Фуэте судьбы. глава 9

                Глава девятая

                ПЕРВЫЕ РОЛИ ТАТЬЯНЫ

     У Татьяны стали появляться маленькие сольные партии в балетах текущего репертуара. Например,  она исполняла Ласточку в балете «Доктор Айболит» И. Морозова, где дрессировщика Капитоне танцевал Курбан.

     В балете «Лейли и Меджнун» С.Баласаняна Татьяна танцевала подружку главной героини Лейли, которую исполняла Шарафбону Турдыева, а Кайса-Меджнуна – Курбан Холов.

     В марте 1967 года в газете «Комсомолец Таджикистана» вышла маленькая заметка с фотографией Татьяны. Надпись под фотографией: «Татьяна Козловская – балерина театра оперы и балета им. С. Айни.  Скоро вы увидите её в балете «Жизель. Она готовит партию Мирты».

     Для Татьяны, как и для Курбана, балет А. Адана  «Жизель» стал первым классическим балетом в творческой судьбе. Курбан исполнял лесничего Ганса, а Татьяна - Мирту.

     Как нежна и лирична она была в этой роли! Какая утонченная линия рук! Было видно, что в театре появилась балерина лирико-романтического  плана.

                ………………………………..

     Премьера оперы «Иван Сусанин» на музыку М.И. Глинки состоялась 23 апреля 1967 года. В этот день зрители ещё не знали, что во 2 акте в сцене на балу они увидели новый балетный дуэт! В скором времени все узнают о творческом и семейном дуэте Холовых.

     Татьяна и Курбан стали везде появляться вместе, они не скрывали, что  стали парой не только на сцене.  Все вокруг поняли, что Курбан не шутил по поводу женитьбы. Что тут началось…

     Какие-то девушки начали звонить родителям Татьяны, говорить всякие  гадости, но со временем  все успокоились. Вся эта пена исчезла.
 
      В театре шел творческий процесс создания спектакля «Сын Родины» композитора Ю. Тер-Осипова.  Либретто было написано сотрудником отдела культуры  Министерства культуры Таджикской ССР  Ш. Киямовым  по поэме  таджикского поэта  Мирзо  Турсун-заде. Балет нужно было показать в Москве на конкурсе, посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Главные партии исполняли:

Саодат – М.Сабирова, Б.Исаева
Кодыр – М.Бурханов, К.Холов
Микола – В.Кормилин, Г.Головянц
Марина – С.Узакова, Т. Джавад-заде

И весь состав балетной труппы театра участвовал в спектакле.

Подробности создания этого балета очень интересно описала  Л.А.Серебровская в своей книге «Жизнь и балет».

     Премьера состоялась 25 июля 1967 года, исполнители были М.Сабирова, М.Бурханов, В.Кормилин и С.Узакова.

     Несмотря на то, что балет получился очень интересным,  с  оригинальной хореографией  Л.А.Серебровской ,  его очень хорошо принимала публика, Малика Сабирова и Музафар Бурханов станцевали в нем всего несколько раз. М. Бурханов был погружен в учёбу на балетмейстерском факультете  ГИТИСа  им. А.В. Луначарского. А с М. Сабировой  произошел очень неприятный случай во время этого спектакля.

     По сюжету главный герой Кодыр, который ушел на фронт, получил ранение и ослеп. Саодат, его девушка, решила представить себе: как чувствуют себя слепые люди.

Л.А. Серебровская это описала так:

«Музыка становится тихой, очень грустной. Малика хочет представить себе, как это быть слепой. Она закрывает глаза руками, встает на пальчики и идет движением Pas de bourre  (па – де – бурре – стоя на пальцах балерина мелко-мелко перебирает ногами – прим. автора) через всю сцену по рампе, потом arabesque (арабеск )  и мягко с грустью опускается на одно колено.

Прерву это описание и расскажу, как на одном спектакле Малика не рассчитала расстояние, подошла на пальчиках слишком близко к рампе — ведь у нее были закрыты глаза — и… полетела вниз головой в оркестр. Музыка смолкла, зрители замерли, и мама Малики перескочила через дирижера (она всегда сидела в первом ряду на спектаклях с участием своей дочери) и очутилась в оркестре.  К счастью, Малика стукнулась головой о контрабас,  и это смягчило падение. Занавес закрылся, зрители разошлись медленно и в полной тишине и никто не пошел в кассу брать деньги за билет».

В этот день партию Кодыра танцевал Курбан.

Эта история произошла до моего рождения, но я её слышала много раз.

     После этого несчастного случая Малика Сабирова станцевала  спектакль «Сын Родины»  только один раз перед московской комиссией на гастролях в Москве, которые были с 8 по 13 августа 1967 года.

«Мы получили на Всесоюзном конкурсе за создание новых музыкальных спектаклей в ознаменование 50-тилетия Великой Октябрьской Социалистической революции Диплом первой степени: «Присуждается балетмейстеру А. Серебровской за постановку в Таджикском государственном ордена Ленина театре оперы и балета имени С. Айни балета «Сын Родины», музыка Ю. Тер-Осипова». Председатель жюри Т. Хренников 1968 г.» - написала в своей книге Л.А.Серебровская.
                ..............................


     Все дальнейшие спектакли и на гастролях, и в своём родном театре партию Кодыра исполнял Курбан Холов, а Саодат – Бозгуль Исаева и Шарафбону Турдыева. Через некоторое время и Татьяну ввели в этот спектакль на роль Саодат. Спектакль «Сын Родины» долго оставался в репертуаре театра.

     Художником в этот спектакль был приглашен Владимир Серебровский, сын Любови Александровны.  На тот момент он был очень опытным художником, который, несмотря на молодость,  успел поработать во многих театрах страны.
 
     Но в театре оперы и балета им. С. Айни - это был его первый спектакль. Его необыкновенно красивые декорации сыграли огромную роль в успехе спектакля. О Владимире Серебровском Любовь Александровна написала:

«С сыном я тоже не спорила, — это бесполезно. Он знает своё дело, окончил художественное училище, а потом художественное отделение ВГИКа. Он театр знал досконально, ходил с пяти лет на все спектакли: и оперы, и балеты и настолько чувствовал сцену! что у него декорации выглядели на сцене гораздо красивее, чем на эскизах».
                ........................
Фото из газеты "Комсомолец Таджикистана" от 07.03.1967 года (архив семьи Холовых)


Рецензии