Тайны Фарного костёла

Рецепт бальзамирования тела Сталина брали из усыпальницы князей Радзивиллов.

*Семья Радзивиллов - одна из самых известных аристократических родов Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

***
Я бы и не обратила внимание на этот костёл, стоящий на тот момент в ремонтных лесах. После костёлов Львова, Гданьска, Варшавы и Кракова- этот костёл ничем особенным не выделялся. Просто, дорога к Несвижскому замку, который я с детьми собралась увидеть после Мирского замка, проходила как раз мимо него.

Был летний вечер и костёл уже закрыли... Я протянула руку с фотоаппаратом через железные прутья высоких ворот костёла, чтобы сфотографировать статуи в нише, как услышала за своей спиной ласковое: "Да вы проходите во двор. Там сфотографируете полностью весь костёл."

Я обернулась. Передо мной стояла хрупкая улыбающаяся женщина. В руках она держала обыкновенную метлу и, видимо, в данный момент чувствовала себя гостеприимной хозяйкой.

Мои дети -сын и дочь чуть отстали, и как я поняла, не очень-то хотели заходить в почти закрытые ворота. Но я прошла. И женщина с метлой прошла за мной следом. Это был последний мой взгляд на её орудие работы, потому как дальше я была уже настолько увлечена её рассказом о костёле, что видела только то, на что она показывала другой свободной рукой.

А показывала она на центральные двери Фарного костёла (церковь Божьего Тела), так назывался этот костёл, одна из крыш которого была ещё в лесах и везде шли реставрационные работы. Женщина показала на двери, которые были уже наглухо закрыты.

Когда смотришь на старые двери, то возникает странное ощущение, что вот она-машина времени. Её не нужно изобретать. Дверь расскажет тебе о многом. Для двери этого костёла выражение: "о многом" -как-то не очень подходило. Потому как рассказала она о самом Главном, о том, как верно служит уже несколько столетий тем, кто навсегда остался за нею, но кого когда-то она видела в движении, в радости, в печали- с чувствами и без... Она когда-то ИХ всех выпустили за это крыльцо, чтобы потом однажды ОНИ всё равно оказались по другую её сторону--во чреве Вечного Упокоения, где адская машина времени делает своё дело...

Женщина- тихим, льющимся голосом рассказывала о последнем приюте Радзивиллов-потомков магнатского рода, которым и принадлежали замки Мира, Несвижа.

Маленькая женщина всё говорила-говорила, увлекая за собой не на крыльцо, а мимо него -за округлое здание костёла... И я боялась что-то спросить, задать лишний вопрос, только бы она не ушла совсем, не оборвала нить своего монолога, продолжала этот вечерний разговор о прошлом костёла. И её рассказу я была потрясена.

Это бывает, когда идёшь просто так своей дорогой, и вдруг дорога эта неожиданно обрывается, и перед тобой оказывается скалистый берег шумного моря. И ты точно знаешь, что здесь его, по всем приметам-не должно быть, иначе бы ты не пошла этой дорогой. Но вот оно- у твоих ног, пугающее своим шумом и брызгами холодных волн... Здесь же моря не было, но чувства оставались похожими даже тогда, когда проходили мимо местного озера у замка Несвиж...

А потом она показала то, что обычным экскурсантам здесь редко показывают. Чуть приоткрыв деревянные ставни низкого, почти у самой земли подвального окна, она, присев на корточки, протянула руку в серую пустоту, и тут щемящий мрак, вперемежку с сыростью, вдруг стал рассеиваться, и я с моими детьми, которые уже подошли ко мне, удивлённые моим долгим отсутствием, увидели, что там, почти у самой стены, стоял чёрный гроб, рядом ещё один и надписи на крышке прочитала эта женщина...

Последний раз усыпальницу великих людей я видела в Вавельском замке Кракова. А под этими чёрными от времени и от сырости крышками гробов лежали мумифицированные останки тех, кого когда-то знали элитные дворы Литвы, Польши, Беларуси. Всего их в подвале костёла насчитывается 72.

Самая большая достопримечательность родовой крипты Радзивиллов -саркофаг, с почти выцветшим текстом легендарного Станислава Радзивилла по прозвищу "Пане Каханку", которого и сейчас называют Казановой рода Радзивиллов, по легенде возлюбленная у него была красавица-русалка...

Я с удивлением слушала мою собеседницу, которая с подробностями и умилением- коротко рассказывала историю рода Радзивиллов. Так в следующем окне- указала рукой на обычный стул со спинкой." Вот на этом стуле совсем недавно сидела у гроба своего отца-Альбрехта Антония Радзивилла, в свой седьмой приезд после 1935 года- прямая наследница замка Эльжбета. Мать её была британкой. Родилась Эльжбета в роковой 1917 год...Родители разошлись в 1921 году и Эльжбета была у отца очень редко...

Любовных интриг в семье Радзивиллов было много, со слов рассказчицы, но я их не запомнила. Просто имена были мне совершенно незнакомы и я хоть и старалась удержать их в памяти, но по приезду домой в Минск, всё как-то растворилось среди других ярких впечатлений поездки.

Единственное, кого запомнила , так это, конечно, имя-Чёрная Дама -так называют здесь местное привидение замка. Чёрная Дама -дух Барбары Радзивилл, которая по местной легенде была отравлена матерью короля Польши... А сама Барбара была женой короля Речи Посполитой Сигизмунда Августа. Под впечатлением от этой легенды, я не удержалась и написала такую зарисовку в рифме:

Чёрная Панна Несвижа.

В Несвижском замке легенда живёт.

Ночью туманна дорога.

Странная дама  по парку бредёт,

дивная панна знатного рода.

Лик этой панны  виден не всем,

и силуэт её чёрный...

Короновали её декабрём,

в мае -легла она в гробе.

Вильня прощалась. Cмотрел Гедимин

мраморным профилем-грешный...

Плакал на площади древний собор,

суженный плакал -король безутешный.

Рядом стояли их замки в Литве.

Барбара- вдова молодая.

И Сигизмунд был в те годы вдовцом,

Польша на трон ожидала...

Нежная  страсть их при встречах  росла,

тайна же связи открылась...

Бона Сфорца- мать короля

жутко тому возмутилась.

В Кракове тайно венчались они.

Сила любви -выше Бога

Им бы прислушаться к тем,

кто вблизи,

им бы рассудка немного...

Монти- аптекарь яд подсыпал

Барбаре из Радзивиллов,

рода, которого мать короля

считала лишь просто - интригой.

***

Вот они руки- судоржно сцеплены,

Кожа в зловонном гною...

Все отреклись, только Он дни и ночи

Врачует Барбару свою...

Август светлейший, король величавый

не отходил ни  на миг.

В замке Вавеля-в Кракове старом

был он в любви той велик...

Годы прошли. И столетья промчались.

Стёрлись давно их следы...

Несвиж, уже подзабытый Европой,

замок, где жили князья-короли.

Гроб в кафедральном соборе -на Вильне.

Cвечи горят ночью, днём...

Только вот Барбара бродит и ныне

В замке своём родовом.

Я, к сожалению, не запомнила имени этой женщины-рассказчицы, хотя спросила в конце импровизированной экскурсии, как её зовут. Назвалась она очень редким именем, почти итальянским...Я сфотографировала её на память у костёла, и не забыла положить ей в ладонь небольшую плату за её внимание ко мне.

Дома просмотрела в интернете об этом костёле и с удивлением прочитала информацию про то, что в далёком 1953 году в Фарный костёл приезжали гости из Москвы.

Понятное дело, что в памятном 53 году -("холодное лето 53-го"-так и напрашивается) умер Сталин. И московские гости, видимо, и спускались в усыпальницу костёла, чтобы попробовать разгадать состав бальзамирования усопших родовой крипты Радзивиллов. Ведь всем было известно, что почти до конца 19 века умерших из княжеского рода бальзамировали по рецепту, который привёз из Египта Николай Христофор Радзивилл по прозвищу "Сиротка".

Но потом рецепт был утерян, и вот уже москвичи занялись изучением состава, которым были пропитаны мумии (ведь ещё в 1937 году гробов в склепе было 102, а на сегодняшний день их -72)... Занялись изучением, чтобы понять состав бальзамирования для сохранения тела "вождя всех народов", тела того, кто однажды приложил руку, чтобы здесь, в Западной Беларуси не осталось памяти о княжеском роде Радзивиллов.

Египетский рецепт был разгадан, но был ли он использован на самом деле для бальзамирования тела Сталина, информации мало. Но сам факт посещения московских учёных усыпальницы Радзивиллов- неоспорим.

И, конечно, если даже вскользь говорить о Фарном костёле, то надо вспомнить и историю замков Радзивиллов в Беларуси. Ведь она, как в зеркале отражает и времена, в котором жили беспокойные и неугомонные их хозяева. Но это уже другая интересная и в то же время очень длинная история...

А ещё, о чем вскользь хотелось бы напомнить, так это то, что замок не обошла и Первая мировая война. И, как оказалось, последний её владелец охотно помогал русским войскам, размещая у себя в замке Несвиж госпиталь.

Просматривая в интернете информацию о замках Радзивиллов, я, конечно, постоянно вспоминала ту женщину, которая встретилась мне у ворот Фарного Костёла. Было такое впечатление, что она поджидала меня уже не час и не два... Среди кучи информации мне попалось и имя Янины Шидловской, которая заменяет здесь и сторожа, и экскурсовода...и которая уже издала несколько книг о роде Радзивиллов.

Тихий, вкрадчивый голос, хорошее знание темы, особенная образная окраска всего, к чему прикасался её взгляд и того, чего не касался, а словно был вынут из забвения...

Было такое впечатление, словно та самая адская машина времени, эта старая скрипучая дверь Фарного костёла незаметно открылась и выпустила к воротам... Чёрную Даму Несвижа или ту самую возлюбленную Пане Каханку-русалку....кто знает... Ведь летний день уже приближался к концу, и над озером у замка поднимался туман...
Заметка печаталась на сайте газеты "Туризм и отдых" (Беларусь)
Есть она на моем канале Яндекс Дзен

переписала из старых заметок 12.02.2020.


Рецензии