, как я перевел текст, ей по-нравилось, и затем отпустила меня. Выйдя, я понял, что сдал, да притом на пять. И вот эти две пятерки сделали меня студентом МГУ».
Студентом Юрий Николаевич он писал стихи, носил по редакциям газет и журналов, томился в редакционных коридорах с такими же начинающими, и иногда был в числе счастливцев, стоявших здесь же за получением гонорара. Московский университет он не закончил.
В  1954 году Юрий Николаевич становится студентом сценарного факультет Всесо-юзного государственного института кинематографии, но и сценаристом не стал, пребывая в столичной богемной среде,     ночуя по общежитиям и у случайных знакомых, встречая дни в чужих домах. В Москве он прожил в общей сложности лет шесть-семь, понял, что это не его и  в 1956 году уехал в поисках своего в деревню, в село Пыщуг Костромской области.
Перед отъездом из Москвы художник Николай Шувалов, который был  другом Юрия Николаевича, на прощальном вечере  спросил его: "Что тебе подарить? Бери в моей мастерской всё, что тебе нравится".
И Юрий Николаевич выбрал эту "Джоконду", сказав: "Подари мне свою "Серебряную голову ".
И тот подарил.
Я сделаю пояснение, это говорил Куранов: «Когда Шувалову было лет тридцать, он влюбился в свою будущую жену, красивейшую женщину, и в одну из ночей все свои чувства к ней выразил в картине, которую назвал "Серебряная голова" или "Джоконда XXI века".
       Это было лучшее, что создал Шувалов (Так сказал Куранов).      Потом он выставил её в одной из художественных галерей, и она была признана самой лучшей…
  Потом Шувалов очень жалел об этом подарке. Он частенько приезжал к нему, про-сил возвратить ему его "Джоконду", его жену, но Куранов не возвращал. Шувалов скончался, и картина навсегда осталась у Куранова.   
       В  костромском селе Пыщуг Юрий Николаевич обрёл свою литературную родину. Первые его рассказы были опубликованы в 1959 году, а первая книга - в 1961 году
В 1969 году Юрий Николаевич переезжает в псковское село Глубокое.
Туда, особенно летом, к нему наезжали гости из Пскова, Москвы.
Впечатления тех лет легли в основу его произведений и закрепили за ним репутацию мастера русской лирической прозы.
В 1982 году первым в художественной литературе показал драму «неперспективных» деревень, написав документальный роман-исследование «Глубокое на Глубоком». Но эта книга вызвала гнев у руководства Псковской области, из-за чего Юрий Николаевич вынужден был переехать в Светлогорск Калининградской области, где продолжил свою литературную работу.
Светлогорск он полюбил с первого появления в нем. Поскольку он любил  очень творчество Александра Грина, то этот город напомнил ему города, созданные фантазией Грина. Он очень любил гулять по городу у моря, восхищался тихими тогда улочками, очень живописными, безлюдными. Ему в это время очень хорошо думалось. Гулять лю-бил в сумерках, когда мало  народу на улицах, очень любил осень - это его любимое время года: дожди, вид из окна своего кабинета.
В Светлогорске им была написана книга ''Тепло родного очага'', здесь же и роман ''Дело генерала Раевского''.
В 1991 году он был среди создателей нового демократического Союза писателей Рос-сии. Тогда же Ю. Н. Куранов стал лауреатом первой литературной премии демократической России.
В 2000 года Юрий Николаевич Куранов получил областную профессиональную премию «Признание» в области литературы.

В начале лета 1999 года калининградский писатель Олег Каштанов  пригласил меня на встречу писателей в музей имени Германа Брахерта в поселок Отрадное.
Я на этой встрече впервые увидел этого человека: коренастого, со стройной фигурой, с прекрасной бородой, окаймляющей всё его лицо, Когда он здоровался со мной, я увидел его пронзительные глаза, и мне показалось, что своим взглядам он моментально изучил  всего меня.
На встрече, которая происходила на втором этаже уютного здания музея, я понял, что здесь собрались писатели и приглашенные, такие, как я, чтобы продумать, что же надо сделать для окончательного создания совершенного нового писательского союза.
Те, кто был ранее в составе Союза российских писателей, а это сам Юрий Николае-вич Куранов, Олег Алексеевич Каштанов и Григорий Озеров (Из Вильнюса), не хоте-ли оставаться в том консервативном, подвергнутом западными идеями Союзе. Они были истинными патриотами своей любимой России и хотели объединить всех творчески ода-ренных людей в совершенно новый писательский союз. А мы, были отверженные, нас просто не замечали и не хотели заметить в том прошлом консервативном Союзе.
Так был создан «Союз Свободных Российских писателей».
Тогда руководителем этого писательского союза был избран Олег Алексеевич Каш-танов, а творческим руководителем Юрий Николаевич Куранов.
Зашел вопрос и создание своего печатного органа, журнала или альманаха. Сошлись на том, что это пусть лучше будет альманах под таким прекрасным названием «Отрад-ный берег»  ведь  эти  первые  встречи  совершенного  нового  союза литературных единомышленников, патриотов России надо было так назвать, отразив место создания организации, и его начала создания - словом «берег».
И он вышел осенью этого же 1999 года.
Я с огромным вниманием слушал его неторопливую е хрипотцой речь, впитывая в себя каждое его слово, и любовался им, таким жизненно умудрённым старцем, глубоко верующим в наше православие. Обширность его знаний поражала меня; это были история, философия, мифология, искусствоведение, музыка, не говоря уже о литературе.
Мы встречались с ним в библиотеках, однажды в органном зале Светлогорска, в клубе «Машиностроитель» поселка Космодемьянском, где он слушал наши рассказы. Вот там я прочитал при нем свой рассказ «Муравей».
В начале января 2000 года под руководством Юрия Николаевича Куранова и Олега Каштанова состоялись первые Рождественские чтения в кают-компании корабля «Ви-тязь» Музея Мирового океана.
Потом в 2001 году они прошли в выставочном зале Музея Мирового океана.
А 5 февраля 2001 год в день 70-летия Юрию Николаевича в Калининградской худо-жественной галерее состоялась выставка его литературных работ и картин, Ведь он был и замечательным художником, И на ней я впервые увидел изумительную по красоте карти-ну Николая Шувалова «Серебряная голова» или «Джоконда XXI века», подаренную им при расставании Юрию Николаевичу.  Картина была написана в трёхмерном измере-нии. С какой бы стороны человек ни смотрел на неё, ему казалось, что женщина смотрит на него, притягивает к себе. Кто её видел, тому уже от неё не уйти, она будет вспоминаться постоянно.
11 июня 2001 года Юрия Николаевича не стало.
Созданный им Союз временно распался, а 16 декабря того же года на собрании учре-дителей, на котором присутствовали О.А.Каштанов, П.А.Казаков, Г.П.Бич, К.А.Московских, Т.В.Максимкина и Т.В.Грилякова он был воссоздан, председателем его был избран Г.П.Бич, творческим руководителем О.А.Каштанов.
А 23 декабря 2001 года «Союз свободных писателей» был зарегистрирован как юри-дическая организация.
Целью вновь воссозданного Союза было продолжить дело, начатое Курановым; нести людям искусство, свободное от пошлости и цинизма; воспитывать у молодёжи любовь к Родине; противостоять всему негативному и недостойному. Кроме рождения самой организации, Ю.Н. Куранов оставил после себя замечательную идею выпуска альманаха «Союза свободных писателей», который давал бы возможность творчески одаренным жителям области выпускать в свет свои стихи, рассказы, повести.
В 2003 году был выпущен первый номер этого альманах «Янтарные россыпи», а в 2019 году последний - 25-й. Такое красивое название этому альманаху дала Зоя Куприя-нова.
Юрий Николаевич Куранов похоронен на Светлогорском кладбище.
Каждый год 11 июня в этот день сюда приходят писатели и поэты. Они вспоминают его,  читают  его стихи, поют песни.
В Светлогорске на улице Карла Маркса - установлена мемориальная доска. Именем Куранова названа библиотека - в Зеленогорске.
Во многих библиотеках Калининградской области проводятся традиционные «Кура-новские чтения» в день его рождения.
Закончить своё повествование о Юрии Николаевиче Куранове  словами из его сти-хотворения:

Я изумительную жизнь
С рожденья получил от Бога,
Пусть нелегка моя дорога,
Но есть чем в жизни дорожить,
Но есть чем душу напитать,
Чем утолить духовный голод.

               














 


Рецензии
Чудесная статья...

Олег Михайлишин   04.02.2021 23:12     Заявить о нарушении
Спасибо! Куранова надо читать, особенно его роман "Дело генерала Раевского".

Герман Бич   06.02.2021 14:20   Заявить о нарушении