Асы кубанского неба ч. 38

СВЕЖЕНЦЕВ ФЁДОР КЛИМЕНТЬЕВИЧ

Родился 26 февраля 1916 г. в кубанском с. Моломино, ныне Успенского р-на. Окончил педучилище и с августа 1935 г. был призван в ряды Красной Армии. В 1939 г. окончил 7-ю Сталинградскую военную авиашколу лётчиков. В декабре 1942 г. направлен в формирующийся 3-й ИАК резерва Ставки ВГК. Был зам. командира и затем комэска 812-го ИАП. В апреле 1943 г. корпус был направлен на фронт, участвовал в воздушных боях на Кубани. Летая на истребителе Як-1 Б, одержал ряд побед. 20 апреля, в первом же бою, сбил 2 немецких самолёта. Вот что пишет бывший командир 3-го ИАК Е.Я. Савицкий в своей книге "Полвека с небом": 20 апреля группа истребителей во главе с капитаном И.Д. Батычко перехватила на подступах к плацдарму Малая Земля 12 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 4 истребителей Ме-109. С первой атаки капитан И.Д. Батычко сбил ведущего группы пикировщиков. Его ведомые, И.В. Фёдоров, Ф.К. Свеженцев, Е.Е. Анкудинов уничтожили ещё 2 бомбардировщика..." строки оперативной сводки штаба 264 ИАД № 01 от 20.04.1943 г., так отразили первый боевой вылет Фёдора Свеженцева «812 ИАП 08.50 – 10.16 16 Як-1 прикрывал войска на поле боя в р-не Новороссийск. Вели воздушный бой на высоте 3000-4000 м. с 6 Ме-109, 2 Фв-189 и 12 Ю-88. В результате боя капитаном Свеженцевым сбиты 1 Ме-109 и 1 Фв-189, л-том Тюгаевым - 1 Ме-109 и 1 Фв-189, ст. л-том Батычко 1 Ю-88. Группой майор Еремин, л-т Тищенко, капитан Наумчик, сержант Патраков сбит 1 Ю-88. 5 мая во главе группы из 8 Як-1 вступил в бой с 30 бомбёрами.

С первой атаки сбил самолёт ведущего. В этом бою лётчики его группы сбили ещё 4 самолёта. 8 мая 1943 г. командир 3-й эскадрильи 812-го ИАП (265-я ИАД, 3-й ИАК, 4-я ВА, Северо - Кавказский фронт) Капитан Ф.К. Свеженцев в 10.30 вылетел во главе шести Як-1 на прикрытие наземных войск В районе прикрытия вступил в бой с 12 истребителями противника Me-109. В ходе боя Свеженцев заметил, как одного лётчика опасно атакует "Мессер". Он бросился на выручку и, поймав врага в прицел, нажал на гашетку, но выстрелов не последовало. Тогда он решил таранить. От удара оба самолёта рухнули на землю. Свеженцев выбросился с парашютом, но был расстрелян истребителями врага во время спуска на парашюте. Вот что пишет А.П. Калинин в книге "Истребители над "Голубой линией": Ф.К. Свеженцев "В свой последний полёт отважный лётчик ушёл в пасмурный туманный день и над линией фронта с ходу завязал бой с истребителями противника. Небольшая группа самолётов, возглавляемая им, дружно атаковала численно превосходящего противника. Охваченный пламенем, один вражеский самолёт врезался в землю, 2 других вышли из боя. Однако немецкие лётчики, чувствуя свое численное превосходство, продолжали упорно атаковать наши самолёты. Но вот кончился боекомплект у капитана Ф.К. Свеженцева. Не выходя из боя, он до конца руководил подчинёнными лётчиками. А когда самолёт лётчика Картавина был повреждён, на помощь своему ведомому бросился Свеженцев. Вражеский пилот упорно преследовал Картавина.

Спасая ведомого, Свеженцев пошёл на последнее в его положении средство уничтожения врага - таран. Дымка помешала произвести точный расчёт и вместо удара винтом по хвостовому оперению истребителя противника капитан Ф.К. Свеженцев ударил врага всей тяжестью своей машины. Страшный взрыв потряс воздух. Это был  последний самолёт, уничтоженный отважным лётчиком". Вот что пишет Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, Иван Васильевич Фёдоров: "Бесстрашный воздушный витязь" - так называли в боевых листках командира 3-й эскадрильи капитана Фёдора Климентьевича Свеженцева. 27-летним он воевал недалеко от родных мест, и, казалось, родная земля придавала ему сил. В первом же воздушном бою 20 апреля 1943 г. отважный лётчик сбил 2 фашистских самолёта. Редкий случай! Обычно в первом бою пилот чувствует себя неуверенно. А вот Свеженцев сразу почувствовал себя хозяином неба. Лётчики его эскадрильи, вдохновлённые успехом командира, тоже дрались отчаянно, несмотря на громадный перевес вражеских сил. Фёдор Свеженцев первым в полку был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени. Помню, как чествовали его боевые друзья, как тепло жали руку, желали дальнейших побед. А девушки батальона аэродромного обслуживания преподнесли роскошный букет цветов. Он на войне был только 17 дней! За это время совершил 29 боевых вылетов, участвовал в 29-ти воздушных боях, сбил 11 вражеских самолетов.

СИТКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Родился 2 (15) мая 1914 г. в с. Урожайное Ставропольской губ. (Александровского р-н Ставропольского края), в семье служащего. Жил в г. Махачкале, окончил 7 кл. неполной СШ и индустриальный техникум. Работал слесарем, автомехаником, шофёром. В 1937 г. был призван в ряды Красной Армии, служил в горно-стрелковой дивизии в г. Орджоникидзе (Владикавказ). Затем А. Ситковский был направлен в Качинскую в/авиашколу лётчиков, которую окончил в 1940 г. Служил в Приморском крае. С апреля 1943 г. лейтенант А.Н. Ситковский в действующей армии. Боевой путь начал в небе Кубани командиром звена 15-го ИАП. Свой боевой счёт открыл в небе над Малой Землёй. 20 апреля в тяжёлом и кровопролитном бою ему удалось сбить на Як-1 сразу 3 вражеских истребителя Ме-109, в следующем боевом вылете он сбил 2-х "Лаптежников" - пикировщиков Ju-87, а ещё через день уничтожил 2 бомбёра Ju-88. За эти бои лётчик был награждён своим первым орденом - Отечественной войны 1-й ст., ему досрочно было присвоено воинское звание ст. лейтенант. В последнем бою Ситковский был сбит и ранен, но сумел посадить машину на просеку... К концу января 1944 г. зам. командира эскадрильи 15-го ИАП (278-я ИАД, 3-й ИАК, 8-я ВА, 4-й Украинский фронт) ст. лейтенант А.Н. Ситковский совершил 105 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 15 самолётов противника. 13 апреля 1944 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К маю 1945 г. майор А.Н. Ситковский произвёл около 160 успешных боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 31 самолёт врага. После войны продолжал служить в ВВС. С 1957 г. подполковник Ситковский - в запасе. Жил в г. Махачкале. Был председателем Дагестанского республиканского комитета ДОСААФ. Автор книги воспоминаний - "В небе "Соколы". Умер в 2000 г. Похоронен в Махачкале. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды; медалями. Имя Героя долгое время носила пионерская дружина средней школы № 1 г. Махачкалы.

СКОМОРОХОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Получив боевое крещение в 1942 г. мл. сержантом, Скоморохов прошел всю войну, закончил ее майором, Героем, вскоре ставшим дважды, одержал 46 личных побед, не потерял в бою ни одного своего самолета, не получил ни одного ранения... Фатальна его гибель в 1994 г. в автокатастрофе на 38-м километре Горьковского шоссе, напротив ворот ВВА, которую он возглавлял много лет. Николай Михайлович родился 19 мая 1920 г. на Волге, в селе Лапоть (ныне село Белогорское) Саратовской губ. Ему едва минуло 10 лет, когда в поисках заработка семья переехала в Астрахань. Здесь он закончил ФЗУ, работал на заводе имени III Интернационала. Когда в вечерней школе он получил семиклассное образование, его приняли в библиотечный техникум, а вскоре и в Астраханский аэроклуб. Здесь в декабре 1940 г. юноша был призван в армию и получил направление в Батайскую военную авиашколу. Сразу после окончания летной школы мл. сержант Скоморохов был направлен в 164-й иап, вооруженный самолетами ЛаГГ-3. Первые боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа, когда полк базировался на Адлерском аэродроме. Здесь он едва не погиб, когда его истребитель отсекли от группы своих самолетов и зажали "шмитты". Лишь исключительная природная одаренность Скоморохова как пилота позволила ему тогда уйти от преследователей. Наиболее ярко выраженной была его способность пространственной ориентации, основанная на особой устойчивости вестибулярного аппарата и оптимальной вазомоторной реакции организма в критических условиях. Свою первую победу Скоморохов одержал в январе 1943 г., сбив "раму" над горами севернее Лазаревской.

В марте до перевооружения на Ла-5 сбил на "лагге" 3 самолета ФВ-189, Ю-87 и Ме-109. Как ас он был признан 14 июня 1943 г, после боя над своим аэродромом - Нижней Дуванкой, когда, как в пропагандистском фильме, поднялся в воздух прямо с партсобрания, где обсуждали его кандидатуру в партию. Используя невысокую облачность, он с ведомым В. Шевыриным сбил 2 ФВ-190 и в мокрой от боя гимнастерке менее чем через час вновь предстал перед импровизированным президиумом. В боях на Курской дуге Скоморохову довелось сбить 2 Ме-109. Один из них в критической, смертельно опасной ситуации, когда ему удалось запустить заглохший в воздухе двигатель и расправиться с уже предвкушавшим легкую добычу противником. В конце августа забытому в сержантах летчику было наконец присвоено звание мл. лейтенанта. Среди тех, кто оказал на него, как на истребителя, наибольшее влияние Скоморохов всегда называл командира 31-го иап Г. Онуфриенко. Отважный воздушный боец, сильный пилотировщик, тактически грамотный и гуманный командир, обаятельный "сталинский сокол" Герой Советского Союза Г. Онуфриенко вызывал восхищение большинства общавшихся с ним людей. В скромном и застенчивом, немного нескладном парне он разглядел будущего аса, воспринял его как равного, по возможности опекал его на земле и в воздухе. В боях над Днепром и в Запорожье Скоморохов продолжил список сбитых им "мессеров" и "фоккеров", одержал свою тринадцатую победу. В начале 1944 г. из лучших лётчиков 295-й над была создана "эскадрилья охотников", заместителем командира Н. Краснова был назначен Н. Скоморохов. В эскадрилью вошли такие асы, как В. Кирилюк, О. Смирнов, А. Володин. Эскадрилья базировалась на одном аэродроме с 31-м иап, тесно взаимодействуя в воздухе с его лётчиками.

Продолжение следует в части  39                http://proza.ru/2021/03/05/1614               


Рецензии