Пьяные гуси
Эту историю уже как-то описывали в белорусском юмористическом журнале "Вожык". Но я её не читала. А вот слышать- слышала, но уже и не помню-от кого. Скорее всего, кто-то из знакомых пересказывал за каким-нибудь праздничным столом.
Если бы я родилась и жила всю жизнь в Беларуси, я бы написала эту историю на белорусском. Очень уж мне нравится белорусский язык. Кстати, к большому сожалению, белорусский язык-вымирающий.
Я же крымчанка-учила в школе украинский язык. Который тоже люблю, как и польский, где мне посчастливилось жить несколько лет и закончить там среднюю школу-в военном городке на севере этой страны. Отец был военным.
Вот на белорусском языке деревня называется ласково-вёска.
Некогда была такая вёска в Могилёвской области Осиповического района. Называлась она Вязычин. Сейчас, к сожалению , от этой вёски уже ничего не осталось. Но есть те, кто там родился, вырос... и кто помнит эту историю... с гусями.
Рассказала мне её давняя знакомая на свой день рождения, угощая подруг замечательным домашним вишнёвым вином. Я, если честно, вообще не пью. Хотя, если очень уж близкий круг друзей, то предпочитаю любимое крымское вино. Любое, главное, чтобы было крымским... Так вот-согласилась на вишнёвое, потому как очень уж люблю вишню. В Крыму ведь родилась. А в Крыму спелая вишня-это такое лакомство!
А подругу зовут Валентиной Лопатиной. В деревне Вязычин жили её родственники -по отцовской линии. Валентине было тогда лет 5-6. Было лето, и Валя была в гостях у деда с бабушкой-очень трудолюбивых, работящих людей, собственно как и все весковцы.
Всё, что было потом у них на обеденном столе, выращивали сами. Поэтому -с утра до ночи кипела у них работа, как в колхозе, так и дома, отсюда и достаток был. И было у них большое хозяйство. Среди всякой домашней живности, насчитывалось аж 100 штук гусей. Ровно 100- крепких, обычных деревенских гусей. Пастись- их выгоняли каждое утро на небольшой пруд с луговиной, а вечером загоняли в большой сарай.
В тот день все в семье были очень заняты приготовлением к важному семейному событию-свадьбе. Кто-то из молодых Лопатиных на следующий день должен был жениться. А накануне дед второпях выставил в сад под дерево большой таз с остатками домашнего виноделия- вишнёвые косточки и жмых. Ветви дерева прикрывали таз и о нём временно забыли.
Вечером пригнали домой гусей, и так как в сарае что-то ещё делалось по хозяйству, гусей до ночи оставили в саду. Гуси разбрелись по саду и, конечно, кто-то из гусаков распробовал пьяный вишнёвый жмых. Громко гогоча, позвал других. Начался гусиный пир. Вскоре таз оказался пустым, а гуси...Гуси опьянели так,что тут же крепко уснули. По всему саду они лежали, словно мёртвые.
Дед первым увидел "мёртвых" гусей. Позвал остальных родственников, кто был в доме. Если сказать, что все были просто удивлены, это ни о чем не сказать. Все были просто в шоке. Ведь гусей было не 10 и не 50....их было ровно 100! И все они лежали по всему саду. И ни один из них не шевелился.
Больше всех была в отчаянии бабушка. Она глазам своим не верила и причитала на всю деревню: "Гуси вы мои-и-и...Гусички, мои родненькие, и на кого вы меня покинули-и-и-и..." Дед бросался от одного гуся к другому, хватал их, тряс за лапы, шею, но гуси... были мертвецки пьяными. Но дед ведь не знал об этом!
Тут вспомнили, что как раз у соседей квартиранты-студенты-медики. Два будущих врача-хирурга снимали комнату. Дед и побежал за будущими врачами. Парни взяли одного гуся...осмотрели... Общипали, сделали вскрытие ...и вынесли свой медицинский вердикт: "Гусь мёртв. Умер от сильного отравления!" В желудке обнаружили что-то чёрное...
Вот же горе было бы деду и бабе, если бы не свадьба. Некогда было им сейчас слёзы лить. А гусей...гусей общипывала вся деревня. Хоть перо на подушки пойдёт, раз мясо нельзя употреблять .Общипанных гусей сложили на дне какого-то оврага за вёской, чтобы после свадьбы всех сразу спалить. Как приказали сельчанам практиканты -будущие врачи-хирурги.
На следующий день была свадьба. Во дворе выставили столы. Шли последние приготовления... Ждали гостей аж из Минска. Собирали жениха, чтобы все близкие родственники и друзья могли бы поехать за невестой...и вдруг... Валя, которая залезла на забор ворот дома, чтобы не пропустить гостей...вдруг услышала какой-то гул...Гул всё приближался и приближался...Валя подумала, что это так гости едут и громко позвала всех к воротам: "Едут! Быстрее идите сюда! "
Из дома выбежал жених, родственники и все вышли за ворота на улицу.
А там-вся деревня уже повыскакивала... То, что увидели все жители и приезжие в тот день, осталось навсегда в их памяти, пересказанное много и много раз, и как испорченный телефон, потом уже по-разному переиначенное.
Из-за пригорка, по улице шло стадо гусей. Общипанные, голые, на кривых лапках...но громко гогочущие. Их вёл вожак-такой же общипанный, слегка окровавленный, назидательно гогоча на всю деревню Вязычин.
Они шли домой. Шли, словно главные гости, которых позвали на свадьбу.
Сельчане с двух сторон стояли цепочкой и на их лицах читалось жуткое удивление...99 гусей -целая вереница, как ручеёк протекали в открытые свадебные ворота.. .без перьев, без крыльев, похожие на непонятных фантастических птиц!
Они, громко гогоча, словно приветствуя всех и поздравляя с таким важным днём, прошли во двор, мимо свадебного большого длинного стола и скромно зашли в свой сарай...
Что потом с ними случилось дальше? Думаю, раз эта история произошла более 60 лет назад, а деревни Вязычин уже почти не существует, пусть каждый для себя ...мысленно допишет эту историю с гусями. С девяносто девятью гусями из белорусской вёски.
А Валентина Лопатина- рассказывала нам эту историю так, что мы не могли удержаться от хохота. Может ещё и потому, что её монолог был на родном белорусском языке.
И дед, и баба , и гусаки- у неё все они разговаривали на её родном диалекте, просто и ласково. Как "трапкай па бруху!"
И движения её-были то за гусаков, то за себя-маленькую, то за бабу с дедом...
А вот саму свадьбу она не запомнила. Запомнила только на всю жизнь этих гусей, из своего далёкого белорусского детства.
Минск.
Свидетельство о публикации №221020501591