Мнемоника

Вот уже четверь века почти каждое утро я вспоминаю одного поляка.

О причинах чуть позже. Начну с другой истории, которая случилась в давно забытом социалистическом году. В кои-то веки родители получили семейную путевку в Сочинский санаторий и захватили тринадцатилетнего меня, разместив в частном секторе. И как-то раз, во исполнение благопристойной развлекательной программы, привели меня вечером в зеленый театр.

Там заезжий маг и чародей демострировал  чудеса восприимчвости и необыкновенную память. Запомнить мог все что угодно и почти весь вечер это демострировал. В конце над публикой сжалился и рассказал, что использует метод именуемый мнемоникой.

К тому, что требуется запомнить, говорил он, надо привязать какую-нибудь историю, и они слипнутся навеки. Вот скажем, по-немецки стол будет дер Тиш. Как запомнить? А просто; например я стучал столом, а брат сказал мне: “Тише.” И все.

И все, сработало. У меня и брата-то никакого нет, но теперь до конца дней своих буду помнить; стол по немецки - дер Тиш.

И вы все теперь тоже.

А история с Яцеком началась в Японии в 1996 г. Я готовился ехать домой после незабываемой трехлетней отработки. Как всегда бывает, произошла небольшая накладка. Контракт на квартиру истек за месяц до отъезда, и мне надо было где-нибудь перекантоваться. Кто знает, в японском отеле всегда можно снять за хорошие деньги однокомнатный номер, вот только в комнате повернуться будет трудно.  Да и, учитывая, что начиналсь моя безработная жизнь, тратиться особенно не хотелось.

И тут позвонил Яцек:

- Ты ищешь где пожить можно?
- Ну да, а ты что, знаешь место?
- Знаю, у меня можно.
- Подожди, а как же семья?
- Они уезжают в Польшу на каникулы.
- И что, Ядвига не против?
- Ядвига сказала Леню можно, он тебя чему-нибудь хорошему научит.
- При одном условии - я оплачу коммуналку.
- Хорошо, обрадовался Яцек. Надо сказать, что коммуналка в Японии это еще те две копейки. Хотя и много дешевле, чем комната в отеле. Так что мы оба обрадовались.

Не знаю, что хорошее имела в виду Ядвига. Может она предполагала, что вечерами после работы мы будем сидеть дома за чаем и обсуждать нравственные аспекты мультикультуризма. В таком случае, она ошиблась. Обсуждали мы много чего, но в основном по близлежащим барам. А таковых в велосипедной доступности было множество.

Но всему хорошему приходит конец. И настал выходной день, когда мне пришлось паковаться. Я, все тихо ненавидя, сидел перед раскрытым чемоданом и бросал что в него, что в мусорную кучу на полу. Яцек, прочувствовав мою ситуацию на собственной шкуре, вертелся рядом соболезнуя и комментируя;

- Это ты берешь? Тяжелое?
- Это бёрнеры. Я эти штуки собираю.
- Понимаю. А это ты зачем выбрасываешь?

Яцек указывал на небольшой маникюрный набор; кривые ножнички, пинцет и мозольные щипчики.

- Ну, старое все. И смотри, у щипчиков пружинка сломана.

Яцек попробовал.

- Ты не прав, щипчики работают все равно. Остальное как новое. Возьми, они много места не занимают. Ты приедешь в Россию, ты же там что где есть ничего не знаешь. А это нужно с первого дня. Освоишься,  потом купишь другие.

И я взял. Теперь, пережив за двадцать пять лет четыре страны, вспоминаю Яцека каждое утро, когда бреюсь и подравниваю усы. Теми же ножничками. Немецкая сталь - режут как молодые. Пинцет используется редко, что с ним вообще будет. Щипчики все так же без возвратной пружинки, подумаешь большое дело.

Надо бы Яцеку написать.


Рецензии
По отношению ко всему циклу. Интересно, познавательно. Я бы не смог прочитать все, не будь зто написано так увлекательно. Что и требуется от литературного произведения. Однако, говоря о пьянстве, вы дизориентируете российского читателя. Я пьянствовал в Китае с китайцами, и представляю себе всю картину. Во первых, большая часть собутыльников плохо переносит алкоголь, не может, и не любит пить. Поэтому, они подливают тебе без конца в пустую крохотную фаррфоровую чашечку, и провоцируют на тост, а сами втихаря пропускают. Рядом со мной сажали одного чел, который молчал всю дорогу, но исправно пил и не пьянел. Потом я понял, что таким образом передо мной отстаивают китайскую честь. Мой китайский друг, организовывавший мне все это, тем не менее сам был уже никакой в конце застолья. Когда мы потом ехали в мою гостинницу на велосипедах, он крутил кренделя и падал. Саке имеет крепость вина. Во Франции бутылка вина за обедом - нормально. В японском ресторане США емкость большого кувшинчика саке - 180 мл - это бокал вина. Пара кувшинов за обед - какое это пьянство? Русское пьянство - это два литра на троих. Японец или китаец от этого умрет. С уважением, М. А.

Марк Афанасьев   09.10.2023 01:19     Заявить о нарушении
Говоря о русском пьянстве, никому и в голову не придет сказать "милое". В моих рассказиках про милое пьянство много пьют Хару (персонаж-самурай самого первого), автор и знакомые гайджины. Японцы пьют часто - двухнедельный заход по вечеринкам в конце года это правда жизни - но понемногу. Саке или местное пиво, иногда виски на льду. Хотя при мне студенты как-то пытались пить водку стаканами с плачевными последствиями. Пьяных вчерашних школьников, лежащих в лужах рвоты после первого опыта, тоже можно было встретить. Вряд ли они пили много, но им хватило.

Китайцы у меня знакомые были тоже. Рассказывали, что их работяги, особенно в строительстве, вполне себе принимают на грудь во время работы.

И у меня очень большой опыт дружеских общений с вьетнамцами. Среди них попадаются очень сильные компаньоны.

Спасибо за отзыв и, особенно, за прочтение целой серии.

Искренне,

ЛК

Леонид Кряжев   09.10.2023 01:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.