Выход из матрицы

(о литературных героях, документальном кино, дауншифтинге и поисках себя)

 Литературные герои, символы и образы, поэтические ритмы и подтексты живут рядом с нами, направляют наши мысли, что-то подсказывают или проясняют, а иногда слетают с языка звучными строчками. Так, на одном из просмотров фестиваля документальных фильмов "Соль земли"- 2020, проходящего в Самаре, при показе фильма "Выход из Матрицы» режиссера Александры Богучарской фея литературы оказалась рядом со мной и по ходу фильма нашептывала  смыслы этого фильма.
Он снят в маленьком селении Апшеронского района, затерявшегося на краю России, среди сказочно чистой природы куда можно добраться только на старой, как Россинант, дрезине -автомотрисе. Её здесь ласково зовут Матрица. С ней приьывают с Большой земли пассажиры, почта, продукты. Но она тоже стареет и дряхлеет. И если раньше она ходила несколько раз в неделю и привозила с собою два вагона -  один с пассажирами, другой с домашними животными и стройматериалами,  то теперь с нею  только один вагон и приходит один раз в неделю.
Недавно она привезла сюда и молодых людей, зачарованных красотой местной природы, и приехавших сюда для устройства здесь своей жизни, вдали от соблазнов и искушений агрессивной городской жизни.
 

Герои фильма, с их размеренностью, спокойствием и уверенностью, органично вписываются в чистоту окружающих гор и лесов. У каждого их них были разные причины ухода (или бегства) из жесткой матрицы городской жизни, но сейчас они живут в гармонии с миром с одним опасением. как бы не появились в этом месте дельцы и не превратили эту прекрасную долину в место зарабатывания денег. Но сейчас здесь чисто и прозрачно - и в природе, и в повседневных трудах и в планах молодых героев фильма.
Фильм был показан на кинофестивале "Соль земли" в конце 2020 года, когда в больших городах царило тревожное настроение, В Москве бушевал азиатский вирус и многие стремились выехать из города. И снова послышались голоса с литературных страниц. Но среди них не было традиционной тоски чеховских сестёр: В Москву! В Москву! Голоса литературных героинь перекрывал отчаянный крик Чацкого "Вон из Москвы!" Этот полузабытый призыв возвратил в 90-е годы, когда возникла соблазнительная идея уйти из города в деревню и попытаться разом решить проблемы перестроечного времени и изменить свою жизнь.

К тому же  человека   манит  свобода воли и  действий,  возможность уйти  из-под давления внезапно свалившегося на него нового общественного уклада и неведомой доныне силы   рыночных законов, которые, по назойливым заклинаниям, "должны все поправить и решить."   Но при этом ты опять остаешься на положении винтика, которым управляют невидимые моторы и шестерни. 
И возникает  понятное   желание сойти с этого поезда  или  "выйти из матрицы". Оно охватило многих моих коллег, друзей и близких, которые неожиданно стали интересоваться деревенской жизнью,  временно или насовсем переезжать в  деревни и отдаленные  районы. Это  явление  с 90-х годов стало  набирать силу и превратилось в тенденцию,  заметную  по историям публичных людей, артистов, художников, которые  переселялись из столицы в малые города и деревни.
Среди них были известные артисты Петр Мамонов, Михаил Кононов, Владимир Заманский, Ирина Печерникова, певицы Анастасия, Ольга Кормухина.
 
По разному у них сложилась судьба, некоторые не выдержали суровых условий жизни и вернулись в город, а другие находили себя в новых ролях добровольного отшельничества. Актрису Татьяну Агафонову выбрали в деревне председателем колхоза и она проявила себя успешны организатором сельского производства.
Многие продолжили свои поиски в сфере духовной жизни. Одним из первых вышел из творческой обоймы перспективный молодой артист, отлично сыгравший роль Ломоносова, Александр Михайлов - он ушел из театра, закончил духовное учебное заведение и стал бакалавром религиоведения. Известные талантливые актрисы, Екатерина Васильева, Ольга Гобзева, Юлия Матвеева стали жить монастырской жизнью. Артист "Современника" Владимир Заманский вместе со своей женой актрисой Натальей Климовой уехали в Муром, и стали истовыми прихожанами храма. В феврале 2021 года в Муроме отметили 95-ти летие Владимира Петровича Заманского.


Эта цепочка актерских судеб приводит к фильмам высоко чтимого режиссера Вячеслава Орехова. Его герои уникальны. Невозможно удержаться от восхищения, как удается ему в коротком экраном времени рассказать яркую запоминающуюся историю об удивительных людях Один из героев его фильма Иван Никифоров получивший  на  работе тяжелую физическую травму, в 63 года обрел дар искусного рисования. А православный мужик Канышев, которому был послан наказ Богородицы, совершает во славу Её имени крестный ход на коленях(!) от Дивеевского монастыря до Троицко-Сергиевской лавры.
И такие киноистории режиссеру удается показать и заразить зрителя в 13-20 минут экранного времени!

В этом ряду ярких и удивительных работ В.Орехова одно их центральных мест занимают фильмы о судьбе оперного режиссера Дмитрия Арсентьева. По окончанию театрального института талантливый режиссер с успехом ставил оперные и музыкальные спектакли в разных театрах страны, работал Главным режиссером оперных театров, преподавал в ГИТИСе, во ВГИКе, был избран в члены Коллегии Министерства Культуры. Ему прочили дальнейший карьерный рост, но на пике успеха и расцвета сил, в 45 лет, он обрывает творческую работу и уезжает в тверскую деревню, где занимается крестьянским трудом и кардинальным образом пересматривает свою жизнь. Судьба Д.Арсеньева с полнотой раскрываются в документальных фильмах Вячеслава Орехова " Выхожу один я на дорогу" 2002г. и "Зов жизни" 2004г

    В фильмах Орехова рассматривается проблема  полноценной духовной жизни человека, его  подлинной свободы, независимости, гармонии с природой, в противовес стадной городской жизни с её стереотипами и ценностями - карьера, деньги, мода, самореклама..
Вовлеченные в текущие и бытовые проблемы люди, по мнению Арсеньева, зачастую не замечают, как подпадают под влияние этих стандартов, как бы разнообразно и причудливо они ни одевались и какие бы ни делали себе ирокезы и татуировки.

Само явление выхода из привычной жизни часто сравнивают  с движением "дауншифтинга", возникшего на Западе в начале 20-го века, когда люди, отказываясь от карьерной перспективы, уезжали далеко от   привычных мест   в тихие районы бывших колоний. Его целью является «жизнь ради себя», «отказ от чужих целей» путем добровольного понижения себя в социальной иерархии. Одной из привлекательных моментов "дауншифтинга" является экономность жизни где-нибудь на индийских островах, где можно прожить на один доллар в день, не нуждаясь в надежном жилье. Возникают простые выгодные решения - сдать в аренду своё жильё в Европе и жить на эти средства при круглогодичном солнце и море.

 Однако, зарубежный рационализм дауншифтинга имеет лишь внешнее сходство с "Выходом из системы", характерного для русского самосознания, в котором ведущими являются духовные проблемы. Русская литература наполнена несистемными героями, которых называют "Лишний человек, "Маленький человек" "Человек со стороны" А у Чацкого настолько сильно его неприятие замшелого московского общества, что он изгоняется из него, еще не войдя в эту систему.
   

Применительно к русскому самосознанию явление "Выхода" имеет очень глубокие корни. Сам характер жизни русского дворянства предполагал своего рода "двухступенчатую" жизнь - зимой в столицах, летом в деревне, в уединении, где были все условия для духовной работы, которая у поэтов и писателей является определяющей.
Так, А.С.Пушкин за два года жизни в Михайловском написал "Бориса Годунова," две поэмы, четыре главы "Евгения Онегина" и более сотни стихотворений. Там его творчество обрело новое дыхание. Деревенская природа, знакомые с детства места успокоили душу, пробудили желание творить.
В своем  вынужденном "заточении"  в Болдино в 1830г. А.С. Пушкин переживает новый взлет духа и таланта, создав в короткое время в условиях теперь хорошо знакомого нам карантина свои шедевры: "Маленькие трагедии," "Повести Белкина" и завершил роман "Евгений Онегин". Характерно, что его сочинения болдинского периода выделяются философским складом мышления

И знаменитый уход Льва Толстого в 1910г., из обустроенной жизни в никуда, в Россию, тоже имел идейные причины – это побег от ложной по мнению писателя жизни к естественной, к жизни по правде..
Интересно, что собственный уход в конце жизни подготавливается Толстым в нескольких своих произведений, он словно проигрывает его на своих героях, чтобы потом пойти по разведанному пути. Одно только отличает Льва Толстого от своих героев - он не может припасть к покровительству церкви, от которой его отлучили.
В своей повести "Посмертные записки старца Федора Кузьмича" он развивает версию тайного ухода императора Александра Павловича от мирской суеты под именем старца, словно примеривается в ней. Его Пьер Безухов уезжает по приказу масонов из столичной жизни в своё дальнее имение  для внутренней духовной работы. А  блестящий офицер  Степан Касатский,  разочаровавшись в светской жизни, уходит из мира   в монастырь под имеем отца Сергия - героя одноименного рассказа..
       
       За все этим стоит глубокое разногласие творческой личности с неправдой  городской  жизни,  потребность  в очищении  от  лжи и пустоты.   Потому не удивительно, что через сто лет после Толстого эти мотивы не только не исчезли, но снова возникли в жизни мыслящих людей новой России и побудили чуткого режиссера Вячеслава Орехова через два года снова погрузиться в духовный поиск  талантливого режиссера и человека Дмитрия Арсеньева и в своём новом фильме "Зов жизни" снять своего рода его  исповедь.

Даи сам Вячеслав Орехов уже много лет живет в псковской деревни, крестьянствует, а в межсезонье снимает и монтирует свои фильмы о странных людях с самостоятельной точкой зрения на жизнь и возвышенной душой, повторяя тем самым линию жизни своих героев по традиционной модели русской жизни: "Выхода из системы."
И хотя в 2015 году режиссер Андрей Шемякин снял об Орехове по заказу канала "Культура" фильм "Не стараясь угодить," тема своего пути у людей с самобытным сильным характером, живущих по своему видению жизни или зову свыше, не исчерпана, она развивается, наполняясь героями и проблемами сегодняшнего дня. Одним из доказательств  тому – фильм  "Выход из Матрицы» режиссера Александры Богучарской

             
== = = = = =
Посмотреть эти  фильмы можно на  портале https://www.youtube.com   по названию фильмов.
= = = = =
Другой выход на фильмы по ссылкам: " Выход из Матрицы», 2019, 20 мин., реж. Александра   Богучарская:   
https://www.youtube.com/watch?v=DOfJHKtT88U

"Выхожу один я на дорогу" К/С Юность, 2002г, 29 мин., Режиссер Вячеслав Орехов: https://www.youtube.com/watch?v=9vBWSK6_M9M
Зов Земли НП Телеканал "Держава", 2005

= = = = = =


Рецензии