Счастье в понимании Шопенгауэра

Не раз приходилось слышать от обывателя такое выражение: "Я отношусь к жизни философски". Что вкладывается в это понятие? Чаще всего люди путают философское отношение к жизни с пофигизмом и легкомысленным отношением к ней. Для того, чтобы иметь смелость утверждать, что ты относишься к жизни философски, нужно прежде всего понять, как относились к жизни философы.
Особой яркостью и индивидуальностью обладал немецкий философ Артур Шопенгауэр. При этом он не был признан современниками блестящим умом. Большей частью потому, что дерзко критиковал философию своих коллег по ремеслу, в том числе и философию Канта.
Для меня сочинения этого оригинального философа представляют особую ценность именно потому, что идут вразрез с распространённым мнением. Читая его труды, я прихожу к мнению, что его философия мне ближе всего, и по сердцу. Возможно, что у нас одинаковый темперамент, который даёт возможность понимания между людьми.
Философ так рассуждает от счастье:
" Индивидуальностью человека заранее определена мера возможного для него счастья. Границы его духовных сил раз и навсегда устанавливают его способность к возвышенным наслаждениям. Если они узки, то напрасно будут все усилия извне, бесполезно будет всё, что могут сделать для него люди и счастье: он не в состоянии будет переступить меру обычного полуживотного человеческого счастья и довольства; уделом его останутся чувственные наслаждения, благодушная и безмятежная семейная жизнь, низкое общество и вульгарное времяпрепровождение. Даже образование и не может сделать очень многого для расширения его кругозора, хотя некоторых результатов оно и достигнет. Ибо высшие, разнообразнейшие и наиболее прочные наслаждения, это - духовные, как бы мы не обманывались на этот счёт в молодости; а эти удовольствия зависят главным образом от духовных сил... При внутреннем богатстве человек не требует слишком многого от судьбы. Напротив, глупец остаётся глупцом до конца дней своих, хотя бы он очутился в раю и был окружён гуриями..."
И далее:
"Человек с богатым внутренним миром, находясь в совершенном одиночестве, получает превосходное развлечение в своих собственных мыслях и фантазиях, тогда как тупицу не оградит от смертельной скуки даже постоянная смена компании, зрелищ, прогулок и увеселений. Добрый, умеренный, миролюбивый человек может быть доволен и в бедности, тогда как алчного, завистливого и злого не удовлетворит любое богатство. И для того, кто постоянно наслаждается своей необычной, выдающейся в духовном отношении индивидуальностью, большинство наслаждений, к которым все стремятся, совершенно излишни, даже крайне нежелательны и тягостны..."
Сократ при виде разложенных для продажи вещей и предметов роскоши, заметил: "Как много, однако, существует такого, в чём я не нуждаюсь".

"Для счастья нашей жизни первое и самое существенное условие составляет то, что мы есть, наша личность; и это уже потому, что она действует всегда и при всех обстоятельствах. Она не подчинена судьбе и не может быть у нас отнята...
Несчастным будет тот, в ком решительное преобладание имеют интеллектуальные силы и кто в то же время должен оставлять их без развития и употребления, для того, чтобы заниматься обыденными делами, где они не нужны, или даже физическим трудом, для которого он недостаточно крепок...
Разумнее стремится к поддержанию своего здоровья и развитию своих способностей, нежели к приобретению богатства; отсюда не надо, однако, делать ложного вывода, будто мы не должны заботиться о приобретении необходимых и приличных средств...
Тем не менее люди более хлопочут о богатстве, чем об умственном развитии, хотя очевидно, что то, чем является индивид, гораздо важнее для нашего счастья, чем то, что он имеет. Мы видим много людей, неустанно работающих, как муравьи, с утра до вечера занятых приумножением своего уже существующего богатства. Они не знают ничего, вне узкого кругозора нужных для этой цели средств; ум у них пуст и потому не восприимчив ко всему остальному. Для них не доступны высшие, духовные наслаждения, которые они напрасно стараются заместить теми мимолётными, чувственными, мало времени, но много денег требующими удовольствиями, какие они себе иногда позволяют. Под конец, в результате своей жизни, если судьба им улыбалась, они имеют перед собой кучу денег, которую оставляют своим наследникам для дальнейшего приумножения или расточения. Подобный жизненный путь, хотя он и был пройден с серьёзной и важной миной, столь же глуп, как и тот, что прямо имел своим символом дурацкий колпак".

"Пустота внутреннего мира, пошлость сознания, бедность ума побуждают людей искать общества, которое опять же состоит из таких же лиц, ибо "подобное тяготеет к подобному". И вот начинается совместная погоня за забавами и развлечениями, которых ищут сначала в чувственных наслаждениях, во всякого рода удовольствиях, и наконец, в распутстве. Причина страшного мотовства заключается в той скуке, какая возникает от духовной бедности и пустоты... Юноша тщетно пытается заменить внутреннее богатство внешним, желая всё получить извне, подобно старцам, которые пытаются укрепить свои силы испарениями молодых девушек. Таким путём внутренняя бедность приводит к бедности и внешней."

Артур Шопенгауэр "Афоризмы житейской мудрости"


Рецензии