Талон на масло

Воспоминания глядят в глаза...
И смешные и нелепые и горьковатые на вкус...
В советское, не совсем далекое от нас время, в черте славного города Грозный,  был совхоз "Пригородный", плодово-овощного и мясо-молочного направления. Мы производили много чего хорошего- и овощей и фруктов и мясо и молоко, и куриное яйцо, и уток... Обо всем не расскажешь.
Ныне  совхоза нет, а земли распродали, разделили и вместо совхоза остались одни постройки и пустошь. Но  речь вовсе не о том. Трудилось в хозяйстве много народа, национальностей и вер разных.
Директором был лакец, главным агрономом был украинец, главным инженером- ингуш, главным зоотехником -чеченец, как вы знаете-это я, главным гидромелиоратором-армянин, главным бухгалтером-русский, главным экономистом тоже русская, парторгом-русская, рабочкомом-чеченка из села "Гикало", замом директора по хоз части-абазин... В общем, не всех перечислил, но совхоз был по настоящему интернациональным и руководством и в части рядового состава.
Руководство хозяйства думало  о трудовом коллективе, но и себя не забывало, при этом главным  был госплан, который необходимо выполнить.
На этом успешном фоне ответственности и изобилия даров производства под носом, все работники  нуждались в продуктах питания. Мы сдавали государству свою продукцию, получали за это зарплату, но в магазинах нечего было купить. Одни синюшные тушки цыплят, масло и мясо по талонам. По одному килограмму на работающего  в месяц. И вот в одно утро идет заседание директора, парткома и рабочкома. Делят талоны на руководящий состав. Всем специалистам по талону определили, лишь  заму директора по хозяйству- абазину, директор внес предложение  не давать талоны.
На вопрос, а почему, директор ответил.  "У него жена директор столовой  в городе, она там безо всяких талонов бесплатно всё имеет. Обойдутся"... Когда в кассе стали талоны выдавать, абазин не увидел своей фамилии  в списке. И причину назвали во всех подробностях. Он зашел к директору за объяснением, но получил от ворот  поворот. Его глаза пылали гневом, он выскочил из здания конторы и метался по двору, рассказывая всем про свою печальную историю. И отдельно, на ухо,  но уже только близким, кто не заложит. Первым попался я.
"Ты представляешь? Этот тавла(в переводе тавлин), этот кубганщик( в переводе мастер по изготовлению кувшинов), который пас овец(чабан) моих предков, приказал не выдавать мне талонов. Какое он имеет право лишать меня талонов, выданных райисполкомом и  государством? Вот скотина!
Больше он у меня дома черную икру с маслом и  с коньяком не будет жрать!
Это я ему обещаю. Можешь ему, если хочешь, передать..."
Но я не собирался передавать ничего. У меня было в распоряжении и масло и мясо, поэтому протянул ему талоны свои.
Но абазин  пуще прежнего распалился.
"Ты думаешь, мне талоны нужны...?!  Да мне перед женой неудобно, как это меня вычеркнули из списка. Как я это дома объясню? 
Значит, эта тавла меня не уважает!
Я ему еще покажу...!!"
Он еще долго пылал праведным гневом, потом, устав, предложил поехать на пруд, отдохнуть. Поехали.
Впоследствии он не раз вспоминал об этих талонах и каждый раз грозился, но уже  всех овцепасов (тавлинов),   примерно наказать...
Так и жили мы, смеясь и гневаясь по пустякам.
Как хорошо, что  масло нынче не  по талонам...


Рецензии