Византийские тайны церкви села Пилипы

Что общего у сельской церкви с храмом Христа Спасителя и Большим Кремлевским Дворцом и почему она светится в сумерках

 Все, кто бывали в селе Пилипы Каменского района Воронежской области или хотя бы проезжали мимо за последние сто с лишним лет, могли видеть храм, сложенный из красного кирпича, с кованными оконницами, арками и капителями колонн, встроенными в стены, на которых выложен орнамент.

До сих пор точно неизвестно время постройки Казанского храма в Пилипах – то ли конец XIX века, то ли начало XX, кто был архитектором и почему храм построен в стиле, который специалисты называют византийским.
Каменский краевед Фёдор Воробьёв рассказывал, что Казанский храм села Пилипы был включен в региональный список памятников историко-культурного значения в 1995 году: «Эти сведения можно узнать из постановления администрации Воронежской области № 850 от 14 августа 1995 года. В сведениях о дате постройки значится 1914 год, когда в сельском приходе провели первую инвентаризацию, хотя начало строительства, начало работы храма и первая инвентаризация – это далеко не одно и то же время».

 Сельский библиотекарь Елена Гончарова и её муж Владимир Гончаров, коренной житель села Пилипы, рассказали о том, как крестьяне сами делали кирпич для построек, который, по рассказам старожилов, делали и для Казанской церкви: «На окраине села, в местечке, которое называют Горны, крестьяне обжигали кирпич, который сами и делали из красной глины – её брали неподалеку от храма Казанской Божьей Матери. И сейчас там можно увидеть место, где эта глина выходит на поверхность».

По рассказам, местных жителей, когда начали строить храм, местные жительницы приносили в подолах куриные яйца, которые добавляли в раствор для прочности. Как добавила Елена Гончарова, в прошлом церковь подвергалась нападению вандалов, горела: «Уже после войны колхозники хотели использовать ворота храма для хозяйственных нужд, на тракторе пытались их буквально выдрать из кирпичной кладки. Но кованые ворота устояли, хотя их повредили. В 90-е годы храм подожгли местные дебоширы, внутри выгорели остатки росписи на стенах. Потом от урагана провалился деревянный купол и крест накренился, повис на цепи внутрь, и его почти не видно».

Протоиерей Александр Долгушев поделился своими сведениями о Казанском храме в Пилипах: «Церковь Казанской Божьей Матери в селе Пилипы была освящена в 1911 году. Точные даты строительства здания, к сожалению, не сохранились, известно только, что первая инвентаризация церковного имущества датируется 1914 годом. Священник, служивший в этом храме, — Андрей Яковлевич Карманов, 1892 года рождения, был репрессирован в 1932 году и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых работ».
 Отец Александр также рассказал о том, как строили храмы в то время. Эту информацию ему удалось узнать, когда с 1988 по 2007 годы он служил благочинным Острогожского церковного округа: «В те времена строили долго, на века. Кирпич, который делали вручную в самих сёлах, обжигали в печах. Потом покрывали специальной глазурью для того, чтобы стены дольше сохранялись от непогоды. На кирпичах Пилипянской церкви есть такая глазурь. Когда я еще служил и ездил в село Пилипы, в темное время суток часто видел, как при попадании света фар машины стены отсвечивали бледноголубым оттенком, то есть глазурь отражала свет. На окнах и воротах установлены кованые железные рамы – оконницы и ворота. Все гвозди, вбитые в стены, также выкованы вручную. Жаль, что теперь этот необыкновенно красивый храм постепенно разрушается, зарастает. И остановить это некому».
 Протоиерей добавил, что храм, построенный почти в таком же стиле и в то же время, как и церковь в Пилипах, стоял и в Белогорье, но был разрушен в начале ХХ века.

Владимир Климов, архитектор Каменского района с 1973 по 2000 годы, рассказал, как в Воронежской губернии появился византийский стиль и почему он мог добраться до отдаленного села: «Архитектором церкви в селе Пилипы мог быть Иван Афанасьев. В Воронежской губернии Иван Николаевич занимался церковным строительством с 1899 по 1917 годы. Сведения об этом человеке скупы. Известно, что Иван Афанасьев родился в 1859 году в Курской губернии в семье дворян, умер предположительно после 1924 года». Как уточнил Владимир Климов, в числе проектов, разработанных архитектором Афанасьевым, есть построенные в Воронежской губернии храмы – Воскресенский собор в Белогорском монастыре в 1916 году, Ильинская церковь в слободе Россошь Острогожского уезда, строительство которой велось с 1897 по 1916 годы.
«Иван Афанасьев был архитектором и нескольких каменных церквей в сёлах Валуйского и Острогожского уездов Воронежской губернии, но каких именно – уточнить сложно, эта информация утрачена. Надо не забывать, что в то время территории нынешних Россошанского и Каменского районов входили в Острогожский уезд», добавил Владимир Алексеевич.
Как пояснил каменский архитектор Владимир Климов, Иван Афанасьев был учеником воронежского архитектора Александра Кюи, жившего с 1824 по 1909 годы, который, в свою очередь, был учеником архитектора Константина Тона, жившего с 1794 по 1881 годы, создателя русско-византийского стиля в русской архитектуре. Самые известные постройки Тона – храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Его ученик  Александр Кюи с 1854 года жил в Воронеже, где был городским, а потом губернским архитектором. Он спроектировал памятники Петру Первому, Алексею Кольцову, был автором проекта Владимирского собора, который выполнил в 1889 году. Этот собор был построен также в византийском стиле. Его строительство шло с 1894 по 1909 год, отделка продолжалась до 1918 года. Владимирский собор взорвали в 1931 году.

                Все началось 130 лет назад


 Почему появление Казанской церкви в селе Пилипы, построенной в византийском стиле, может быть связано с юбилеем крещения Руси?
«В 1888 году праздновали 900-летие крещения Руси. К этому юбилею по всей России начинали строить новые храмы. А так как князь Владимир перенял христианскую веру именно от Византийского государства, многие храмы начинали строить именно в этом стиле. Начнем с того, что Владимирский собор в Воронеже, построенный в русско-византийском стиле, названный в честь князя Владимира, впервые упоминается в 1888 году – в 900-летие крещения Руси. Его архитектором, как мы уже говорили, был Александр Кюи.
А строительство Владимирского собора в Воронеже завершили уже под надзором епархиального архитектора Ивана Афанасьева, поскольку в 1909 году Кюи скончался. Если учесть, что в биографии Ивана Афанасьева упоминается строительство каменных церквей в Острогожском уезде, в который входила территория нашего района в те годы, появление храма, схожего с более известными сооружениями, в крупном селе, где тогда жили более двух тысяч человек, вполне объяснимо», - высказал свои предположения Владимир Алексеевич.
 Владимир Климов так же подчеркнул, что основные составляющие византийского стиля в русской архитектуре ясно видны в Казанской церкви села Пилипы: «Это стены, сложенные из кирпича с прослойками раствора, в который часто добавляли куриные яйца для прочности, облицовка кирпичами с темным и светлым оттенком, аркады и колонны с капителями, круглыми куполами и квадратным основанием, окна с округленным верхом, по два или три кряду. Всё это мы можем увидеть и в здании храма, находящегося в селе Пилипы. А светоотражающая глазурь, рецепт которой, скорее всего, утрачен, могла символизировать праздник крещения Руси.

Татьяна Шевцова, уроженка села Пилипы, надеется, что пилипянам удастся сохранить Казанский храм для потомков: «Можно ли восстановить наш Казанский храм? Думаю, метод консервации для этого здания вполне подошел бы. Для реставрации нужно много денег, да и зачем трогать то, что так величаво сохранило время? Если наш храм просто привести в порядок – убрать внутри мусор, стереть нацарапанные нецензурные надписи с кирпичей, поднять крест и законсервировать для потомков, это было бы большим вкладом в культурное наследие и Каменского района, и Воронежской области. Ведь наш храм – единственный сохранившийся в районе из построенных в византийском стиле в своём первоначальном облике и может стать знаковым объектом для паломников и туристов.
 Нина Сафонова. Фото автора: храм Казанской Божией Матери в селе Пилипы. 2018 год.


Рецензии