Есть ли противоречия между Библией и Кораном?

Все разногласия между христианами и мусульманами – братьями по сути веры – возникли из-за неправильного толкования (непонимания) Священного Писания, которое Бог даровал людям не для ссор и взаимной вражды, а для созидания, освящения и вразумления!

К сожалению, сегодня за различными религиозными группами закрепились некие догматическое ярлыки, которые зачастую совершенно неправильно отображают то учение, которое зафиксировано в Священной Книге данной религии. Что я имею ввиду? – Вот, к примеру, обычным делом стало думать, что все мусульмане отрицают распятие и воскресение Иисуса Христа. Более того, многие даже не знают, что мусульмане верят в Иисуса, и сильно удивляются, когда им говорят, что Коран упоминает имя Иисуса 25 раз (гораздо больше, чем имя Мухаммада).
Но что самое ужасное: люди уверены, что идеи некоторых мусульман (которые, наверное, сами никогда не читали Коран), являются ИДЕЯМИ САМОГО КОРАНА! Это – в корне неправильное мнение!
Даже если они и говорят: "Так написано в Коране", – то это совсем не значит, что так ДЕЙСТВИТЕЛЬНО написано в Коране. Это может быть просто искажённым пониманием Святой Книги, и больше ничего...

Но почему же так происходит? Почему люди искажают ОЧЕВИДНЫЙ смысл Откровения Бога?! — Всё дело в неподчинении Господу, в непокорности и горделивом противлении воле своего Создателя!
Бог ясно говорит в Коране: "ВЕРУЙТЕ в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде" (4:136). И ещё: "Он (Аллах) ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Тору и Евангелие" (3:3). Можно привести и многие другие места, говорящие о том, что Коран ПОДТВЕРЖДАЕТ прежние Писания (Библейские книги)!
Так должны ли верующие в Коран верить в прежние Писания? – ДА и ДА! Вопреки расхожим слухам, которые разносят не покоряющиеся Богу люди, Коран НИКОГДА И НИГДЕ не говорит об искажённости Библии, НАОБОРОТ, он ПОВСЕМЕСТНО ПРИЗЫВАЕТ верить в неё!

Почему же люди НЕ ВНЯЛИ совершенно ЯСНЫМ повелениям ВСЕВЫШНЕГО? Неужели они решили, что они умнее ТВОРЦА? Или они решили, что имеют право так запросто противоречить своими языками ОТКРОВЕНИЮ ГОСПОДА, "продавая Его знамения за ничтожную цену" (2:41)?
Они объявляют одну часть Писания за истину, а другую отвергают! Потому САМ БОГ в Коране спрашивает их: "Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?"
И далее предостерегает их от наказания за такие НЕЧЕСТИВЫЕ дела: "...Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете" (2:85).

Праведен Господь, сказавший через пророка Исаию о неверных так: "...слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Ис. 6:9-10)!
Потому что вся проблема непонимания и вражды между мусульманами, христианами и иудеями заключается в ОГРУБЕЛОСТИ СЕРДЦА, ГЛУХОТЕ УШЕЙ и СЛЕПОТЕ ГЛАЗ! Причём враждующие даже НЕ ХОТЯТ познать ПРАВДУ БОЖЬЮ: им лишь бы поспорить, осудить ближнего и похулить БОГА. Сойдёт ли им это с рук? Не думаю!
Где же спасение? Спасти нас может лишь ОДИН ГОСПОДЬ БОГ! У Него и надо просить просвещения, помощи и поддержки, ведь Он самый Милостивый и, конечно же, имеет силы спасти обращающихся к Нему!

Но что если нам, минуя все измышления и порочные толкования Писания на свой лад, СМИРЕННО ПОСЛУШАТЬСЯ гласа Божьего? Просто довериться Ему? Если Он говорит: "ВЕРЬТЕ в Прежние Писания и в Коран" (4:136), – то давайте просто будем ВЕРИТЬ! Не станем измышлять что-то вопреки СЛОВАМ БОГА, не станем отвергать часть Писания из-за мнимых "противоречий", которые суть НЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, а лишь неправильно понимаемые места.
Попробуем поступить так, как учит Бог: истолкуем одно Писание (Коран) на основании другого (Библии), и посмотрим, что у нас получится. Шаг за шагом мы пройдёмся по основным местам Корана, которые служат камнем преткновения в мусульманско-христианской полемике, и истолкуем их в свете Библии:

1) Мусульмане (а вслед за ними почему-то и христиане) говорят, что Коран отрицает наличие у Бога Сына! Дескать, написано же в Коране: "Он (Аллах) не взял Себе сына и ни с кем не делил власть" (25:2).
Чтобы разрешить это "противоречие", нужно выяснить, что, собственно, подразумевается под словом "сын" в данном контексте и вообще во всей языковой системе Корана? – Для этого не станем выдумывать разного рода небылицы, обвиняя христиан в "приобщении сотоварищей Богу", а просто предоставим Корану толковать самого себя!
И вот что написано в другом месте: "Он — Созидатель небес и земли. Как может быть у Него сын, если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем" (6:101). – Этот аят прекрасно и почти дословно истолковывает приведённый ранее!
Очевидно, что Коран подразумевает под "сыном" не Божественное Слово (Логос), как в Ин. 1:1, а сына в земном понимании, от "супруги", как в языческих пантеонах! Разве какой-то христианин согласится с тем, что у Бога есть какой-то сын от супруги? – Не было бы это явным богохульством?

Все христиане верят в Сына Божия, НЕ отделённого от Отца (!), а ВСЕГДА пребывающего "в недре Отчем" (Ин. 1:18), то есть имеющего ту же природу, что и Сам Бог. Иначе сказать: Бог не "взял Себе сына" (как бы выбирая из творений), ибо Сын и есть БОГ, вечно пребывающий с Отцом. – То есть Сын (Слово) никакой не "сотоварищ" Богу, потому что Сам является Богом! А разве БОГ "сотоварищ" Самому Себе?
Бог действительно не делит НИ С КЕМ власть, ибо Сам Словом (СЫНОМ) Своим (Самим Собой) творит всё! И Он НЕ ВЗЯЛ (не создал с другой природой) Себе сына в помощники! – Не имеет Бог такой нужды, ведь Он Сам весьма Могуществен, чтобы создать всё, что захочет!
По всему, – и на основании приведённого аята, и других параллельных мест, – видно, что Коран категорически отвергает наличие у Бога сына, отдельного от Бога (другой природы, СОТВОРЁННОГО)! ИМЕННО ТАКОЕ понимание сына отвергается! – Да и любой правоверный христианин согласится с этим.

Но кого, – если не ПРАВОВЕРНЫХ христиан, – Бог обличает приведёнными выше аятами Корана (помимо язычников с их МНОГОбожием)?
Чтобы в этом разобраться, нам необходимо окунуться в удивительнейшую историю Церкви с её интереснейшими догматически-богословскими спорами. И что же мы там найдём? – 4 век! АРИАНСКИЕ споры! — В то время восстали некоторые люди (именуемые "АРИАНАМИ"), утверждавшие, что Сын Божий – это всего лишь творение, одно из творений Бога, некий промежуточный этап между Богом и всем остальным миром (БОГОПОДОБНЫЙ посредник). Он (в их философии) выступает в роли могущественного помощника Бога, сотворившего ВЕСЬ ОСТАЛЬНОЙ мир! То есть, по их словам, НЕ Сам БОГ непосредственно создал мир, а ПЕРВОЕ ТВОРЕНИЕ!
Но даже называя Сына ТВАРЬЮ (СТРАШНОЕ БОГОХУЛЬСТВО!), они при этом называли Его Богом; ясно, что в это наименование они не вкладывали правильный смысл; они просто именовали ТВОРЕНИЕ Богом, то есть Сын, в их понимании, – это ВТОРОЙ БОГ (сотворённый бог, не истинный), не имеющий Божественной природы от Отца.

Естественно, здесь возникает громадный вопрос: можно ли, учитываю всю славу Сына Божия, приписываемую Ему в Писании, назвать Его, во-первых, творением, а вдобавок ещё (мало первого зла!) назвать ТВОРЕНИЕ Богом?! Не рушится ли этим свидетельством сама концепция ЕДИНОБОЖИЯ (вера в НЕСОТВОРЁННОГО, ВЕЧНОГО Бога)? Как вообще можно допускать такое мышление? – Вот и Коран возмущается этим же!

Ну конечно, Сын не перестанет быть истинным Богом, даже если кто-то назовёт Его творением; но борьба Корана и Библии ведётся именно с порочным МИРОВОЗЗРЕНИЕМ (неправильным мышлением) тех, кто говорит, что Бог взял себе в помощники СОТВОРЁННОГО сына, отдельного от самого Бога (не являющегося Самим Богом)! — Именно поэтому Коран, опровергая такую ересь, говорит: "Он (Аллах) НЕ ВЗЯЛ Себе сына и ни с кем не делил власть" (25:2). И ещё: "Аллах НЕ ВЗЯЛ Себе сына, и нет наряду с Ним ДРУГОГО бога" (25:2). В последнем прямо ЯРКО подчёркивается то, что мы обсуждали выше: нет наряду с Единым Богом (Отцом, Сыном и Святым Духом) ДРУГОГО бога (с маленькой буквы, с иной природой – НЕ БОЖЕСТВЕННОЙ).

[И да! Не явное ли богохульство заключено даже в самой идее того, что какое-то ТВОРЕНИЕ может называться Богом, помогающим истинному Богу создавать мир? – Какой христианин согласится с этим? Наоборот, христиане настаивают на том, что весь мир сотворил только ОДИН ИСТИННЫЙ БОГ - Отец, Сын и Святой Дух!
При этом христиане говорят, что Сын Божий называется "Сыном" как "СЛОВО", "рождённое" (не в земном понимании!) от Отца прежде всех веков бесстрастно (как исходит Слово, то есть не от "супруги"). Об этом написано в Евангелии: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:1).
Коран не только не отрицает такого "Сына", но и прямо заявляет, что Он (как Слово) есть у Бога, и Им Бог сотворил весь мир:
"...Иисус Христос, сын Марии, является посланником Аллаха, Его СЛОВОМ, которое Он ПОСЛАЛ Марии (СЛОВО ВОПЛОТИЛОСЬ), и Духом от Него..." (4:171).
"Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему СКАЗАТЬ: «Будь!», как это сбывается" (2:117). Слово – это атрибут Аллаха; Бог как бы обладает Своим Сыном как сиянием, неотделимым от Сияющего – Самого Бога. Им (как Своим властным Словом) Бог создал и поддерживает всю вселенную (Евр. 1:3)]

Справедливо Коран отвергает сотворённого сына! "Не подобает Аллаху иметь сына. Пречист Он! Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!». — как это сбывается" (19:35). – Аллах имеет у Себя и в Себе Сына (Слово), Которым властвует над всем; Аллах ни с кем не делит Своей власти, и никого не берёт Себе в помощники кроме Себя Самого, как и в Библии говорит: "...помогла Мне мышца Моя..." (Исаия 63:5). И все мы единогласны в исповедании Единого Истинного Аллаха, ОБЛАДАЮЩЕГО "Силой и Премудростью" – Сыном Своим (1 Кор. 1:24).
Хотя действительно, из арианского (или аномейского) учения следует, что Бог как раз таки ВЗЯЛ Себе сына и ПОДЕЛИЛСЯ с ним творческой ВЛАСТЬЮ! – Конечно, это ужасное богохульство, которое ПРАВОверные христиане никогда не принимали. Так что прав оказался Коран и правы христиане!
Перейдём к другим "противоречиям"...

2) Есть утверждение, что Коран якобы отрицает божественность Иисуса Христа. На этот счёт приводится классическое место: "Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах — это Мессия, сын Марии»..." (5:17) Очень часто в подобных случаях спорящие проявляют полное непонимание контекстуальной основы Корана!
Вообще говоря, для того чтобы развеять ВСЕ сомнения касательно спорных мест о положении Иисуса в этой Священной Книге, нужно уяснить только ОДНО: Бог ЯВНЫМ ОБРАЗОМ открывает Иисуса Христа в Коране только как ЧЕЛОВЕКА (пророка, Мессию), Его Божество там СКРЫТО (НО НЕ ОТРИЦАЕТСЯ!) под покровом Его человечества, КАК ТАЙНА (которая, однако, ПРИКРОВЕННО, но всё же проступает во множестве мест и которую познает лишь просвещённый Святым Духом).

[Почему так? Да потому что Бог открывает Своего Сына только тем, кому хочет (Гал. 1:16). Господь обещал Аврааму произвести от Измаила "великий народ" (Быт. 17:20), и Он исполнил Своё обещание, создав мусульманский народ. "Но завет Мой поставлю с Исааком", – добавил в тот раз Господь. Все мы знаем, что обетованное Аврааму "семя" (Быт. 21:12) и "есть Христос" (Гал. 3:16), и "ЗАВЕТ Исаака" – это Иисус Христос и Его святая Кровь, "за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26:28). – Это ветвь Исаака (иудео-христианство), с Измаилом же заключён другой договор (См. Быт. 16 гл. и 17 гл.)!
Многие тайны Бог открыл христианам как "роду избранному, царственному священству, народу святому" (1 Пет. 2:9).
Другим же это не было открыто, как говорит Христос: "Не все вмещают слово сие, но кому дано..." (Мф. 19:11) Но и спрос в День Суда со всех будет разный, ибо "от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12:48).
Но разве где-то соврал Бог в Коране? – Нет, конечно же; праведен Святой Господь, и "нет неправды в Нем" (Втор. 32:4)! То, что Бог сделал тайной в одном Писании, Он раскрыл подробно в другом, чтобы испытать людей, будут ли они любить друг друга и будут ли повиноваться повелениям Господа?
Бог не запрещает читать Библию и познавать Божество Иисуса Христа, и в Коране Бог многократно призывает людей читать Евангелие. Но если люди не хотят возрастать в познании истины, отвергая часть Писания (Библию или Коран), то кто виноват в этом? Бог всё дал и всё показал! Выбор же делает человек сам...]

Бог НЕ ОТРИЦАЕТ в Коране Божественность Христа, о ней просто умалчивается, и говорится о ЧЕЛОВЕКЕ Христе. По этой причине имя Иисуса в Коране зачастую употребляется вместе с именем Его матери (чтобы сказать ИМЕННО о человеке), и пишется так: "Иса, сын Марьям...". – Так же и в вышеприведённом аяте написано, что не уверовали ИМЕННО те, которые называют Иисуса, СЫНА МАРИИ (то есть человека Христа) Богом. Там не говорится о Божественной природе Иисуса! (И надо быть очень внимательным при чтении Божественных Писаний, потому что они преисполнены тайной премудростью. Просто так, не вникая в каждое слово, читать подобные Тексты неправильно, ведь это – ОТКРОВЕНИЕ ПРЕМУДРОГО БОГА!)

Все христиане согласны в том, что человек НЕ ЯВЛЯЕТСЯ Богом, ибо написано: "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться" (Числ. 23:19). Верующие в Божественность Христа не говорят, что человек Иисус - это Бог, нет! Христиане утверждают, что ГОСПОДЬ Иисус есть Бог, именно ОН, как Вечный Бог, не изменяется: "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13:8). – Иисус Христос есть одновременно совершенный (истинный) НЕВИДИМЫЙ Бог и совершенный (истинный) ТЕЛЕСНЫЙ человек – две эти природы в Нём существуют НЕСЛИТНО и НЕРАЗДЕЛЬНО, но есть лишь ОДИН Иисус Христос; хотя человек не есть Бог, и Бог не есть человек!

Коран подразумевает под именем "Иса, Сын Марьям" именно человека! [Это произошло по благоволению Самого Христа (ниспославшего Коран), Который добровольно сделался Слугой Бога, ведь Он не гнушается поклоняться Богу и быть РАБОМ Божьим.]
Схожий языковой метод употребляется и в Библии. Вот, к примеру, Павел пишет конкретно о ЧЕЛОВЕКЕ Иисусе:
"Но Христос воскрес ИЗ МЕРТВЫХ, первенец из умерших" (1 Кор. 15:20)
И ещё: "Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога" (Кол. 3:1; Ср. Лк. 22:69: "...Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией...")
И по многим другим местам видно, что всякий раз, когда апостол хочет сказать о ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ Иисуса Христа, он использует титул "Христос" (и чаще всего ТОЛЬКО его) – вот как в этом месте: "...всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а ХРИСТУ глава - Бог" (1 Кор. 11:3).

А в других местах апостолы говорят о Божестве Иисуса – для этого они добавляет к имени Христа "Господь":
"...один Господь Иисус Христос, Которым ВСЁ, и мы Им" (1 Кор. 8:6).
"Господа Иисуса Христа... Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1).
"Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего" (1 Кор. 1:9).
"Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами" (Рим. 16:24)
"...мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа" (Рим. 5:1)
"...ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" (Иуд. 1:21)
"...никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3).
[В последнем ярко подчёркивается, что увидеть за завесой плоти Иисуса ГОСПОДА можно только Духом Святым, то есть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО через откровение Бога, кому Он сам захочет это открыть.]

А вот как пишет апостол Пётр: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому..." (1 Пет. 1:3) – здесь хорошо виден обсуждаемый нами языковой приём: вначале говорится о "Господе" (Божественной природе), а потом о Человеке (о воскресении из мёртвых, без "Господа", Который, разумеется, бессмертен).
Конечно же, есть лишь один Иисус Христос - совершенный (полноценный) Бог и совершенный (полноценный) Человек! И я ни в коем случае не разделяю Иисуса Христа и не говорю, что есть два Христа! Просто таков метод Священного Писания: говорить об ОДНОМ Иисусе то как о ГОСПОДЕ, то как о человеке (рабе Божьем), ибо сам Господь (Сын Божий) благоволил принять на Себя образ раба: "Хотя Он был Богом по природе Своей, Он не держался за это Своё равенство с Богом, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба и сделавшись по виду человеком. Он смирил Себя до такой степени, что принял смерть, и смерть на кресте" (Флп. 2:6-8, Современный перевод). – Такова воля Господа, да исполнится Его святая воля!

Но говорится в Коране и о Господстве (Божестве) Иисуса (если человек послушно, как учит Коран, верует и в Библию, то он увидит эти знамения Божьи).
Так, например, о втором пришествии Господа Иисуса Христа в Коране написано:
"Когда земля разобьется и превратится в песок, и ТВОЙ ГОСПОДЬ ПРИДЁТ с ангелами, выстроившимися рядами..." (89:21). Как и в Библии читаем: "...ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его" (Мф. 16:27).
В другом месте говорится: "Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу" (42:51). Эта завеса есть плоть Иисуса Христа, через которую Сам Аллах говорит с людьми.
Ещё: "Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа" (75:22-23). – Это говорится о праведниках, которые узрят Христа, как пишет Павел: "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр. 12:14).
О грешниках же сказано: "...Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой (не увидят Господа), а потом они попадут в Ад..." (83:15-16).
Действительно, все (даже нечестивые) увидят ЗАВЕСУ (плоть) Христа, но не увидят Самого Господа (Бога): "Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные" (Откр. 1:7).
Как заметили некоторые: о наказании тем, кто считал учение о Троице ложью, написано в Коране так: "Горе в тот день тем, кто считает истину ложью! Ступайте к тому, что вы считали ложью! Ступайте к тени с ТРЕМЯ разветвлениями. Не прохладна она и от пламени не избавляет..." (77:28-31)
А вопрос о Божественном Логосе, Слове Аллаха (Иисусе Христе), о Котором повсеместно говорится в Коране, мы уже обсуждали в 1-ом пункте...

Таким образом, Коран не отрицает Божественность Иисуса Христа НИ В ОДНОМ месте, и каждый добросовестный читатель может проверить это сам. Нет и не может быть противоречий между Откровениями Корана и Библии, ведь написано: "Он (Бог) ниспослал тебе (Мухаммад) Писание (Коран) с истиной в подтверждение того, что было до него (Библии)..." (3:3)!
Поговорим теперь о Троице...

3) Бог в Священном Коране говорит, что Он сотворил весь мир Своим велением (Словом): "Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается" (2:117). То есть Слово – неотделимый от Аллаха атрибут (Сын), обладающий творческой властью. В другом месте мы читаем, что Слово является ещё и ДУХОМ: "...Мессия Иисус, сын Марии, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марии, и ДУХОМ от Него..." (4:71) Дух же в Коране всегда отождествляется с какой-то ЖИЗНЬЮ реального существа. Так, например, о событии благовещения (явления ангела Гавриила Деве Марии, сообщившего ей Благую Весть о рождении Мессии) говорится: "...Мы же (Аллах) послали к ней Нашего Духа (Гавриила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека" (19:17). – Здесь ясно показывается, что ДУХ является живым существом, который может принимать облик человека!
Итак, Слово Аллаха – не просто безликая энергия, но РЕАЛЬНАЯ Личность, имеющая ЖИЗНЬ Сама в Себе, но при этом (!) не отдельная от Бога по природе. Слово всегда находится в Аллахе (Ин. 1:18) и живёт только Им одним. Так ведь мы читаем и в Евангелии, откровении Сына Божия о Самом Себе: "...Послал Меня живый Отец, и Я ЖИВУ ОТЦЕМ..." (Ин. 6:57), и в другом месте: "...как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь В САМОМ СЕБЕ" (Ин. 5:26). – Отсюда мы узнаём, что Сын живёт Отцом и одновременно имеет Жизнь в Самом Себе (идёт сравнение: "как Отец имеет жизнь"), то есть Сын и Отец - два разных Лица, но жизнь у Них ОДНА (ОДНО БОЖЕСТВО).

Скажем и о Святом Духе.
В Коране помимо "духа" (ангела Гавриила) упоминается ещё и "Святой Дух". Нельзя путать эти два понятия, которые в Коране чётко разграничиваются! Дух Святой – это Дух Самого Аллаха, то есть Бог по природе, как и носящий Его в Себе Аллах является Богом, а просто "дух" в ряде случаев – это СОТВОРЁННЫЙ ангел Гавриил. И это очевидно, ведь "Святым" в Коране называется ТОЛЬКО Аллах. Первый раз в этом месте: "Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого..." (59:23) И ещё раз в другом: "То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха — Властелина, Святого, Могущественного, Мудрого" (62:1).
И НИ РАЗУ такое имя не применяется по отношению к АНГЕЛУ Гавриилу! Поэтому СВЯТОЙ Дух – это ИМЕННО Дух Аллаха.
О Святом Духе говорится в истории о создании Адама: "...Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от МОЕГО ДУХА" (15:29). При этом Святой Дух обладает качествами Личности:
I) Он "спускает" откровение от Бога: "Святой Дух спустил его (Коран) от твоего Господа с истиной..." "Спустил с истиной" – то есть Он является Истинным Духом, как и в параллельном месте читаем:
II) "ВЕРНЫЙ (Истинный) Дух сошел с ним" (26:193). Видим, что Святой Дух может "сходить" как и когда пожелает.
III) Дух Святой "поддерживает" верных Богу пророков. О ЧЕЛОВЕКЕ Иисусе сказано: "Мы даровали Иисусу, сыну Марии, ясные знамения и укрепили его Святым Духом" (2:87). – Отсюда ещё виднее, что Дух Святой неотделим от Аллаха, Он, точно так же как Слово, пребывает в Самом Аллахе, то есть имеет Божественную природу.

Собирая все доводы Корана в одно, можно сказать, что Аллах, Его Слово и Его Святой Дух – это три Личности (Ипостаси) Бога, имеющие ОДНУ Божественную природу. То есть учение Корана о Троице ВПОЛНЕ согласуется с христианским (Библейским) учением: Аллах един в трёх Лицах (Отец, Сын и Святой Дух), но ОН ОДИН БОГ, и нет иного; Аллах творит всё Словом Своим и оживотворяет Своим же Святым Духом – всё это творит ОДИН БОГ (Отец, Сын и Святой Дух). Не зря Бог в Коране часто (как и в Библии) говорит "Мы", хотя иногда "Я". Употребление местоимения "Мы" нельзя объяснить просто обозначением величия Аллаха, ведь в том же Коране по отношению к Богу использует и местоимение "Я".
Ясно, что словом "Мы" обозначаются все Лица Троицы, а словом "Я" одна конкретная Ипостась. Хотя при упоминании одной Ипостаси подразумеваются и другие (ведь Бог один)! – Потому и чередуются два слова: "Мы" и "Я", чтобы показать, что Аллах есть Троица в Единице и Единица в Троице – Один Живой Истинный Бог.

Вроде бы всё ясно и понятно, но что же смущает НЕКОТОРЫХ, желающих разделить совершенный союз любви и истины – два Откровения Единого Бога? – Опять же всё дело в непонимании контекстуальной основы Корана!

Рассмотрим один аят: "О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иисус, сын Марии, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марии, и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Три!». Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!" (4:171)
Этот аят провозглашает Единство Бога и говорит о том, что ЧЕЛОВЕК Иисус есть ПОСЛАННИК Бога, но одновременно и Слово, воплотившееся от Марии. Мы уже говорили, что Слово Аллаха было с Аллахом ОТ НАЧАЛА, ибо Бог ВСЁ сотворил именно ИМ. И чтобы кто не подумал, что Слово Бога и само было сотворено (как другие), Аллах говорит: "...Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын..." – То есть НЕТ никакого сотворённого сына (как некоего ИНОСУЩНОГО сотоварища), есть лишь только ЕДИНОСУЩНОЕ Аллаху Слово, которое Само является Аллахом, – у Аллаха НЕТ соТОВАРИЩЕЙ, ведь и Слово, и Святой Дух являются ТЕМ ЖЕ САМЫМ АЛЛАХОМ, нераздельно!
Аллах в этом аяте также повелевает верить в Него и в Его посланников, не выделяя лишь какую-то одну ТРОЙКУ! А что это за Тройка ("Три")? Коран опять удивительным образом истолковывает самого себя (так что нам не нужно самим измышлять различные порочные толкования, осуждая христиан)... – В параллельном месте читаем:
"Вот сказал Аллах: «О Иисус, сын Марии! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?». Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное" (5:116). – Здесь Бог спрашивает Своего Раба, ЧЕЛОВЕКА Иисуса, говорил ли Он людям признавать ДВУХ ЛЮДЕЙ (ЧЕЛОВЕКА Иисуса и Марию) богами? На что Иисус, как сделавшийся через воплощение ИСТИННЫМ рабом Божьим (Флп. 2:6), отвечает со смирением, что Он никогда бы не дерзнул на подобное. (Иисус это говорит по Своему человечеству (как раб), а не по Божеству (как равный Отцу), на что указывает имя, к которому обращается Бог: "Иисус, СЫН МАРИИ", – то есть Бог обращается ИМЕННО к человеческой природе Христа – вот Иисус и отвечает как человек).

Вполне очевидно, что под теми "Тремя" Коран подразумевает Аллаха, ЧЕЛОВЕКА Иисуса и Марию. Именно о такой троице говорит Коран! Здесь вообще не идёт речи О ТРОИЦЕ христиан, ведь ясно написано: "...веруйте в Аллаха и Его посланников и не говорите: "Три!"...", – то есть веруйте в Аллаха Единого (в нераздельное естество Отца, Сына и Святого Духа) и в посланников, и не выделяйте какую-то одну тройку, составленную из Бога и ЛЮДЕЙ, ибо один Бог достоин всякого восхваления и почитания, и никто наряду с Ним.

А ещё есть такой аят: "Не уверовали те, которые говорят: «Аллах – третий из трех». Нет божества, кроме Единственного Бога!" (5:73) – Здесь, как и в предыдущих аятах, обличаются ИМЕННО те, кто выделяет определённую ТРОЙКУ, состоящую из Аллаха, ЧЕЛОВЕКА Иисуса и Марии, – таким образом Сам Всевышний Бог как бы оказывается в конце ("третий"). — Конечно же, это неприемлемое богохульство, но ведь никто из христиан не обожествляет ЧЕЛОВЕКА Иисуса и Марию Деву наряду с Единым, Истинным Аллахом! И никто не говорит, что Аллах "третий" по счёту, ведь любая форма троебожия неприемлема ни для кого из ПРАВОВЕРНЫХ христиан!
[Видно, во времена Мухаммада были люди (может быть, просто невежественные или недавно обращенные из язычества), уклонившиеся от православного (ортодоксального) христианского учения, и говорившие, что ЧЕЛОВЕК Иисус и Его Пресвятая Матерь – это два бога наряду с Аллахом. – Не знаю, что было там, но ведь Бог знает всё, и Он неспроста говорит такие слова в Коране!]
Вся же суть заключается в том, что Коран нигде не отрицает ХРИСТИАНСКУЮ Троицу, напротив, если мы со вниманием и разумом будем читать оба Писания, не разделяя, то увидим повсеместные СВИДЕТЕЛЬСТВА о Троице, Боге Отце, Сыне и Святом Духе, Которому слава и хвала во веки, аминь.

4) Последнее, о чём мне хотелось бы поговорить – это свидетельство о распятии и воскресении Иисуса Христа в Коране.
Начну с вполне однозначного тезиса: НИГДЕ в Коране не отрицается факт распятия Иисуса, любые толкования противно Библейским свидетельствам о распятии и воскресении Христа обречены на провал!
Действительно, если мы внимательно исследуем Коран, то увидим, что ЕДИНСТВЕННОЕ место, которое говорит про распятие Христа, обличает ИУДЕЕВ, а не христиан!

Место это звучит так: "...Мы воздвигли над ними гору, согласно завету с ними, и сказали им: «Войдите во врата, поклонившись!». Мы также сказали им: «Не нарушайте субботы!». Мы заключили с ними суровый завет.
За то, что они нарушили свой завет, не уверовали в знамения Аллаха, несправедливо убивали пророков и говорили: «Наши сердца покрыты завесой». О нет, это Аллах запечатал их сердца за их неверие, и поэтому их вера ничтожна.
За то, что они не уверовали, возвели на Марьям великий навет и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Иисуса, сына Марьям, посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью). О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый". (4:154-158)

На самом деле, мне не очень понятно, почему многие спотыкаются об это место! Ведь пророк Даниил в Библии говорит о Христе теми же словами: "...И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, И НЕ БУДЕТ; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения". (Дан. 9:26)

[Кстати, эти два места содержат удивительное Божье знамение, подтверждающее согласованность двух Писаний (Библии и Корана)! В Коране Господь говорит: "За то, что они нарушили свой завет... За то, что они не уверовали...", – что же Бог сделал им "ЗА ТО"? Ответ в книге Даниила: "...предан будет смерти Христос... а город и святилище разрушены...", – иудеи же были рассеяны по всему лицу земли. И оба этих параллельных места связаны с распятием Христа! Только вдумайтесь, как премудр наш Господь! – Вот доказательство того, что у Библии и Корана один АВТОР!]

Пророк Даниил говорит: "...будет предан смерти Христос, И НЕ БУДЕТ", – но ведь никому и в голову не приходит, что здесь отвергается факт распятия Христа! Почему же люди осуждают Коран за ТЕ ЖЕ САМЫЕ формулировки?
"И НЕ БУДЕТ" означает то, что Христос потом воскрес, "так что Он уже не обратится в тление" (Деян. 13:34), то есть иудеи не достигли цели распятия (окончательного убийства) – поэтому и написано в Коране: "...не убили Его и не распяли..." – Бог как бы так отвечает на насмешки иудеев, которые говорят: "Мы убили Мессию, посланника Божия", – якобы, какой же Он Мессия и посланник Божий, если мы Его УБИЛИ?
А Господь как будто отвечает: НЕТ, НЕТ НЕТ, вы всего лишь обманываетесь (вам "показалось"!), вы "не убили Его и не распяли... О НЕТ! ЭТО АЛЛАХ ВОЗНЁС ЕГО К СЕБЕ...", – то есть оправдал Его от злобных наветов.
Ещё нужно заметить, что распятие для иудеев имело сакральный смысл, как читаем в книге Второзакония: "...проклят пред Богом всякий повешенный на дереве..." (Втор. 21:23) Поэтому когда иудеи сказали, что распяли Иисуса, они тем самым намекали на ЗАКОННОЕ проклятие преступников, которых казнили подобным образом! Но Аллах опровергает это злочестие, говоря: "...они не убили его и не распяли, а это только показалось им... О нет! Это Аллах вознес его к Себе..." – то есть они не предали Его проклятию, ведь Он ПРАВЕДНИК: Он был распят не потому, что был злодеем (о нет!), это был план Аллаха по спасению людей через искупительную жертву Иисуса Христа, Сам Аллах "вознёс Его", как говорит апостол: "Он грехи наши Сам ВОЗНЁС телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Пет. 2:24).
А ведь многим в те дни "показалось", что Праведник был уничижаем, как читаем у пророка Исаии: "Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; А МЫ ДУМАЛИ, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом... Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих". (53 гл.) – Слова "мы думали" вполне согласуются с кораническими "показалось им" – там не отрицается наличие ФАКТА распятия, а говорится лишь о том, что иудеи "думали", когда распинали Праведника!
Действительно, не иудеи "убили и распяли" Христа, но Он Сам, как добрый Пастырь, по неизреченной Своей любви захотел быть вознесённым на крест ради искупления Своего стада. – Иисус об этом говорит так: "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее (жизнь) у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Ин. 10:18).

[А знали ли вы, что не все мусульмане отвергают факт распятия? Мусульмане-ахмади ВЕРЯТ В РАСПЯТИЕ, хотя они читают тот же самый Коран, и арабский – их родной язык (в основном).
В толковании аята про распятие они пишут:
4:157. В этом аяте даётся ответ на притязания иудеев о том, что они убили Иисуса (мир ему). Они не убили его и он не умер на кресте. Слова "ма салабуха" (;;; ;;;;;;;;;) означают, что они РАСПЯЛИ ЕГО НА КРЕСТЕ, но не достигли цели распятия - убить его. И заключением этого аята является то, что иудеи действительно не смогли убить его. Слова "но это только представилось им (чем-то) неясным" неправильно толкуются некоторыми богословами, которые говорят, что некий человек стал похожим на Иисуса (мир ему) и был распят вместо него на кресте. Кроме всего прочего, это противоречит обычаю арабского языка, согласно которому об этом человеке, который якобы принял образ похожий на Иисуса (мир ему), обязательно было бы что-то сказано. Эти слова означают только то, что это событие было для них неясным. Так же толкует этот аят и имам Рази в своём "Тафсир-е-Кабир".

Хотя они верят, что Иисус не умер на кресте, а впал в некий обморок, но потом очнулся и ушёл в восточные края проповедовать Евангелие... Но если они признают распятие, то с таким же успехом могут признать и смерть (так получается из контекста аята!)...
Опять же, сунниты (обычные мусульмане) верят в вознесение Иисуса на небо! Только представьте, они читают ОДИН текст Корана! А что если соединить два их мнения? Получится: распятый Христос вознесён на небо.
Видите ли, как всё неоднозначно? Поэтому не нужно торопиться с выводами, Сам Господь говорит в Коране о разных горе-толкователях: "...они объявляют ложью знание, которое не способны постичь и толкование которого еще не свершилось". (10:39) "Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (Коран). Все это — от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом". (3:7)]

Итак, очевидно всякому верующему и в Библию, и в Коран, что слова "не убили и не распяли" говорят о дальнейшем воскресении и вознесении к Богу Отцу. То есть Иисус не обратился в тление, как это бывает при обычном убийстве, но воскрес на 3 день. Написано "Не распяли", потому что это распятие произошло не по воле иудеев, которые насмехаются и издеваются над тем, что они "убили Мессию Иисуса, посланника Аллаха", а по воле Бога (как план) для спасения людей.
А теперь обратим внимание на Евангельские слова: "Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух." (Иоанна 19:30)
И на Коранические: "Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе..." (3:55) Всё предельно ясно: иудеи не убили Его, Он сам предал дух, Аллах упокоил его. А на третий день Он воскрес и Аллах вознес Его к себе! – Вот о чём говорит Коран! Если бы мусульмане и христиане имели друг к другу любовь, то они поняли бы это, а так... взаимная ненависть и вражда всё портят...
--------------------------------------
Подводя итог всему сказанному, можно сказать с уверенностью: Коран НИГДЕ и НИКОГДА не противоречит Библейскому (христианскому) учению о Сыне Божьем, Троице, Божественности Христа, о Его распятии и воскресении! Любое истолкование Корана в отрыве от Библейских свидетельств является противлением ясным словам Всевышнего Господа, Который сказал: "Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение" (4:136).
Бог будет судить мир через Сына Своего, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда Тот "приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов" (Лк. 9:27). В День Воскресения Господь "рассудит людей в том, в чем они разошлись во мнениях" (Коран 2:213), – и все ВРАЖДУЮЩИЕ узнают, что они напрасно ненавидели своих БРАТЬЕВ ПО ВЕРЕ и не покорялись велениям Божьим; ведь и Библия, и Коран – это Откровение Единого Бога.
И вот ещё знамение: главные Писания Авраамических религий (Тора, Евангелие и Коран) являют собой образ Пресвятой Троицы: Отец открыл Себя в Торе, Евангелие содержит откровение о Сыне Божьем, а Коран внушался пророку Мухаммаду Святым Духом.
Может быть, некоторые люди, читающие Писание Господа, многое не понимают и многое искажают (по разным причинам), но Бог остаётся чистым от этих измышлений, ведь Он даровал людям святое, неповреждённое Откровение, которое всегда учит добру, любви и единству. Нет противоречий между Писаниями Божьими, хоть кто-то их и видит; у Господа в Его мире всё продумано, правильно и последовательно, человек же из-за своих страстей и слепости ума склонен многое извращать. – Спасти от этого может только Дух Святой; никто, даже если все силы вселенной соберутся вместе, то они не смогут вразумить заблуждающегося человека без благодати Святого Духа.
Спасти нас может лишь один Аллах, Который возлюбил нас Совершенной Любовью и "отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Ему, Единому Премудрому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, да будет слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.


Рецензии
Спустил Бог мифов чудеса
С небес на смертных хохмы ради,
Под бубен веры чтоб плясать
Стал люд, мечтая о награде.

За бремя праведности рай
Рабам на срок бескрайне длинный
Сулит всех празднеств урожай
И оргий чудные картины!

31 мая 2023 года

Эльвира Константиновна Сазонова   31.05.2023 23:19     Заявить о нарушении