Воспоминание о родителях Глава 5

               
В конце декабря резали кабана. У отца был специально заостренный нож. Он приглашал кого-нибудь из соседей помочь завалить кабана на спину, сам затем в сердце ему втыкал нож. Кабан при этой операции дико кричал. Мать оставалась в доме и навзрыд плакала, слыша крик кабана. При этом она бранила отца, называя его извергом, убийцей и прочими нелицеприятными словами. И когда все затихало, она выходила на улицу помогать отцу смалить кабана, то есть огнем горевшей соломы опалить или паяльной лампой и сжечь шерсть на коже кабана.

Это была весьма ответственная технология. Надо было так осмалить, чтобы кожа оставалась не пересушенной, и ее можно было легко жевать. Потом начиналась разделка туши кабана. Первым делом отец кружкой вычерпывал кровь, для последующего производства кровяной колбасы. При этом он первую кружку крови выпивал в сыром виде. Далее он разделывал тушу по частям: внутренности, мясо, сало. Мать начинала готовить жаркое, и к вечеру приглашали гостей.

Окончательная разделка туши кабана и производство продукции из нее продолжалось еще несколько дней. Очищались и промывались кишки. Их потом набивали варенным мясом и салом, и варенной кровью, смешанной с крупой. Получалась вкуснейшая колбаса. Сало и мясо резали на куски и обильно пересыпали солью, чтобы сохранить почти в течение года. Холодильников в те поры еще не знали.

Забой кабана это был ответственный и в какой-то степени ритуальный момент. Семья была обеспечена мясом на целый год до следующего забоя.

Второе застолье было в середине зимы. Из села Хвалынки, в шести километрах от нас, приезжали брат матери дядя Вася и старшая сестра тетя Надя с супругами. Коронным номером из закуски была тушенная картошка с мясом, а также колбаса своего производства мясная и кровяная, обязательно сало, огурцы и помидоры соленые, капуста квашенная. Все свое, кроме хлеба. Хлеб привозили с собой тетя и дядя, у них в доме были русские печи. Выпивка, самогон, тоже своего производства. Выпив и закусив, гости начинали петь и плясать. Дядя Вася всегда был с гармошкой, он прекрасно пел и играл на ней.

Отец выпивал крайне мало, так, рюмочку пригубит и все.

Зима – пора заготовки дров для отопления печки. Когда я подрос, лет с четырнадцати, я помогал отцу в этом деле. Ехали в тайгу на автобусе километров за двадцать, и там обычной пилой пилили деревья. Затем их распиливали на части метра по три для погрузки на грузовую машину. Работа, в условиях глубокого снега, чуть ли не по пояс для меня, была архи тяжелая. Обед был простенький, но сытный. Мороженное сало с таким же замороженным куском хлеба. С жаждой боролись тоже очень просто: зачерпнули ладошкой снег и в рот.

С теплом вспоминаю готовность людей бескорыстно помочь друг другу. Для вывоза дров из тайги отец приглашал знакомого водителя грузовой машины. Тот помогал грузить бревна на машину, а по прибытии домой – разгружать ее. Мать к этому времени накрывала стол, Выпив и закусив, водитель благодарил хозяев за угощение и уезжал.

         Продолжение:  http://proza.ru/2021/02/04/650
   


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.