Избранные комментарии к стихотворениям. Зе-Зи

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 1. «А» - «К» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 314 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4158/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/jreo/
------------------------------------------------

Землей и небом
https://www.stihi.ru/2002/02/22-370

Ко мне спускались облака -
На небо шаткие ступени.
Я робко трогал их бока
И опускался на колени.

Я окунался с головой
В их свежесть, утреннюю негу;
Стремился капель чередой,
Как дождь к растущему побегу;

Роскошной зеленью травы
Переполнял тугое тело;
Был лучиком из синевы;
Дымком от крыш тянулся белым…

Я был везде, и был - ничем,
Самим собою был и не был…
Исчез вопрос: живу зачем?
Я просто жил - землёй и небом!

1972...
_________________________________________

- Званий! Наград! И при всем при этом здорово копаете! Да к тому же фамилия - что надо! (ведь не псевдоним же, наверно?) Словом, все есть для отличного старта. Не согласны?

Александр Шипицын
-------------------

- Русские люди не работают под псевдонимами. Мне скрывать нечего. :)
Вот только это уже не старт, скорей, финиш. :)

Виталий Иванов
-------------------

- Это правда. Псевдоним - ложь. Первая, главная и на всю жизнь. И не только ложь. Предательство. Дед разбил бы ****о сразу, обозначься под каким-нибуль оff/. Следующая стопка - за тебя! АШ.

Александр Шипицын
-------------------
__________________

- Ко мне спускались облака -
На неба шаткие ступеньки.
Я робко трогал их бока,
И Ленку нагло за коленку.:)))

Нет, не надирайте мне уши! Просто удаляйте.

Елена Бессонова
-------------------

- Жизненная ситуация.
Только без наглости. Зачем это? Так, по обоюдному праву.
Женщина, на самом деле, - близка к небесам. В некоторых случаях и местах :))

Виталий Иванов
-------------------
__________________

«Я был везде и был ничем,
Самим собою был и не был…
Исчез вопрос: живу зачем?
Я просто жил - землей и небом.»

- Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.
(Фил.1:21)

Ионий Гедеревич
-------------------

- Найдите Бога в себе, и да не станет это гордыней…
Тогда живите среди людей так, чтобы они не слепли от Сияния Вашей Славы!

Виталий Иванов
-------------------
__________________

- И особенно, финальное стихотворение - «Землёй и небом» - в нём, казалось бы, намеренно все ключевые глаголы употреблены в прошедшем времени и, казалось бы, можно в нём прочесть одухотворение самой жизни - именно прочесть! Приход в этот Мир, очарование, потом единение с природой, гармония...
И в конце, после осознания бессмысленности этого вопроса «зачем?», который большинство считает главным в этой жизни, после осознания никчёмности этого вопроса, мы читаем снова, казалось бы, в прошедшем времени: «жил».
Но проникновенный читатель узнАет - времени нет.
И другой, более проникновенный читатель, увидит: это стихотворение - не только откровение ЗА жизнью, это ещё...-) - прекраснейшая, ненавязчивая «инструкция» по растворению в Мире собственного «Я», именно сказать - медитация.

Последний катрен:

«Я был везде, и был - ничем,
Самим собою был и не был…
Исчез вопрос: живу зачем?
Я просто жил - землёй и небом!»

это есть квинтэссенция не только данного стихотворения, но и ...-) кто поспорит? - ведь это проявленная суть судьбы честного человека, осознавшего Мироздание и, увидевшего и, нашедшего, своё предназначение и место в нём.
Ни одного сложного, заумного слова! Всё просто-)
Всё очень просто. Проще невозможно представить и проще ничего нет.
Это и есть поэзия высшего порядка. Осознанная поэзия.
Поздравляю, Вит-)

Твой Володя.

Владимир Сачков
-------------------

- Володя
Спасибо за такие дорогие слова!
Не знаю что даже еще сказать...
Обнимаю.
Жму руку, брат!
Мы в одной с тобою Вселенной!)))

Виталий Иванов
-------------------
__________________

Нечасто удается связаться с небом, не потеряв, связи с землей… не разделяя себя с целым миром, однако же, в нем и не растворяясь.

Виталий Иванов
-------------------


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Зима
у
сумасшедшего города
https://www.stihi.ru/2002/03/06-430

Вот опять пришла зима,
Разлетелись все дома.

Лишь торчат столбы бетона,
Проводов вздымая кроны.

Глупый столб торчит клыком,
Колет неба серый ком.

Город колет небо лихо,
Как колючая ежиха.

А урчащие машины,
Как коты, пружинят спины

И визжат на круглых лапах,
Чуя жизни мёртвый запах.

Чёрный в небо тычет пуп
Сумасшедший город-труп!

В этом городе втроём
Мы портвейна разольём -

Я да я, да снова я -
Вся компания моя!..

1974
_________________________________________

- Себя почему-то вспомнил...
Наверное, тоже виноват в таком городе...

Антон Ли Круковский
-----------------

- В таком городе, Антон, живут одни виноватые.
Очень верно подметил! :)

Виталий Иванов
-----------------

Хм... а другие бывают? Или хотя бы исправиться можно?

Антон Ли Круковский
-----------------

- Можно. Для этого надо не просто существовать в городе, а быть в нем хозяином. :) Вместе со всеми. Считать его своим городом, а не абсурдной площадкой, на которую случайно попал и не знаешь, что делать. Свой город надо любить и строить его.
Но, если с ума сошел… уже… то это, как известно, не лечится. :))))) Поэтому, раз что-то такое почувствовал, надо сразу же принимать меры, а то будет поздно. :)))
«Не дай мне Бог сойти с ума!..» :)

Виталий Иванов
-----------------
__________________________

- Наверно здесь проблема не в городе, а в нашем восприятии, в нашей жизни. Когда на душе хорошо город воспринимается совсем по-другому!

Александр Павлов
-----------------

- Ты прав, Александр.
Любимое мое восприятие города - «Купола»
http://www.stihi.ru/2002/01/04-769

Виталий Иванов
-----------------
__________________________

- Это в действительности я считаю очень горькая ирония. Но всё таки ирония, а не сарказм. Очень точные образы и эпитеты.

Александр Тагаев
-----------------

- Так однажды представился мне наш страшный город. В котором - только столбы бетона торчат, «как редкие иглы лысеющего ежика». Давно умершего. «Город одиноких мышей..»
Некоторые Петербург называют прекрасным. А я больше видел разрухи, чем красоты. И красота-то вся в 70-х - 80-х годах оставалась лишь та, которую не успели разрушить. «Восстанавливали героическими усилиями».
В этом «городе одного человека» - «я, да я, да снова – я» пили портвейн. Больше почти ничего не запомнилось... :)

Виталий Иванов
-----------------

- Знакомое ощущение. Мне кажется, что человек тотально одинок в мире города. Здесь крайне проявляется человеческий индивидуализм. Действительно как у Павлова город-монстр. Смотришь на это соседство обострённо гротескных форм и видишь, что всю сложножность уже не зависящую от человека, не изобразит ни один художник. Для этого ему надо последовательно прожить все точки разрушений и созиданий того, что он видит. Человек по сути оказывается в душе таким художником. Он не находит в этом гармонии поскольку гротескность слишком обострена, если человек сам не является разрушителем. Я думаю здесь всё таки есть какой то выход.

Александр Тагаев
-----------------

- Выход, безусловно, есть. Быть не свидетелем и не разрушителем – самим собою, творцом. :)

Виталий Иванов
-----------------
__________________________

- Очень симпотный этот сумасшедший город, хотя атмосферка суровая....

КсюКсю
-----------------

- Суровая атмосфера – для настоящих мужчин. И женщин!
Все они, конечно же, симпатичные. И не только! - Красавицы и красавцы! :)
Мужественные и волевые. Отважные!
Не закрывают глаза, не надевают темных очков или розовых. А видят все, как оно есть!

Виталий Иванов
-----------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Зима. О чем мне рассказать?
https://www.stihi.ru/2002/03/06-425

О том,
как ветер загоняет в лужи холода
и лижет их сухим, шершавым языком,
как сука хворая - некормленых щенят?..

О том,
как звёзды стыдливо сыплют снег
и закрываются,
как шалью, облаками,
чтобы не видеть
морщины старческие, голые земли?

О том,
как месяц
смотрит генералом
на поле битв - бескрайние моря,
отчаяньем грозя -
все армии его покрыты льдом?!

Или о том,
как две дерутся вьюги,
за волосы друг друга ухватив,-
кого из них возьмёт в любовницы мороз?..

О том,
как швы трещат
на брюках у деревьев?

О том,
как по ночам
зубами щёлкают дома
в уснувших городах?

О том,
как вы,
себя загнав в чужую шерсть,
боитесь холода и смерти?!..

О, глупость!!..

1975
_________________________________________

- В этом стихотворении, в отличие от других из списка, как мне кажется, сделан особый упор на образность. Читатель всеми клеточками своего тела начинает ощущать атмосферу стиха.

Александр Тагаев
------------------

- Очень холодная, Александр в тот день была атмосфера! До такой степени, что я вошел в образ, а образ - в меня. В результате и образовалось это стихотворение, действительно, одно из наиболее у меня образных. :)

Виталий Иванов
------------------

- Мне, когда думаю о зиме, всегда приходит на ум груда кристаллов льда очень разных размеров, но примерно одинаковых форм призмы. Такой своеобразный лес. Может на это влияет больше не атмосфера, а какой-то общий внутренний стержень, темперамент что ли. А уж он, проецируясь на атмосферу, и даёт такой результат.

Александр Тагаев
------------------
__________________


«сыпят» как-то более холодно… самый холодный вариант из «сыплют» - теплое «ю» и «сеют» - опять «ю» да еще жаркое «е»! А здесь как раз нужно – чтобы совсем все замерзли… в этом стихотворении.
У меня есть другие, где вполне после него можно согреться. Прошу!

Бывает. Летаю по ночам. И не только зимой. :) чего уж скрывать :)))
Очень верное понимание.
Да, автор.. как месяц, смотрит генералом. На поле битв…
И в то же время, понятно – ты просто боец в бесчисленной армии. С восторгом глядящий на генерала.
И это лишь одна из линий произведения.
Объёмное, верно. Так получилось. :)

Понимаю, о чём вы. Знакомое ощущение! :)
Как швы трещат на брюках у деревьев…
Здесь многоасоциативный образ. Тоже объёмный.
Да, зима. Холодно. И поэтому на деревьях трескается кора. Это первый уровень образа.
Но хочется – и я понимаю вас – сразу перейти на второй. Швы на брюках могут и по другой причине трещать. :)
И вот тут подкрадывается третий уровень понимания – абсурдность картины мира, в котором живём. И загадочные, неизвестные сущности, наполняющие его. Без нашего ведома! Но их может видеть поэт…
Понимание многогранно. И, чем больше таковых граней, слоёв, тем больше тайн у стихотворения. :) Запечатлевшего тайны мира. Но не раскрывшего их! Присоединившегося к танцам великим...



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Зимнее утро
https://stihi.ru/2003/03/20-531

Вставало солнце и с небес
Залило розовым свеченьем
Сиренево-голубоватый лес,
Застывший в предрассветной лени,
И белоснежные поля,
Дома, берёзки, сосны, ёлки…
А дальше алая заря
Терялась в бирюзовом шёлке.
А дальше - жёлтое пятно,
Дымилось хладное светило…
.............

Мешало разуму одно:
Что, если это лишь кино
И мне, увы, предрешено
Стоять пред пустоцветным миром?

Кавголово, 1971...
_________________________________________

- Наверно, можно было бы сказать, что это неплохо.
Однако сразу цепляет нестыковка глаголов.
«Вставало солнце» - несовершенный вид (что делало),
«Залило» - совершенный вид (что сделало).
Если «вставало», то должно быть - «заливало». А если уже «залило», то - «встало».
И строка «Сиренево-голубоватый лес» зачем-то вылезла из размера.
Вот если бы как-то поправить...

Владимир Смольников
----------------

- В принципе верные замечания. С одной стороны.)
С другой, - почему нет?
Просыпалось, просыпалось и проснулось.
Вставало солнце и залило…
Не встало и залило, а именно постепенно вставало и заливало, а в результате – залило.
Здесь «заливало» просто пропущено, как это часто бывает в поэтической речи, в которой прозаические разжевывания деталей, всех до последней, заменяются емкими, центральными словами, образами, подразумевается, что даже самый обыкновенный читатель, без филологической подготовки, прекрасно поймет, о чем речь и заполнит в своем сознании очевидное сам.
Здесь как раз такой случай.
Если и есть некоторое словесное напряжение, оно только усиливает впечатление, концентрирует внимание и ведет к запоминанию. Вместо банальных сочетаний смыслов и слов. Которые, вы сами знаете, неприятно читать, и зачем они?
То же самое скажу насчет идеальных размеров.
На мой взгляд, в звучании стихотворения важна музыка. Оригинальная! А не абсолютно идеальный размер, стандартный.

Виталий Иванов
----------------

- Что ж, по поводу глагольных видов пояснения готов принять.
По крайней мере - вижу, что такой приём использован не от беспомощности.
А вот с размером строки «сиренево-голубоватый лес» никак не соглашусь.
Вот Вы упомянули «музыку в стихе». Мне приходилось писать и музыку, и слова к ней. Так что изнутри знаю, насколько важен в музыке ритм. Ритм - вообще основа музыки. И эту строчку я неизбежно буду петь «сиренево-боватый лес», поскольку два такта «голу» здесь совершенно (МУЗЫКАЛЬНО) лишние.
Не прошу Вас всё бросить и сразу поменять эту строку.
Но подумать над ней можно. Занозы надо убирать...

Владимир Смольников
----------------

- Чтобы уловить музыку автора, лучше всего читать с правильными русскими ударениями русские слова, а не держать всегда в голове некий общий для всех ритм из учебника, который, понятно, только сковывает и мешает.
Ничего больше не надо.)
Тогда вы почувствуете всю красоту и разнообразие поэтической речи.
Подскажу. «Розовое» и «сиренево-голубоватое» отличаются не только цветом, но и звучанием, типа цветомузыки. Именно отсюда идет местная смена ритма.
И, на мой взгляд, это красиво. Я постоянно редактирую стихи, вне зависимости от времени первой записи. Но это место мне именно нравится. Своей неповторимой особенностью.)
Понимаю, конечно, что могут быть разные мнения. Квалифицированные и доброжелательные всегда уважаю. И благодарен. Но, повторюсь, соглашаюсь отнюдь не всегда.
Вы тоже не всегда соглашаетесь. Это нормально)

Виталий Иванов
----------------

Вы не правы, что у меня «всегда в голове некий общий для всех ритм из учебника» (цитирую Вас).
Я совсем не знаю, о каком-таком «учебнике» Вы мне пеняете.
Я говорил именно о музыке в тексте, о музыкально выдержанном ритме (чего и Вы, если Вам верить, добиваетесь).
И Ваша строка именно в песенном (то есть - музыкальном) варианте совершенно выбивается из ритма.
p.s. Клянусь, что в данном комментарии (как и в предыдущих) никакими «учебниками» не пользовался, а озвучивал исключительно СОБСТВЕННЫЕ мысли, основанные на ЛИЧНОМ (в том числе - музыкальном) опыте.

Владимир Смольников
----------------

Я в этом не сомневаюсь, Владимир. Но могут быть разные мнения и поэтические приемы. Вы с этим согласны?
Не обязательно всем писать одинаково.)
Я вполне понимаю вашу позицию. Попробуйте и вы услышать мою.

Виталий Иванов
----------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Рецензии