Мистические истории часть 7. По ту сторону кошмара

Сны. Они иногда уносят в сказочные райские кущи. Иногда заставляют нас грустить. А иногда словно пропадают и мы, проснувшись, ничего не помним из того, что видели. В какие-то дни сновидения похожи на настоящий кинофильм с совершенно фантастическим сюжетом — подобно сюжету американскому фильму «Очертания сновидений» (другой перевод — «Побег из сна»). А иногда они совершенно будничные и скучные. Бывают и жуткие сны — истинные кошмары, когда ты просыпаешься в холодном поту. Но когда наваждение схлынет, подобные сновидения вызывают смех. Ты твердишь себе, что всё это нереально, и погружаешься в повседневные заботы.

Можно ли во сне увидеть что-то такое, что потом можно будет воплотить в реальности? История со скрипичной сонатой «Трель Дьявола» композитора Джузеппе Тартини известна, наверное, практически каждому более-менее просвещённому любителю музыки. Во сне к Тартини пришёл сам Дьявол и, взяв в лапы скрипку, показал композитору мастер-класс игры, сыграв фантастическую сонату. Тартини и записал всё, что запомнил, создав лучшее своё произведение.

У меня был похожий случай, только всё выглядело совершенно иначе. Когда я учился в школе имени Коки, однажды мне приснилось, что в школе устроили конкурс юных пианистов, на котором нужно было сыграть современное музыкальное произведение. И я проиграл этот конкурс своей однокласснице Свете, которая вышла на сцену с каким-то совершенно модерновым фортепианным этюдом, в нотах которого я увидел странного вида окружности и стрелки. Я не смог запомнить ни одной ноты этого этюда, помнил лишь, что повторяющиеся ноты одной мелодической фразы игрались с резким ускорением и последующим таким же резким замедлением.

Так вот. В студенческие годы я для камерного композиторского диплома начал писать цикл фортепианных этюдов — виртуозных пьес для концертного исполнения. И в первом из них неожиданно для себя начал использовать подобные ускорения и замедления. Но что было делать с  резкими быстрыми переходами по произвольным клавишам вверх и вниз? И тут я вспомнил тот самый детский сон. Картинка полностью сложилась. Я на экране компьютера увидел, когда набрал этот этюд, именно то, что видел и слышал во сне.

Этюд, кстати, называется «Полтергейст».

Но бывают иные сны. На самом деле мистические. После которых ты не понимаешь, где реальность, а где вымысел. Где откровение, а где бред. Где жизнь, а где небытие.

В далёком 2005-м году на отдыхе в Крыму я познакомился с женщиной. Надя была ненамного старше меня. Мы совершенно случайно поехали на одну и ту же экскурсию, до этого не замечали друг друга. А там, на Ай-Петри, куда мы поехали, между нами пробежала такая искра, что обзавидовались бы и аппараты великого Николы Тесла для передачи энергии на расстояние. И это был не курортный роман. Мы с Надей встречались и в Москве, искренне хотели связать свои судьбы. В мою последнюю с ней встречу, это было 29-е декабря, мы договорились, как и где будем вместе встречать новый год.

Но так случилось, что Надю я больше никогда не видел. На следующий день я не смог дозвониться до любимой, а несколькими днями позже её сестра позвонила мне и сообщила, что Надежда в коме в госпитале имени Бурденко, что к ней никого не пускают, даже мать, и что шансы выкарабкаться минимальные. Оказалось, что она скрывала от всех, кроме матери, своё состояние здоровья, а у неё периодически бывали приступы гнойного воспаления мозга. Дважды её вытаскивали из этого состояния, но доктора были категоричны: третьего раза Надя не переживёт. И она, медик, всё время «превентивно» колола себя сильнодействующими антибиотиками. Которые перестали действовать. Когда начался очередной приступ, оказалось, что помочь уже ничего не может. Через три месяца Надя скончалась, так и не придя в сознание.

Я помню день, когда я узнал о смерти Надежды. В последующую ночь я долго не мог уснуть. А когда всё же сомкнул глаза, то какое-то время спал совсем без сновидений. Но потом...

У американского писателя-фантаста Роберта Силверберга есть рассказ «Что-то ужасное вырвалось на волю». В нём инопланетное существо попало на земной корабль и пыталось телепатически достучаться до людей, чтобы те его привезли обратно домой. Но в бодрствующем состоянии земляне были невосприимчивы к потугам инопланетянина сообщить о своём присутствии. Зато во время сна человеческий мозг оказывался открытым для контакта с инопланетным разумом. Вот только сны при этом становились жуткими кошмарами, когда человек не понимал, где явь, а где сон. И позже, на Земле, попав в госпиталь, инопланетянин, совершенно того не желая, губит нескольких людей, лежащих без сознания, в коме или под наркозом.

Я вспомнил этот рассказ Силверберга, когда наконец-то пришёл в себя после того сна. Он был не просто реальным. Я видел буквально каждый листик на деревьях вокруг. Каждую деталь проезжавшей мимо машины. Каждую черту лица прохожих, которые куда-то спешили. И всё было в пугающем 3D формате. Как в жизни.

Я стоял на московской площади Пушкина. Недалеко от знаменитого памятника работы Опекушина. Был жаркий летний полдень. Примерно такой же знойный, как тогда, в Крыму, когда мы с Надей на экскурсии поняли, что нашли друг друга. Вокруг было много народа — кто-то спешил на работу, кто-то праздно шатался, а кто-то весело играл с детьми на аллее, ведущей к кинотеатру «Пушкинский». Машины, троллейбусы и автобусы шелестели по Тверскому бульвару и Тверской улице, окружающий мир был заполнен типично московской суетой.

И вдруг прямо напротив памятника тормозит «Новое жёлтое такси». Задняя дверца открывается, и мне навстречу идёт моя Надя. Я бросаюсь к ней, обнимаю её, вдыхая незабываемый запах её духов, и говорю срывающимся голосом:

— Надюша! Как же так! Ты умерла, этого не может быть!

— Милый! Не верь тем, кто про меня говорил гадости! Кто тебе сказал, что я умерла? Я жива, я с тобой! И я люблю тебя!

Я проснулся практически сразу. Было уже часов восемь утра. Комнату наполнял неяркий серый свет — за окном стояла типично московская пасмурная погода. Но я не спешил включать электрическое освещение. Я не понимал, где сон, а где реальность. Мне казалось, что именно в тот момент я сплю, а несколькими минутами раньше был бодр и полон сил.

И уже спустя девять дней я понял, что это было. Всё это время меня словно обволакивало тепло, которое исходило неизвестно откуда. Словно кто-то радовался со мной каждому новому дню. Как будто некто меня обнимал, прижимаясь всем телом и даря своё тепло. Надина душа была со мной, и я это чувствовал. Это было и прекрасно, и мучительно больно.

Но во сне больше она ко мне не приходила. А через девять дней эти ощущения прекратились. Душа Нади улетела в иные миры. И я надеюсь, что она попала в тот мир, где нет забот и тревог и слышна ангельская музыка, прекраснее которой ничего в мире нет и быть не может.

Так что же есть сны? Пустые картинки, которые наш мозг домысливает за нас, когда мы отдыхаем? Или один из способов общения с иными мирами?

Ответа на этот вопрос человечество пока что так и не нашло.


Рецензии