Древо рода Тастыбаевых

               
                «Время за нами, время перед нами,
                при себе его нет»
               
                Л.Толстой

       Решил положить на бумагу то, что мне известно о своей родословной. Чтобы мои дети и внуки знали свои корни и знали, кто им приходится родственником по линии отца и матери. Мы принадлежим к  племени аргынов, которые приняли активное участие в формировании казахского этноса вместе с другими 92 родами. Аргыны своими корнями уходят к могущественным гуннам. Это самый многочисленный казахский род, который подразделяется на множество более мелких родов. Мой отец Байкен (Нугман) из рода Каржас (Байгельды), мама Исiн из рода Каржас (Акша). Родоначальником рода считается Даир кожа (Ак жол би), родившийся в 1400 году. Его отец Аргын котан жырау сын Каракожа батыра, который упоминается в шежире известного историка Кадырали Жалаири «Жами ат тауарихи», что Каракожа батыр в 1405 году прибывает в качестве посла к Хромому Тимуру от хана  Золотой Орды Токтамыша, есть упоминание о батыре Каракожа у Ч.Валиханова. Далее о нисходящей линии Каракожа батыра нет информации, есть несколько версий, но даже сам Машхур Жусип рекомендовал не углубляться, так как нет достоверной информации и можно заблудиться – «Аргыннан арі барсан адасасын». Сына Даир кожы тоже назвали Кара кожа, у него от старшей жены (байбіше) Карлыгаш рождается Сын Мейрам сопы и от второй жены Момын рождаются сыновья Аксопы, Карасопы, Сарысопы, Арыксопы, Кенжесопы. У  Мейрам сопы от  четвёртой жены Бибигуль дочери Акша бия, рождается сын Каржас. От трёх первых жён отца у него будут братья Куандык, Суйындык, Бегендик, Шегендик, Болаткожа. По информации Машхур Жусипа первоначально Каржаса назвали Олжакелді, поскольку младшего сына Мейрам сопы увидел на закате жизни от молодой жены и дали второе имя Каріжас (старый - молодой). Предположительно Каржас родился в 1608 году. Каржас женится на пятой дочери Турсын хана Жолбике, от неё двое детей – Кулеке и Бегім, от второй жены младший сын Ерім. В 1723 году потомки Каржаса проживали на территории близ горы Каратау и их отряды, создав укрепление между гор, окружили джунгарское войско и истребили его. Было это в период нашествия джунгар, период бедствий прозванный народом – «Актабан шубырынды, Алакол сулама». И ныне это место носит название «Каржас камал». Мои отец и мать родом из округа Баянауыл, отец 1910 года, мама 1918 года. Каржасы предположительно обосновались здесь в  18 веке, их численность составляла около 9 тысяч человек. Мой отец потомок Каржаса в 10 поколении, он единственный сын своего отца Аманжола, у которого было три брата Есенбек, Коржанбек, Турдыбек. В свою очередь дедушка Аманжол, был одним из сыновей Муратая, отец которого Кенжекара имел кроме него ещё двух  сыновей- Дуржана и Дуйсена. И ныне мы знаем и общаемся с потомками Дуржана и Дуйсена. Общаемся также с потомками братьев деда Аманжола – Есенбека и Коржынбека. Кенжекара наш пра – прадед был сыном Байгельды, имя которого мы называем, уточняя род Каржас – Байгельды. У Каржаса было трое сыновей: Кулеке, Бегім, Ерім. От Еріма ведёт свой род –великий жырау Степи Бухар. Его отец Калкаман сын Жолымбета внука Еріма был батыром, сподвижником и сардаром казахского хана Тауке. Был батыром и его отец Жолымбет сын Алтынторы, командовал войсками при хане Есиме. От сына Каржаса Кулеке ведут свой род Сатпаевы, а имя большого учёного Каныша Имантаевича Сатпаева известно всему миру. По линии матери – дочери Шорман бия Зейнеп (из рода Каржас) мы связаны с Чоканом Валихановым внуком великого Абылай хана, известным казахским учёным, историком, фольклористом, этнографом, географом. Также через мать родственны каржасы и Сакену Сейфулину и Герою Советского Союза и Герою Казахстана Токтару Аубакирову. Перечислять все имена известных представителей рода Каржас нет необходимости, их очень много.
       Вернусь к своей родословной – Байгельды пра-пра дед моего отца, у его сына Кенжекара родились три сына Дуржан, Дуйсен, Муратай. От Муратая мой дед Аманжол и его братья Есенбек и Коржанбек. Мой отец Байкен (Нугман) был единственным сыном Аманжола. Интересная историческая параллель возникла с именами у Каржаса первое имя Олжакелді, у моего отца первое имя Байкен, моё первое имя Мухамеджан, моего младшего сына зовут Олжас. Что касается нашей фамилии, то по рассказам родственников, в 60 километрах от Баянаула был аул, где жили наши прадеды, ныне следов аула нет, остались ли следы кладбища, я не проверял, но наш родственник с этих мест Жума говорил, что несколько могил сохранилось и что мол там кругом обилие камней и по ней якобы наша фамилия Тастыбаевы – богатые на камни. Многочисленные потомки Зура –апа около 70 внуков и правнуков, связаны с нами через брата нашего деда Есенбека, через другого брата Коржанбека связаны потомки Амана и Киба из Экибастуза.Через брата Кенжекара Шымыра мы связаны с многочисленными потомками Исекея из Баянаула – Бакыткали, Аскар, Марат, Нурлан, Жаслан, Дарига, Айман. По линии матери мы связаны с Искаковыми и Есмагамбетовыми в Баянауле, Нурмагамбетовыми в Павлодаре. От мамы не осталось много ветвей родственников, поскольку в их роду сыновья умирали в раннем возрасте и семья, чтобы её род продолжался дала фамилию по имени отца матери, моему старшему брату Куандыку, но, увы, судьба распорядилась так, что единственный его сын Танат ушёл из жизни молодым, а дочери, как и положено по традиции казахского народа, стали продолжателями рода своих супругов. Более подробные данные я отображу в древе рода, которое закажу для исполнения в виде картины. Думаю необходимо воздать должное Судьбе, я младший из детей своего отца Байкена, оставшийся на этой земле, поскольку семь моих братьев и сестёр покинули этот мир, старший в роду Тастыбаевых спокоен, потому  что наш род не прекратит своё существование, поскольку две ветви от меня и моего брата Курмангали продолжают его. Это Рустам - Сын Курмангали, его сыновья Рахим, Алинур и Недаль, мои сыновья - Алмас и его дети Алихан и Альжан, Олжас и его дети Алимхан и Касымхан, а также первая за 43 года девочка в нашем роду, свет моих очей, моя внучка Томирис. Мой отец Байкен родился 1910 году в Баянауле, был человеком физически очень сильным, бесконечно был влюблён в лошадей, своего вороного аргамака, он лелеял как собственное дитя. Он был очень талантлив, поскольку на ходу сочинял и, взяв в руки домбру, тут же ложил это на музыку. Тогда этому значение никто не придавал и никто это не записывал, увы. Сколько в нём было воли и стойкости говорит два момента из жизни, которые я мальчишкой запомнил, отец умер, когда мне было 12 лет. Однажды его внучка Меруерт, маленькая кроха натаскала мелких гвоздей в корм для вороного и тот после такого корма в мучениях издыхал, отец убитый горем не проронил ни слова упрёка и сам своей рукой, без чьей-либо помощи избавил от мучений своего любимца. Где он взял силы, чтобы удержать агонизирующего жеребца, просто голыми руками, не спутав тому ноги, не привязав голову, я до сих пор не понимаю, ведь мы, когда режем согым, даже не особо крупный молодняк, несколько взрослых мужчин еле –еле удерживаем, даже со спутанными ногами и привязанной головой. Или аргамак почувствовал своего хозяина, его состояние, его силу, его горе. Не знаю, не могу объяснить, это необъяснимо. И когда мой отец умирал, страдая от дикой, невыносимой  боли, я, сидя рядом, не чувствовал в нём сломленного человека, он улыбался мне,  уставший от боли, он излучал уверенность и силу, я это запомнил на всю жизнь. А мама, мама ушла тихо и неожиданно в ноябрьский вечер 1991 года, не дождавшись рождения моего младшего сына Олжаса, я подхватил её на руки, когда она падала со стула и она умирала у меня на руках, я не смог её реанимировать до приезда скорой, слишком поздно они приехали... Я не мог дышать, не мог говорить, не мог чувствовать, я взрослый мужчина просто плакал и повторял мама, мама... Я был младшим в семье и был особенно близок с ней. В этой маленькой хрупкой женщине была огромная энергия созидания и терпения, до сих пор её помнят сотни людей и вспоминают добрым словом. Она не имела образования, но в самые тяжёлые и трудные годы организовала пошив фуфаек, халатов и т.д. на дому у людей и давала людям заработок, она жила под прессом власти за свою деятельность, но никогда не проявляла страха и трепета перед ней, ведь по тем временам она занималась незаконной деятельностью. Она верила в свою правоту. Мы жили неплохо по тем временам и у нас был первый телевизор  в «казачем краю», и я мальчишкой помню как наш дом превращался в кинотеатр для соседей.  У нас всегда жило много молодых девчат, детей родственников и просто квартирантов, которые приезжали на учёбу и парни с края крутились вокруг нашего дома, во дворе был теннисный стол, небольшой бильярд и всегда много людей и всем хватало и места, и чашки чая, и какой-то особой атмосферы добра. И это всё отец и мама, с их любовью к людям, с их естественной «настоящностью» и основательностью. Помню наша соседка тётя Эмма приходила домой, а мы сидели за столом, она спрашивала: «Ира, так она звала маму, как дела, устала, наверное? Мама не очень владела русским языком и с хитринкой говорила –« Кушаем, кришаем, сами не знаем чего кушаем, чего кришаем» и они садились за кесешкой чая к обсуждению темы детей и их будущего.      Мы прожили эти периоды жизни и оставили их в памяти и это было простое человеческое счастье. Недавно умерла бабушка Мамиля, последняя из живых подружек моей матери, ей было 93 года, но она обладала огромными математическими способностями и помнила очень много, мы с супругой Ляйлёй по возможности заходили к ним проведать бабушку. Как удивительно она помнила имена и даты и события прошлого, да и настоящего, приходя к ней, мы словно окунались в тот мир и вспоминали своих родных. А как её сыновья Жума и Даулет лелеяли её и берегли, буквально сдувая пылинки с нее, это они продлили ей жизнь настолько насколько смогли. Время всё «съедает», поэтому, чтобы ничто не забылось, люди придумали папирус, бумагу, перо, ручку, компьютер ит.д. Но всё равно главное в этой цепи - человек и его память. Память бесценна и безгранична, она светла и будущна, она даже через самые тяжёлые воспоминания родит добро и веру в то, что всё в жизни не напрасно. Казахи сами по себе, как народ общинны, они не могут без этого, это их воздух, их душа. Сейчас время иное и много того, что разделяет людей, но, я думаю, будущее человечества не в индивидуализме и приоритете права личности, будущее в приоритете права общества и в праве сложившихся вековых традиций и обычаев, и в гуманизме. Казахи считают, что у человека есть три народа (журт) – свой, который они ведут по линии отца (оз), по линии матери (нагашы) и по линии жены или мужа(кайын), и эти линии удлиняются за счёт детей, внуков. Не зря мы говорим жених (муж) - на сто лет, а сват - на тысячу лет. И древо рода может показать и сохранить эту тысячелетнюю связь и найти друг друга нашим потомкам. Вот как выглядит родословная нашего рода в глубину веков и современность.
                Кара кожа батыр 1300 г.
                Аргын котан жырау
                Дайыр кожа (Акжол би)
                Кара кожа
                Мейрам сопы
                Каржас 1600 г.
                Телі
                Олімбет
                Даулет
                Байболат
                Байкельды
                Кенжекара
                Муратай
                Аманжол
                Байкен (Нугман)

Куандык,  Шайнжамал, Алтын, Суйындык, Куміс, Курмангали, Атсыз, Руслан

Танат, Гульмира, Меруерт, Гаухар, Шолпан, Серік, Берік, Аслан, Руслан, Айгуль, Рустам, Алмас, Олжас

Сабина, Акбар, Нурлан, Аделия, Аманжол, Тамерлан, Азат, Мухамед, Мадина, Айдана, Даяна, Абылайхан,  Рахим, Алинур, Алихан, Альжан, Алимхан, Томирис

Последние это 18-ое поколение от родоначальника аргынов Кара кожа батыра и 13-ое поколение от родоначальника рода Каржас. Из этого поколения дети Курмангали и Руслана(Мухамеджана) продолжат наш род, остальные близкие и родные нам продолжат роды своих отцов. Так ведётся из покон веков, так было и так  будет.  Мои сестрёнки Шолпан, Гульмира, Меруерт, Айгуль, Гаухар - дети моих незабвенных братьев и сестёр растят своих детей и продолжают свою жизнь в заботах и повседневных делах. О каждой из них и их родителях можно расказать много поучительного и доброго, но эта тема другого разговора, даст Бог и я смогу это сделать. Братишки Аслан, Серик, Руслан - дети моих сестёр продолжают род своих отцов. В родовом древе  я укажу более расширено всех известных мне родственников, чтобы знали через какое колено мы связаны. Мой братишка Рустам, продолжая наш род, должен знать, что его мама Сауле Уалижановна из рода жолаба отеп племени кипчак из Железинского района Павлодарской области. Сауле все годы после окончания вуза трудилась на ниве образования, учителем школы и пользовалась заслуженным авторитетом. Её супруг, мой брат Курмангали ушёл из жизни рано в 43 года, Сауле посвятила свою жизнь своим детям и семье Тастыбаевых. Мой старший сын Алмас и его сыновья должны знать, что их мама и бабушка Айым из рода Уак (Шога) они из Железинского района Павлодарской области и в седьмом поколении потомки героя войны с джунгарами Баян батыра, а их дед по линии матери  Канафин Мукарам - участник Великой отечественной войны в звании лейтенанта, послевоенные годы работал учителем.  Моя супруга Ляйля  относится к роду Козган, которое также относится к племени Аргын, родоначальником рода является сын Мейрам сопы Бегендык, у котрого родился сын Козган. Поэтому мой сын Олжас и его дети кровными узами связаны с родом матери, род которой и сам связан с родом Каржас через Мейрама сопы. Они уроженцы Качирского района Павлодарской области, их дед Сагандык известный в районе и области человек, пользовавшийся авторитетом среди людей, человек честный и неподкупный, занимавший различные руководящие посты в районе, такой же путь проходит сейчас его единственный сын, братишка моей супруги Смайлов Куандык Сагандыкович. К сожалению,  Сагандык Баяхметович рано ушёл из жизни и мне не пришлось  общаться и делиться мнениями с ним, по рассказам супруги Ляйли, мы с ним во многом сходились во взглядах на жизнь и положения в нашей стране. Он в течении 9 лет был парализован и все эти годы наша мама, супруга Сагандыка, Канагат Нуркеевна с сыном Куандыком, невесткой Жумагыз   обеспечивали полный уход за ним, он прожил эти годы в кругу детей, внуков и внучек и по возможности дочерей(у них свои семьи), прожил в любви и внимании. Это простой человеческий подвиг матери, без лишних слов и пафоса. Дочери Сагандыка, Гульнара с супругом Муратом из рода кипчак вырастили сына Мадияра и дочь Ренату. У Мадияра  с Бану сын Алимансур, младшая дочь Жанар с супругом Ерланом тоже из рода кипчак растят троих детей – Дарию и двойняшек Каныша и Абиша. Мы все своими глазами видели пример матери, она к нам относится как к своим родным детям, мы все её зовём мамой. И в этом нет ни лицемерия, ни фальши, этим мы высказываем своё отношение к человеку, женщине, матери. Вот так казахи связаны друг с другом и связывают кровными узами свои роды и укрепляют их единство. И поэтому разговоры о том, что деление казахов на роды ведёт к разобщению это ложь, ничем необоснованная делитантская позиция. Представьте, как одна семья переплетается с десятком родов через детей, внуков, невесток, сватов, жён, мужей. Это переплетение не разъединяет, а объединяет.  К.Тимирязев сказал: «В состав того, что мы называем человечеством, входит более мёртвых, чем живых...тот, кого уже нет, продолжают жить между нами в своих идеях, в своих делах, своим примером». И нам есть чему у них поучиться.


Рецензии