Север 3. Дела заполярные-43. ч. I
Я как-то поймал себя на мысли, когда пристрастился к «путешествиям в прошлое», углубляясь в чтиво «Красной звезды» образца 1939 года - каким-то «компактным» представился мне тот мир. Ты в мгновение переносишься из Германии в Японию, а тут и до Китай в «одно мгновение ока»! И Англия, вешающая «лапшу на уши» Польше, оказались под рукой, и Италия, как на «блюдечке с золотой каемочкой» «бодается» с французами за африканские колониальные «барыши»! А тут еще незначительным усилием перстов по «мышке», и ты уже на Карельском перешейке с очередным героем преодолеваешь студеное, так и не замершее зимой, болото… Из Азии в Америку, из Америки в Европу… И все оказывается связано единством причин и следствий лавины мгновенно сменяющихся событий с диаметрально противоположной трактовкой внутреннего их содержания… А дни при этом, как мгновения, и тысячекилометровые расстояния в пределах монитора…
Вот и «Хроники Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре» оказались под стать «Красной звезде» - суровая военная Арктика «виртуально» предстала неожиданно «уютной». Все «вырванные» мной «цитаты» из «Хроник» отражают череду прямых и косвенных событий - параллельных и последовательных, но в контексте обеспечения ленд-лизовских союзнических конвоев из Англии в северные порты Советского Союза.
Обстановка на фронте в советском Заполярье во второй половине 43-го прибывало в кажущемся динамическом равновесии противоборствующих сторон с дефицитом сил для перелома этого равновесия в чью - либо сторону, но это на суше, что не скажешь о положении на «воде и воздухе». Вот как преподносится эта ситуация в «Ведениях» в 4 и 5 выпусках «Хроники» от 1947 и 1949 годов:
«Движение англо-американских конвоев между портами Англии и северными портами СССР было временно прекращено. Последний конвой ушел из Кольского залива в Шотландию 1 марта 1943 г., следующий конвой был отправлен из наших портов только в ноябре. Военные грузы и продовольствие из Англии и США в СССР в течение лета 1943 г. шли через иранские порты Персидского залива и порты нашего Дальнего Востока.
С целью создания угрозы нашим внешним коммуникациям немцы еще в начале 1943 г. перебазировали линейные корабли и легкие силы своего флота в порты Северной Норвегии, в частности в район Альтенфьорда, где была создана маневренная база для эскадры. В ее состав (он был непостоянен, так как отдельные корабли ремонтировались в германских базах) входили: два линейных корабля («Адмирал Тирпитц» и «Шарнхорст»), три крейсера («Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и «Лютцов»), два легких крейсера и 10-15 эскадренных миноносцев.
Активных операций в море большие корабли противника не производили, так как немцы опасались рисковать линейными кораблями и крейсерами. «Потеря их уже не могла быть компенсирована ввиду прекращения строительства больших кораблей». Линейные корабли и крейсера подолгу отстаивались в фьордах, где была организована сильная противовоздушная и противолодочная оборона, установлены сети и боновые заграждения, а подходы к фьордам тщательно протраливались.
На приморском фланге советско-германского сухопутного фронта, упиравшемся в Баренцево море, противник не мог проводить активных операций, не имея для этого сил, и осуществлял лишь оборону занимаемых им позиций. Линия фронта на мурманском направлении проходила по-прежнему через перешеек полуострова Средний и по реке Западная Лица. Оборону реки Западная Лица осуществляли части 14-й армии Карельского фронта, а на перешейке полуострова Средний — части Северного оборонительного района, подчиненного во всех отношениях Военному Совету Северного флота. Боевая деятельность обеих сторон на мурманском направлении ограничивалась эпизодическими действиями небольших разведывательных групп и минно-артиллерийской перестрелкой.
Для наступательных действий в море противник также не располагал достаточными силами и поэтому использовал в основном оборонительные методы ведения войны. Из состава эскадры линейных кораблей, базировавшейся на фьорды Северной Норвегии, после потопления английским флотом в Баренцевом море в декабре 1943 г. линейного корабля «Шарнхорст» остался один «Тирпитц», но и тот был поврежден в сентябре 1943 г. английскими малыми подводными лодками в Альтенфьорде и находился там в ремонте. В результате действий наших и английских военно-морских сил план немецкого морского командования — использовать крупные корабли для действий на коммуникациях на Севере — полностью провалился, и теперь существовала уже угроза потерять и «Тирпитц» при его базировании на Альтенфьорд.
Тяжелой авиации для нанесения мощных ударов в море или по нашим базам у противника на Севере было недостаточно. Господство в воздухе прочно перешло к Военно-воздушным силам нашего Северного флота. В ноябре и декабре 1943 г. не было ни одного налета на Мурманск и близлежащие объекты. Уменьшилось также количество налетов на объекты полуостровов Рыбачий и Средний (14 самолетоналетов в декабре против 291 в июле). Противник вел лишь систематическую разведку Главной базы флота истребителями и Баренцева моря самолетами Ю-88 и Хе-111.
Немцы продолжали осуществлять снабжение морским путем для своей армии, действовавшей на мурманском направлении, и вывозить из портов Варангерфьорда никель и железо, проводя в среднем в месяц около 30 конвоев по 2—4 транспорта в каждом. Для охранения и прикрытия этих конвоев выделялось большое количество малых кораблей (от миноносцев до сторожевых катеров) и истребительной авиации.
Боевая деятельность неприятельской авиации по борьбе с нашими подводными лодками, оперировавшими у побережья Северной Норвегии, снизилась по сравнению с предыдущим полугодием и выражалась главным образом в ночных поисках силами самолетов, вооруженных радиолокаторами.
Подводные лодки немцев действовали на наших внешних коммуникациях во взаимодействии с разведывательной авиацией, но эти действия были малоуспешны.
В связи с поражениями на фронтах и большими потерями в море моральное состояние личного состава на германских кораблях было подавленным. На подводных лодках были случаи отказа экипажей выходить в море, но это не было общим явлением — основная масса матросов оставалась еще верной гитлеровскому правительству.
Так как обстановка на сухопутном фронте не требовала от Северного флота в целом непосредственной поддержки фланга армии, а лишь повседневной боевой и разведывательной деятельности частей Северного оборонительного района и Береговой обороны Главной базы, то действия наших кораблей и авиации были направлены преимущественно на обеспечение своих морских коммуникаций и на борьбу с перевозками противника. Эти действия в течение 1943 г. облегчались пополнением флота новой материальной частью, полученной от нашей промышленности и из-за границы (торпедные катера, большие охотники, тральщики типа AM и др.).
С ноября 1943 г., с наступлением полярной ночи, возобновилось движение конвоев между портами Англии и СССР. 1 января 1944 г. на переходе в море находились два конвоя: RA-55-A, шедший из Кольского залива (находился на подходах к Шотландии) и RA-55-B, вышедший в море накануне двумя группами — одна из Кольского залива, другая из Белого моря; обе группы последнего конвоя должны были 1 января соединиться в 110 милях на норд-ост от острова Кильдин и следовать в Англию. Для прикрытия этого конвоя 30 декабря вышли в море из Кольского залива три английских крейсера. Кроме того, на переходе в Англию с 28 декабря находились английские линейный корабль «Дыок-ов-Йорк» и крейсер «Ямайка», заходившие в Кольский залив после боя с «Шарнхорстом».
На позициях в море у берегов Северной Норвегии действовали на неприятельских коммуникациях три наши подводные лодки.
Наши внутренние морские коммуникации на театре действовали только между портами Баренцева и Белого морей. Кромка льда в Баренцевом море проходила в районе параллели 77°. В Белом море сплошной лед находился только в вершинах заливов. Карское море покрылось льдом, и навигация в нем была закончена. На острове Диксон и в бухте Тикси решением правительства были оставлены на зимовку 11 транспортов, чтобы избежать излишних потерь при переводе их из Арктики в Белое море ввиду усиленной деятельности немецких подводных лодок в этом районе во второй половине 1943 г.
В американской базе Миами (Флорида) с 24 декабря 1943 г. находилась 4-я группа наших кораблей, полученных по ленд-лизу от США для Северного флота, в составе трех тральщиков типа AM и трех больших охотников. Эти корабли ожидали окончательного решения вопроса о маршруте перехода их в Кольский залив, так как маршрут первых трех групп, проходивший через северную часть Атлантики, был признан опасным для перехода малых кораблей в условиях зимнего времени».
В период, когда наконец-то в ноябре 43-го союзники возобновили провод конвоев по Северному пути с ленд-лизовским грузом в наши северные порты, по настоятельной просьбе Черчилля и с согласия Сталина для обеспечения благополучного исхода этих операций была подключена АДД силами Оперативной группы ее 8 авиакорпуса. В «Хрониках» фигурирует лишь Оперативная группа 36 авиадивизии, базирующейся уже на привычном аэродроме Ваенга-1. Но в 8 авиакорпусе было две авиадивизии – 36 и 48. Так вот 17 экипажей из 48 АД были расположены на аэродроме Африканда, а затем пополнение из ее 109 ап ДД на аэродроме Подужемье.
По этому поводу в «Итогах боевой работы оперативной группы 8 АК ДД на Севере за период с 10.11.43 г. по 12.4.44 г.» от 6 мая 1944 г., доложенных командующему АДД Маршалу авиации тов. Голованову, указывается, что «Оперативная группа базировалась на аэродромах: Ваенга-1 – 25 самолетов, Африканда – 17 самолетов, Подужемье /с марта 1944 г./ -14 самолетов.
Аэродромы базирования находились на большом расстоянии один от другого.
Ваенга-1 – Африканда – 195 км. Африканда – Подужемье – 280 км. Ваенга-1 – Подужемье – 475 км.
Большое расстояние и отсутствие постоянных средств связи усложняли управление группами во время боевой работы. Аэродромы Ваенга-1, Африканда являются ограниченно годными для работы самолетов АДД по своим размерам и подходам к ним /расположены среди сопок, высоты которых 120-150 м/. Близость аэродромов способствовали блокировки истребительной бомбардировочной авиации противника. [ЦАМО, Ф.20535, Оп. 1, Д. 7, Л. 103]
Пришло время обратиться к хронологии наиболее важных событии на северном морском театре с 1 ноября по 31 декабря 1943 г. и на этом фоне к воздушным ударом ВВС Северного флота по объектам противника с участием ОГ 8 ак ДД.
1.11.43 г. в 11:00 из Архангельска в Англию вышел конвой RA-54-A в составе 13 английских транспортов, в охранении наших эскадренных миноносцев «Громкий» и «Куйбышев» и английских кораблей — эскадренного миноносца «Вескотт», тральщиков «Джейзон», «Бритомарт», «Харриер», «Сигалл» и корвета «Эглантик». Наши миноносцы должны были эскортировать конвой до параллели 71°00', а тральщики «Харриер» и «Сигалл» — до параллели 70°00', после чего они должны были возвратиться в Архангельск. От точки ш = 73°45' норд, д = 8°28' ост конвой должен был прикрываться крейсерским отрядом в составе крейсеров «Бельфаст», «Кент» и «Норфолк». Маршрут конвоя проходил к югу от острова Медвежий.
С 8:55 до 13:22 пять самолетов Пе-3 с аэродрома Поной несли противолодочную оборону по курсу союзного конвоя RA-54-A: противник не был обнаружен.
***
2.11.43 г. На внешних морских коммуникациях конвой RA-54-A, вышедший накануне из Архангельска в Англию, в 11:00 скрылся из видимости поста Городецкий в расстоянии 20 миль по пеленгу 70°. Для прикрытия и противолодочной обороны конвоя авиация Беломорской военной флотилии произвела с 7:36 до 15:00 10 самолетовылетов Пе-3 и один—ДБ-Зф; противник не был обнаружен. В 11:12 один Пе-3 во время полета загорелся в воздухе и упал в воду в 14 милях к востоку от маяка Городецкий; самолет и экипаж погибли.
В 17:40 из Ваенги для присоединения к этому конвою вышло восемь английских эскадренных миноносцев.
***
3.11.43 г. 6 Пе-2 и 10 «Аэрокобра» нанесли удар по транспорту в порту Киркенес. Было сброшено 12 шт. ФАБ-250. В результате потоплен транспорт водоизмещением в 10000 т; в воздушном бою сбито 4 ФВ-190. Наши потери составили 1 Пе-2 и 1 «Аэрокобра».
6 Ил-2, 2 Як-1 и 9 Як-9 совершили налет на портовые сооружения в Киркенесе. Было сброшено и израсходовано 16 шт. ФАБ-100, 8 шт. ЗАБ-100 цк, 26 шт. РС-82 мм, 2шт. РОФС. Разрушено 4 дома, вызвано 4 очага пожаров, подавлены 2 зенитные точки; в воздушном бою сбито 3 Ме-109 и 1 ФВ-190. У нас потерь нет.
Два самолета ДБ-Зф с аэродрома Поной производили поиски подводных лодок противника до параллели 72°00' по курсу конвоя RA-54-A, следовавшего из Архангельска в Англию.
В 14:55 конвой RA-54-A пришел в точку ш=71°24' норд, д = 41°28' ост, где его встретили восемь английских эскадренных миноносцев, вышедших накануне из Кольского залива. После этого наши эскадренные миноносцы «Громкий» и «Куйбышев» отделились от конвоя и направились в Архангельск. В 17:36 в Кольский залив прибыли английские тральщики «Сигалл» и «Харриер», сопровождавшие англо-американский конвой.
Противник четырьмя самолетами Фокке-Вульф FW-190 в 11:48 в районе губы Ейна совершил налет и сбросил 4 бомбы без каких-либо результатов.
***
4.11.43 г. на внешних морских коммуникациях конвой RA-54-A, следовавший из Архангельска в Англию, в 22: 00 находился в 85 милях к востоку от острова Медвежий.
В 11:34 эскадренные миноносцы «Куйбышев» и «Громкий» возвратились в Архангельск после эскортирования конвоя RA-54-A.
***
5.11.43 г. конвой RA-54-A, следовавший из Архангельска в Англию, в 22:00 находился в 150 милях на вест-зюйд-вест от острова Медвежий.
С 9:05 до 15:50 самолеты противника — шесть ФВ-190 и один ФВ-189 — поодиночке и группами по 2—4 производили разведку линии фронта, Мотовского залива и полуостровов Рыбачий и Средний.
Истребители Северного флота в течение дня сделали восемь самолетовылетов для прикрытия Главной базы и аэродромов.
Приказом командующего Северным флотом в состав Охраны водного района Главной базы флота были включены прибывшие и прибывающие из Америки корабли: в дивизион тральщиков типа AM с базированием на Полярное — тральщики в количестве 10; в дивизион больших охотников с базированием на Кувшинскую салму — большие охотники в количестве 11.
***
6.11.43 г. Счислимое место конвоя RA-54-A было к 10:00 в 280 миль на вест-зюйд-вест от острова Медвежий; на 22:00 в районе острова Ян-Майен.
С 11:43 до 14:23 неприятельские самолеты — один ФВ-189 и два ФВ-190—производили разведку Мотовского залива и полуостровов Рыбачий и Средний.
Истребители Северного флота сделали шесть самолетовылетов на прикрытие Главной базы и аэродромов.
***
7.11.43 г. По данным радиоразведки, в Норвежское море вышли 3—4 подводные лодки противника. Основным районом действий неприятельских лодок продолжал оставаться район остров Медвежий и Шпицберген, где постоянно находились 2—3 подводные лодки.
Конвой RA-54-A, следовавший из Архангельска в Англию, в 22:00 находился в 60 милях к югу от острова Ян-Майен.
***
8.11.43 г. конвой RA-54-A, следовавший из Архангельска в Англию, находился в 10:00 по счислению в 65 милях к северу от Исландии.
Самолеты противника районе Главной базы флота в течение суток не появлялись. Авиация Северного флота вследствие нелетной погоды боевых вылетов не производила.
***
9.11.43 г. конвой RA-54-A, следовавший из Архангельска в Англию, в 22:00 м. находился, по счислению, около 300 миль на норд-вест от Лох-Ю.
Авиация противника в течение дня производила разведку линии фронта, Мотовского залива и полуостровов Рыбачий и Средний; всего было отмечено в полетах 11 самолетов.
В 12:19 четыре ФВ-190 безрезультатно сбросили на Порт Владимир четыре фугасные бомбы. Эти же самолеты в 12:36 обстреляли группу связистов на полуострове Рыбачий; был ранен солдат и убита лошадь.
Истребители Северного флота сделали 12 самолетовылетов на прикрытие Главной базы и аэродромов.
Два самолета МБР-2 произвели поиск мин и подводных лодок противника на подходах к Кольскому заливу, но не обнаружили их.
***
10.11.43 г. оперативная группа 8 ак ДД перелетела с аэродромов базирования Выдропужск (36 ад ДД – 25 Ил-4) и Мигалово (48 ад ДД – 17 Ил-4) на аэродромы Ваенга-1 и Африканда, но из-за сложных метеоусловий были вынуждены сесть на аэродроме Ягодники. [ЦАМО, Ф.20535, Оп. 1, Д. 7]
Из летной книжки штурмана Прокудина: 10.11.43 г. осуществлен дневной перелет на Ил-4 Выдропужск – Ягодник с налетом 4 часа 13 минут.
В 11:40 до 17:10 два самолета Як-1 и один «Бостон» произвели разведку кораблей противника в море и обнаружили: в 12:45 на рейде Киркенес — шесть транспортов и 8—10 неопознанных судов; в 12:55 у мыса Кибергнес — два сторожевых корабля, шедших курсом 220°; в 12:35 у Варде — транспорт и два тральщика; в 14:45 в проливе Брейсунн — два сторожевых корабля и четыре мотобота, шедших курсом 130°.
А в это время «Конвои RA-54-A, следовавший из Архангельска в Англию, находился на подходах к Шотландии.
С 9:45 до 15:35 самолеты противника — три Ю-88, четыре ФВ-190 и два Ме-109 —поодиночке и парами вели разведку подходов к Кольскому заливу, Мотовского залива, линии фронта и Кировской железной дороги до Мончегорска.
Истребители Северного флота произвели 14 самолетовылетов для прикрытия Главной базы и аэродромов.
С 11:43 до 14:40 авиация противника вела разведку побережья Кандалакшского залива; были отмечены в полетах три самолета.
Два самолета ДБ-Зф из губы Белушья произвели разведку моря западнее острова Новая Земля от Маточкина Шара до Югорского Шара; противник не был обнаружен.
Два самолета Си-47 из Амдермы произвели ледовую разведку в юго-западной части Карского моря».
***
11.11.43 г. конвой RA-54-A прибыл из Архангельска в Лох-Ю (Шотландия) в полном составе.
Авиация противника полетов в районе Главной базы флота не производила. Истребители Северного флота в течение дня сделали два вылета на прикрытие Главной базы и аэродромов.
***
12.11.43 г. авиация Северного флота в течение суток произвела 14 самолетовылетов на разведку аэродромов и коммуникаций противника и обнаружила: в 14:40 в районе мыса Кибергнес — два тральщика и три баржи без хода; в 14:45 у мыса Эккерей — буксир и две баржи, шедшие курсом 190°.
В 17:25 посты Северного оборонительного района обнаружили в районе Коббхольмфьорда три транспорта противника в охранении пяти сторожевых катеров, шедших курсом в Петсамо. Начальник штаба Северного оборонительного района поставил задачу торпедным катерам, находившимся в Пумманки, — атаковать этот конвой на подходе к заливу Петсамонвуоно. В 17:35 катера… снялись со швартовов и пошли в район полуострова Нурменсетти: <один> торпедный катер для фактической атаки, а <другой> — для демонстративной атаки, так как он был без торпед.
В 18:05 в 20—30 каб. от полуострова Нурменсетти торпедные катера легли в дрейф и стали вести наблюдение за береговой чертой. … заметили дымовую завесу, поставленную неприятельскими катерами, и пошли на сближение с нею. В 19:05 торпедный катер с дистанции 2 каб. произвел выстрел торпедой по транспорту противника и через 15 секунд слышал взрыв торпеды. Результат атаки не был установлен. В 19:54 оба катера вернулись в Пумманки.
Авиация противника производила разведку полуостровов Рыбачий и Средний, где было отмечено в полетах два ФВ-190.
Истребители Северного флота сделали четыре самолетовылета на прикрытие Главной базы и аэродромов.
***
13.11.44 г. с 8:15 до 14:25 два самолета Як-9, один «Киттихаук», один Пе-3 и один «Бостон» производили разведку моря у побережья Норвегии и обнаружили: в 13:39 — миноносец противника в районе Свертхольтхав; в 14 ч. 00 м. там же — конвой, шедший курсом на Киркенес; в 15:12 — миноносец в Сeрейсунне; в 21:30 конвой, следовавший из Киркенеса на запад.
Два самолета Си-47 с аэродрома Амдерма произвели разведку в районе Карские Ворота — Усть-Кара — Амдерма, но противника не обнаружили.
***
14.11.44 г. в Лох-Ю (Шотландия) готовился к выходу в порты СССР конвои JW-54-A; выход его был намечен на 15 ноября.
По данным радиоразведки, авиация противника вела усиленную разведку южной части Норвежского моря и западного побережья Норвегии; в разведке этих районов было отмечено три Ю-88, четыре гидросамолета и два самолета неустановленного типа. По тем же данным, в районе острова Медвежий находилась неприятельская подводная лодка.
Третья группа кораблей (два тральщика и три больших охотника) находилась в Хвальфьорде (Исландия), в ожидании подхода очередного конвоя из Англии в порты СССР.
***
15.11.43 г. авиация Северного флота с 8:38 до 14:55 произвела 10 самолетовылетов на разведку моря у берегов Норвегии до Альтенфьорда и обнаружила: в 9 ч. 10 м. у входа в Бекфьорд — два транспорта и четыре катера; в 12 ч. 30 м. в Альтенфьорде — два линейных корабля, две плавучие базы, пять миноносцев, 16 сторожевых кораблей и тральщиков (корабли были сфотографированы с высоты 4 500 м); в 13:30 у выхода из Танафьорда — три тральщика, шедших курсом вест. Один из самолетов Як-9, при возвращении с разведки, в районе полуострова Рыбачий был атакован двумя Me-109 и, сбив один из них, вернулся на аэродром с повреждениями.
По сообщению англичан (письмо старшего британского морского офицера в Полярном от 16 ноября), вечером 15 ноября из Лох-Ю (Шотландия) вышел в СССР конвои JW-54-A в составе 19 транспортов (из них 8 — в Кольский залив и 11 — в Белое море). Океанский эскорт состоял из 11 эскадренных миноносцев, корвета и тральщика. В районе Исландии к конвою должны были присоединиться следовавшие из Америки в СССР два новых тральщика типа AM и три больших охотника. Крейсерский отряд прикрытия состоял из трех английских крейсеров: «Кент» (флаг командующего 1-й эскадрой крейсеров), «Ямайка» и «Бермуда»; кроме того, конвой прикрывался (до острова Медвежий) отрядом в составе английского линейного корабля «Ансон» и американского крейсера «Тускалуза».
По данным разведки, флот противника в Северной и Северо-Западной Норвегии на 15 ноября дислоцировался по базам следующим образом: Альтенфьорд — линейные корабли «Тириитц» и «Шарнхорст», 2 корабля противовоздушной обороны, 7 миноносцев, 2 тральщика или сторожевых корабля, плавучая мастерская и несколько транспортов; Тронхейм — Боде — 3 миноносца, 4 подводные лодки, 10 тральщиков или сторожевых кораблей, 10 сторожевых катеров; Нарвик — 7—8 подводных лодок, 6—8 тральщиков или сторожевых кораблей; Тромсе — 2 миноносца, 8 тральщиков или сторожевых кораблей; Хаммерфест — миноносец, 4 подводные лодки, 8 тральщиков или сторожевых кораблей; Ханнингсвог — 3 тральщика или сторожевых корабля; базы Варангерфьорда — 2 миноносца, 8—10 тральщиков или сторожевых кораблей, 2 сторожевых корабля типа РТ, 6 тральщиков-катеров, 5 вспомогательных кораблей, до 16 самоходных барж. Итого на театре было отмечено: 2 линейных корабля, 2 корабля противовоздушной обороны, 15 миноносцев, 15—16 подводных лодок, 53—57 сторожевых кораблей или тральщиков, 20 сторожевых катеров, 6 вспомогательных судов и 20 самоходных барж.
Из данных разведки штаб Северного флота сделал вывод, что: 1) тяжелые корабли противника возвратились в Алтенфьорд, вероятно, с задачей усилить угрозу англо-советским коммуникациям, 2) усиление движения легких сил северо-западного побережья Норвегии частично связано с приходом крупных кораблей.
***
16.11.43 г. по агентурным данным, в 21: 40 восемь транспортов и два танкера противника в охранении миноносца и нескольких других кораблей находились в районе мыса Нордкин и следовали на восток.
По данным радиоразведки, в течение суток замечалась повышенная интенсивность плавания неприятельских кораблей у берегов Норвегии, где было замечено пять миноносцев и девять сторожевых кораблей.
На внешних морских коммуникациях на разведку в море летали с аэродрома Ваенга: с 8:35 до 10:18 один «Бостон» до острова Медвежий; с 8:40 до 9:15 один «Бостон» — на 400 миль к северу от Кольского залива. Противник не был обнаружен.
По данным радиоразведки, с 10:00 до 14:00 подводная лодка противника шла курсом зюйд-вест в 150 милях к северу от Иоканки.
Конвой JW-54-A, следовавший из Англии в СССР, в 12:00 находился в районе 100 миль к западу от Шетландских островов.
Вышедшим накануне из пролива Карские Ворота конвой «АБ-55» в составе ледокола «Иосиф Сталин», ледореза «Литке», минного заградителя «Мурман», лидера «Баку», эскадренных миноносцев «Громкий», «Грозный», «Разумный», «Куйбышев», «Разъяренный», трех тральщиков (типа AM) в течение ночи на 16 ноября шел в районе Карские Ворота — остров Колгуев в условиях плохой видимости и снежных зарядов, при ветре 3—4 балла от зюйд-веста без всяких происшествий, но с рассветом начали появляться неприятельские подводные лодки.
В 6:54 эскадренный миноносец «Куйбышев» (командир —капитан 3 ранга П. М. Гончар) обнаружил подводную лодку противника и сбросил на нее девять больших и шесть малых глубинных бомб. Одна из бомб дала большой столб воды и взрыв с клубами черного дыма.
В 10:20 с юга в 40—50 каб. от конвоя на высоте 200—300 м был обнаружен самолет противника типа До-17, который зашел в хвост конвоя, пересек его курс и скрылся в восточном направлении. Самолет был обстрелян эскадренным миноносцем «Разумный», выпустившим по нему два снаряда.
В 10:38 один из тральщиков (командир корабля — капитан-лейтенант Н. С. Дебелов) обнаружил (прибором «Асдик») вторую неприятельскую подводную лодку и в 10:47 выпустил по ней 24 бомбы ударного действия из 24-ствольного миномета «М-10»; было замечено пять взрывов, и на поверхности моря стал интенсивно появляться соляр. Личный состав верхних боевых постов видел контур подводной лодки, пытавшейся всплыть после взрыва. В 10:49 тральщик развернулся на обратный курс и сбросил на месте атаки серию из 12 глубинных бомб. При проходе им масляного пятна и массы пузырей был отмечен удар корабля о лодку и в этот момент всплыла доска аварийного материала с немецкой маркой «S».
Одновременно с тральщиком эту подводную лодку атаковал эскадренный миноносец «Громкий» (командир — капитан 3 ранга А. Б. Сей), сбросивший на нее четыре большие и две малые глубинные бомбы.
В 10:40 другой тральщик обнаружил (прибором «Асдик») третью подводную лодку противника и сбросил на нее 10 глубинных бомб; на месте атаки всплыли масляные пузыри. Конвой повернул вправо на 45°.
В 11:25 и в 11:35 эскадренный миноносец «Разумный» сбросил две серии глубинных бомб по обнаруженной лодке противника; было слышно три дополнительных подводных взрыва.
Генеральный курс конвоя был изменен на норд-вест с расчетом оторваться от подводных лодок. Один из тральщиков до 11:45 продолжал находиться у места атаки неприятельской подводной лодки, после чего получил приказание вернуться к конвою и занять свое место в ордере.
В 14:02 эскадренный миноносец «Грозный» (командир — капитан 3 ранга А. И. Андреев) обнаружил перископ подводной лодки внутри охранения и атаковал ее совместно с «Громким». Было сброшено 18 больших и 19 малых глубинных бомб; был отмечен один лишний подводный взрыв большой силы.
В 14:41 эскадренным миноносец «Разумный» (командир — капитан-лейтенант В. В. Федоров), обнаружив (прибором «Дракон») подводную лодку, сбросил на нее пять больших и шесть малых глубинных бомб и наблюдал выделение масла на поверхность воды.
В 15:00 тральщик (капитан-лейтенант Н. С. Дебелов) <практически в тех же координатах, что и миноносец «Разумный»> (прибором «Асдик») обнаружил неприятельскую подводную лодку и в 15:10 дал залп из 24-ствольного миномета; было отмечено семь последовательных подводных взрывов; после этого лодка, по показаниям прибора, прекратила движение. Одна из мин ударного действия по неизвестной причине упала на палубу корабля, но взрыв ее был предотвращен главным старшиной А. Ф. Проценко и старшиной 1 статьи С. Н. Баталовым, которые проявили смелость и сбросили мину руками за борт, после чего она через 4 секунды взорвалась в воде. В 15:14 тральщик сбросил в районе взрывов еще три глубинные бомбы. В 15:15 по этой же лодке сбросил малую серию глубинных бомб эскадренный миноносец «Разумный». Наступившая темнота не дала возможности наблюдать вещественных доказательств потопления неприятельской подводной лодки.
В 24:00 конвой находился в районе к северу от мыса Канин Нос и продолжал движение в Белое море.
***
17.11.43 г. Конвой JW-54-A, следовавший из Англии в СССР, в 12:00 находился в районе 100 миль к северу от Фарерских островов. В районе Исландии к конвою присоединились вышедшие из Сейдисфьорда (Исландия) закупленные в Америке два наших тральщика типа AM и три больших охотника.
В 23:10 командующий Северным флотом поставил задачу соединениям флота по обеспечению конвоя JW-54-A:
а) Командующему военно-воздушными силами Северного флота:
1) с подходом конвоя к меридиану 15° ост вести воздушную разведку моря с целью обнаружения надводных кораблей противника;
2) с этого же момента быть готовым по первому приказанию наносить удары по аэродромам Банак и Хебуктен для уничтожения торпедоносно-бомбардировочной авиации противника;
3) прикрыть с воздуха отряд крейсеров и Мурманскую группу конвоя при подходе их к Кольскому заливу (на дальность действия истребительной авиации), а также в период стоянки и разгрузки транспортов в Кольском заливе.
***
18.11.43 г. на внешних морских коммуникациях конвой JW-54-A, следовавший из Англии в СССР, в 12:00 находился (по счислению) в районе 140 миль к северо-востоку от Исландии.
В 9:00 из Карского моря в Молотовск прибыл конвой «АБ-55» в составе ледокола «Иосиф Сталин», ледореза «Литке» и минного заградителя «Мурман» в охранении лидера «Баку», эскадренных миноносцев «Громкий», «Грозный», «Разумный», «Куйбышев», «Разъяренный», трех тральщиков. Ледокол «Иосиф Сталин» и ледорез «Литке» во время перехода от бухты Тикси до Молотовска прошли 2600 миль; из них во льду — 1600 миль.
***
19.11.43 г. в 11:33 акустик подводной лодки «М-119», находившейся в районе Сюльтефьорда, обнаружил шум винтов. Всплыв под перископ, командир лодки (капитан-лейтенант К. М. Колосов) увидел неприятельский транспорт в 2000—3000 т, шедший в охранении катера. В 11:57 «М-119» произвела по транспорту залп двумя торпедами с интервалом 10 секунд и через 55 секунд был слышен взрыв торпеды. Преследованию подводная лодка не подверглась. В 12:45 она всплыла для осмотра горизонта, но никого не обнаружила; транспорт считался, предположительно, потопленным.
По данным радиоразведки, с 10:25 до 16:00 неприятельский самолет Хе-111 производил разведку погоды в Баренцевом море и один 1Ю-88 — в Норвежском море.
Конвой JW-54-A, следовавший из Англии в СССР, в 12:00 был в районе 120 миль к востоку от острова Ян-Майен.
Два неприятельских самолета ФВ-190 обстреляли пулеметным и артиллерийским огнем землянки батареи № 379 в районе Выев-Наволок (на полуострове Рыбачий); повреждений и жертв не было.
***
20.11.43 г. c 8:30 до 13:30 один «Киттихаук» и один Як-9 производили воздушную разведку в Варангерфьорде в условиях плохой погоды; противник не был обнаружен».
В это время конвой JW-54-A, следовавший из Англии в СССР, в 12:00 находился в Норвежском море на переходе между островами Ян-Майен и Медвежий.
По данным радиоразведки, авиация противника вследствие плохих метеорологических условий ограничилась одним самолетовылетом Хе-111 на разведку погоды в Баренцевом море.
Штаб Северного флота разработал план боевого обеспечения перехода и встречи конвоя JW-54-A, в котором было предусмотрено:
>> Воздушная разведка в море до острова Медвежин и от горла Белого моря на север до параллели 70°00';
>> Прикрытие с воздуха: Кольской группы транспортов — истребителями с аэродромов Главной базы флота с подходом конвоя на расстояние 80—100 миль от острова Кильдин; Беломорской группы транспортов — патрулированием над конвоем непрерывно в светлое время двумя самолетами Пе-3 с аэродрома Поной от параллели 70°З1' до маяка Зимнегорский, а от этого маяка до Молотовска — истребителями Архангельского дивизионного района противовоздушной обороны;
>> Обнаружение и встреча отставших транспортов — воздушной разведкой, наблюдением постов службы наблюдения и связи и отрядом кораблей в составе эскадренного миноносца и тральщика типа ЛМ, находящихся в Главной базе флота в походной готовности № 2;
>> Подавление воздушных сил противника бомбардировочно-штурмовыми ударами нашей авиации по аэродромам Луостари, Хебуктен и Банак.
Авиация Северного флота вследствие плохих метеорологических условий боевых действий не производила. Авиация противника над Главной базой флота и аэродромами не появлялась».
В Ваенгу с аэродрома Ягодник (в районе Архангельска) перелетели 16 самолетов ДБ-Зф.
Из летной книжки штурмана Прокудина: 20.11.43 г. осуществлен дневной перелет на Ил-4 по маршруту Ягодник - Ваенга с налетом 2 часа 25 минут.
***
21.11.43 г. на внешних морских коммуникациях конвой JW-54-A, следовавший из Англии в СССР, в 12:00 находился в 40 милях к западу от острова Медвежий.
В течение дня на разведку аэродромов противника вылетали шесть самолетов Северного флота (один Пе-3 и пять истребителей); они обнаружили: на аэродроме Хебуктен — восемь самолетов Ю-88, десять Ю-87, десять Ме-110, одинЮ-52 и два истребителя на старте; на аэродроме Луостари — 31 истребитель.
Начальник Главного морского штаба сообщил телеграммой командующему Северным флотом, что по сведениям, полученным от представителя воздушной секции английской военной миссии, 5-я воздушная армия немцев, находившаяся большей своей частью на отдыхе и перевооружении в Германии, срочно укомплектована и переброшена в Финляндию.
***
22.11.43 г. самолет ДБ-Зф в 17:59 вылетел для разведки погоды на маршруте в Лаксельвен, но в 18:59 возвратился из-за плохой погоды.
Подводная лодка «Л-15» (командир лодки — капитан 3 ранга В И. Комаров) в 13:25 на выходе из Порсангерфьорда атаковала конвой противника в составе минного заградителя, миноносца и двух сторожевых кораблей, выпустив с дистанции 10 каб. 6 торпед, и слышала три последовательных сильных взрыва. Через 25 минут наблюдением в перископ был обнаружен сторожевой корабль и два мотобота. Считался потопленным минный заградитель в 3000 т.
Из Лох-Ю (Шотландия) в северные порты СССР вышел союзный конвой JW-54-B в составе 14 транспортов и одного спасательного судна (из них 8 американских и 7 английских судов); шесть транспортов и спасательное судно должны были следовать в Кольский залив, а остальные — в Белое море. Океанский эскорт конвоя состоял из девяти английских миноносцев, трех корветов н тральщика. Прибытие конвоя JW-54-B в Кольским залив ожидалось 3 декабря и на Северо-Двинский рейд — 4 декабря 1943 г.
Авиация Северного флота производила поиск конвоя JW-54-А в море. С 9:05 до 13:55 один «Бостон» летал в разведку до острова Медвежий, но кораблей в мере не обнаружил. С 9:47 до 14:30 в разведку вылетал другой «Бостон» и в 11:40 обнаружил английский крейсерский отряд прикрытия конвоя.
Конвой JW-54-A, следовавший из Англии в СССР, в 12:00 находился в районе 240 миль к северу от Варде.
***
23.11.43 г. по данным радиоразведки, у берегов Норвегии в разное время были обнаружены пять сторожевых кораблей, два тральщика, самоходная баржа и четыре катера.
На позициях в море находились подводные лодки: «С-15» — в районе Гамвик — мыс Сеибонес, «Л-15» — в районе Гамвик — мыс Нордкап и «М-107» — в районе к западу от Варде.
Подводная лодка «С-15» в 13:55, находясь в районе мыса Слет-нес, обнаружила по пеленгу 170° на горизонте мачты кораблей и легла на курс сближения с противником. В 14:11 с дистанции 35—40 каб. был опознан конвои в составе вспомогательного судна, буксира с баржей и двух тральщиков, шедший в строе кильватера на вест.
Командир лодки (капитан-лейтенант А. И. Мадиссон) решил атаковать второй тральщик и лег на курс 230° для атаки его носовыми аппаратами, в 14:25 конвой повернул на курс 360°, после чего командир лодки лег на курс 345° с расчетом атаки первого тральщика. Однако пеленг на противника стал быстро изменяться на нос и было принято решение снова выходить в атаку по второму тральщику. В 14:47 подводная лодка произвела по нему залп четырьмя торпедами с интервалом 8 секунд с дистанции 14 каб. с углом упреждения 12° и углом встречи 116°. Личный состав лодки слышал два взрыва торпед, но результата атаки не наблюдал.
На внешних морских коммуникациях вылетавшие в море на поиск конвоя JW-54-A пять самолетов «Бостон» конвоя не обнаружили ввиду плохих метеорологических условий — низкая облачность 10 баллов, высотой 25—200 м, снегопад, видимость 1—2 км.
В 6:00 м. из Иоканки в море для встречи и эскортирования конвоя JW-54-A … вышли эскадренные миноносцы «Разумный» и «Разъяренный». В Иоканке для этой же цели находились в резерве эскадренные миноносцы «Громкий» и «Грозный» и три тральщика типа AM. В 14:20 м. наши миноносцы обнаружили силуэты английских крейсеров «Кент», «Бермуда» и «Ямайка», бывших в прикрытии конвоя; в 15:15 крейсера скрылись из видимости миноносцев.
Конвой JW-54-A, следовавший из Англии в СССР, в 10: 00 находился (по данным английской миссии) в 240 милях к северу от мыса Святой Нос.
От конвоя отделилась Беломорская группа в составе 11 транспортов, которая пошла в охранении двух миноносцев и корвета для дальнейшего следования в Белое море.
На разведку крупных надводных кораблей противника летал самолет «Спитфайр» и в 12:00 обнаружил в Альтенфьорде линейные корабли «Тирпитц» и «Шарнхорст», броненосец береговой обороны, три миноносца, три сторожевых корабля, три тральщика и крейсер типа «Кёльн».
Конвой JW-54-B, вышедший накануне из Шотландии в северные порты СССР, в 12:00 находился в районе к западу от Шотландских створов.
***
24.11.43 г. подводная лодка «Л-15» (командир лодки — капитан 2 ранга В. И. Комаров) в 5:45 в районе мыса Нордкап, находясь в надводном положении, атаковала с дистанции 15 каб. тремя торпедами три тральщика противника; один тральщик в 800 т был потоплен. Ввиду израсходования боезапаса лодка пошла с позиции в базу.
С 9:00 до 13:08 самолет «Бостон» (командир экипажа — гвардии- майор С. К. Литвинов) вылетал с торпедой на «свободную охоту» в море и в 10:33 в районе Хоннингсвога атаковал с высоты 25—30 м, с дистанции 5 каб. транспорт противника в 6000 т, шедший в охранении двух сторожевых кораблей; летчики наблюдали большой взрыв и потопление транспорта. При отходе самолет был обстрелян огнем зенитной артиллерии кораблей охранения.
С 11:25 до 15:23 на «свободную охоту» в море вылетал другой «Бостон» (командир экипажа — гвардии старший лейтенант В. В. Пирогов); он в 13:18 в проливе Ролвсейсунн обнаружил конвой в составе трех транспортов и танкера в охранении двух сторожевых кораблей и двух тральщиков; в результате атаки с высоты 30 м, с дистанции 4 каб. был потоплен танкер в 6000 т. Наш самолет при отходе был обстрелян сильным зенитным огнем неприятельских кораблей и возвратился, имея повреждения.
В 2:00 из Иоканки для встречи и эскортирования Беломорской группы союзного конвоя JW-54-A вышли эскадренные миноносцы «Громкий», «Грозный», три тральщики типа AM и английский тральщик «Сигалл».
Вышедшие накануне из Иоканки с той же задачей эскадренные миноносцы «Разумный» и «Разъяренный» в 7:20 встретили тральщики типа AM, а в 7:40 — эскадренные миноносцы «Громкий» и «Грозный»; в 8:40 весь отряд построился в строй фронта для поиска союзного конвоя. В 11:20 конвой был обнаружен в составе 10 транспортов, танкера, двух эскадренных миноносцев и корвета; наши корабли заняли места в охранении конвоя.
В 12:04 м. эскадренный миноносец «Грозный» (командир капитан 3 ранга А. И. Андреев) в 55 милях на норд-вест от мыса Канин Нос трижды атаковал противолодочными бомбами обнаруженную им подводную лодку противника; после первой атаки появилось масляное пятно диаметром около одного кабельтова, после второй атаки всплыл буй и после третьей атаки всплыл предмет, похожий на спасательный круг, из-за опасения ловушки со стороны противника плавающие предметы не поднимались.
В 13:15 наш тральщик прибором «Асдик» обнаружил подводную лодку и в 13:20 сбросил на нее большую серию глубинных бомб и сигнальный патрон; на месте бомбометания на поверхности моря появился соляр; в 13:25 тральщик вторично сбросил на подводную лодку большую серию глубинных бомб; количество соляра на поверхности воды после этого увеличилось; в 13:35. Тральщик произвел по тому же месту залп 24 противолодочными контактными минами, и через несколько секунд было видно два взрыва мин.
По месту нахождения соляра и положению сигнального патрона определили, что неприятельская подводная лодка, вероятно, легла на грунт. Глубина моря по показаниям эхолота оказалась 240 фут.; тогда в месте появления соляра были сброшены три глубинные бомбы с установкой глубины 70 м и при следующем проходе над подводной лодкой — еще две бомбы. На месте взрывов появились большие пузыри воздуха и обильное выделение соляра. Считая подводную лодку уничтоженной тральщик пошел на присоединение к конвою.
В 18:00 Беломорская группа конвоя JW-54-A следовала без потерь в Белое море. В 19:00. в Иоканку прибыли два английских миноносца и корвет, бывшие в охранении этого конвоя.
В 9:15 в Кольский залив вошли три английских крейсера: «Кент» (под флагом командующего 1-й крейсерской эскадрой), «Ямайка» и «Бермуда», прикрывавшие на переходе союзный конвой.
В 9:27 на поиск конвоя JW-54-A вылетели из Главной базы флота четыре самолета «Аэрокобра» и один «Бостон». В 10:00 «Бостон» обнаружил Кольскую группу конвоя в составе 20 судов.
В районе острова Торос корабли были встречены лоцманскими ботами, которые высадили на корабли лоцманов для проводки судов на назначенные якорные места. Гидрографическое судно «Гидролог» находилось в районе остров Торос — мыс Кильдин вест на случай необходимости лидирования конвоя в тумане.
В 17:00 в Кольский залив вошла Кольская группа конвоя JW-54-A в составе шести транспортов, танкера и спасательного судна в охранении семи английских миноносцев. Вместе с конвоем прибыли, закупленные в США для Северного флота, два тральщика и три большие охотника, присоединившиеся к конвою в районе Исландии. Во время перехода из Англии конвой потерь не имел.
Истребители Северного флота произвели 15 самолетовылетов на прикрытие конвоя и крейсеров.
Конвой JW-54-В, следовавший из Шотландии в СССР, в 12:00 находился в районе Фарерских островов.
***
25.11.43 г. с 8:42 до 15:57 четыре самолёта «Бостон» поодиночке вылетали в море на «свободную охоту» вдоль побережья Норвегии. Один из этих самолетов (командир экипажа — гвардии старший лейтенант И. И. Зайцев) обследовал районы островов Ингей и Ролвсей, Снефьорда, Брейсунна и Маасфьорда и, не обнаружив кораблей противника, решил возвратиться на аэродром. На обратном пути у входа в Порсангерфьорд самолет заметил справа по курсу разрывы зенитных снарядов и, повернув в сторону разрывов, увидел конвой противника в составе трех транспортов, миноносца, четырех сторожевых кораблей и четырех тральщиков, шедший курсом 80°; конвой прикрывали с воздуха два самолета Хе-115 и одни Me-109; неприятельские корабли, очевидно, вели огонь по другому самолету. Появление нашего торпедоносца было внезапным; он с хода атаковал средний транспорт в 6000 т с высоты 30 м с дистанции 5 каб. и при отходе от цели наблюдал взрыв на этом транспорте, столб дыма и огонь. Корабли противника безрезультатно обстреляли наш самолет зенитной артиллерией.
Другой самолет «Бостон» дошел по маршруту до Гамвика и в 14:30 в районе мыса Слетнес обнаружил одиночный транспорт в 2000 т, шедший курсом 160° без охранения. Самолет с высоты 25—30 с дистанции 3—4 каб. сбросил торпеду, но она прошла за кормой транспорта и изорвалась, наткнувшись на берег. Остальные два «Бостона» встреч с противником не имели.
С 9:18 до 13:35 три самолета «Бостон», один «Киттихаук» и один Як-9 производили разведку в Варангерфьорде и у побережья Северном Норвегии, но противника не обнаружили. С 10:30 до 13:20 один «Спитфайр» вылетал в разведку до Альтенфьорда, но, дойдя до Хаммерфеста, вернулся обратно вследствие плохой погоды; в гавани Лиинахамари самолет обнаружил три неприятельских транспорта.
По данным радиоразведки, в течение суток в плавании у северо-восточного побережья Норвегии были отмечены семь сторожевых кораблей, тральщик и миноносец противника.
Авиация Северного флота совместно с самолетами 7-й воздушной армии, выполняя ранее поставленную командующим Северным флотом задачи по обеспечению союзных конвоев, в течение дня нанесла несколько массированных ударов по аэродромам противника Луостари и Хебуктен.
В действительности выполнение операции происходило в следующем порядке:
В 9:40 с аэродрома Ваенга вылетела группа, предназначенная для удара по аэродрому Луостари, — восемь Ил-2; вслед за нею с этого же аэродрома вылетела часть группы прикрытия — четыре Як-9. Одновременно с самолетами Ил-2 с аэродрома Кильдин поднялось шесть «Киттихаук» и в 9:42 м. — четыре «Харрикейн».
В 9:45 с аэродрома Ваенга вылетела ударная группа по аэродрому Хебуктен — восемь Ил-2; в это же время с аэродрома Кильдин поднялась группа прикрытия—шесть «Харрикейн», а в 9:46 с аэродрома Ваенга — шесть Як-9 и Як-1 и в 9:48 с этого же аэродрома — шесть Як-1.
Первая группа Ил-2, собравшись над аэродромом с частью группы непосредственного прикрытия (четыре Як-9), взяла курс на губу Сайда к установленному месту встречи с остальной частью истребителей, вылетевшей с аэродрома Кильдин, но в назначенном месте истребителей не встретила и легла на курс к цели в расчете на то, что прикрытие встретит ее в пути. Дойдя до губы Ура, группа вернулась обратно и, снова не встретив истребителей, решила идти к цели с прикрытием только из четырех Як-9. На маршруте в районе полуострова Средний самолеты попали в дымку, и ведущий командир группы Ил-2 принял решение идти на запасную цель—селение Титовка.
Вторая группа Ил-2 встретилась над аэродромом с группой прикрытия (шесть Як-1) и взяла курс на губу Сайда к месту встречи с другой группой прикрытия (шесть «Харрикейн» с аэродрома Кильдин). Над губой Сайда истребители не были встречены; группа пошла к губе Ура, сделала там круг, на котором к ней присоединились шесть «Харрикейн», и вместе с ними пошла к цели. Кроме того, к самолетам второй группы пристроились четыре «Харрикейн» и шесть «Киттихаук» первой группы, вылетевшие с аэродрома Кильдин. Вторая группа так же, как и первая, встретила на маршруте дымку и к цели не пошла, а нанесла удар по запасной цели — селению Титовка.
Два Як-1 группы боя присоединились к первой группе Ил-2 и вместе с нею выполняли задание; остальные четыре Як-1, потеряв самолеты Ил-2, возвратились на аэродром.
Удар первой и второй групп самолетов по Титовке был нанесен в период с 10:30 до 10:32 с высоты от 300—350 до 70 м; было израсходовано: 32шт. ФАБ-100, 16 шт. ЗАБ-100, 8 шт. РОФС, 28 шт. РС-82, 940 снарядов ВЯ, 330 шт. снарядов ШВАК, 980 патронов ШКАС и 89 патронов УБТ.
В результате удара было подожжено шесть деревянных домов, уничтожено шесть повозок с грузом, подавлены четыре зенитные точки, вызвано 12—14 взрывов пожаров. На свой аэродром не вернулся один Ил-2.
Группа самолетов Пе-2, предназначенная для второго удара по аэродрому Хебуктен, собравшись с прикрытием над аэродромом Ваенга, легла на курс по маршруту, проложенному вокруг полуострова Рыбачий на Варангерфьорд с заходом на цель с северо-запада. С маршрута из-за неисправности материальной части вернулись два самолета «Аэрокобра» и один Пе-2. Удар по Хебуктен был нанесен в 10:37 с высоты 400 м; с горизонтального полета было сброшено - 16 шт. ФАБ-100, 12 шт. ФАБ-50, 120 шт. АО-10, 180 шт. АО-2,5 и 180 шт. ЗАБ-2,5. Экипажи наблюдали четыре пожара и три взрыва. На отходе наши самолеты были атакованы тремя Me-109. Противник потерял в воздушном бою один Me-109. Из наших самолетов не вернулись на свой аэродром два «Аэрокобра».
Самолеты 7-й воздушной армии — Ил-2 с прикрытием десяти «Аэрокобра»— в 10:40 нанесли удар по аэродрому Луостари и вернулись без потерь. На аэродроме было уничтожено пять одномоторных и один двухмоторный самолеты противника.
Командующий военно-воздушными силами Северного флота, не достигнув намеченной цели в первом ударе, принял решение нанести повторный удар по аэродрому Луостари и в 11:30 поставил эту задачу 46-му штурмовому авиаполку и 6-й истребительной авиадивизии. Время вылета было назначено на 13:00. Удар должен был быть нанесен двумя группами самолетов: первая группа в составе восьми Ил-2, восьми Як и шести «Харрикейн» — с северо-востока; вторая группа в составе восьми Ил-2, шести «Киттихаук» и шести Як по кратчайшему маршруту до Луостари. Для лучшей организации вылета самолеты «Киттихаук» были перебазированы с аэродрома Кильдин на аэродром Ваенга 2-я.
Перед вылетом ударных групп в 12:11 были высланы два самолета «Аэрокобра» на разведку погоды в районе Луостари.
В 13:07 с аэродрома Ваенга вылетели восемь Ил-2 первой группы; одновременно с аэродрома Кильдин взлетели шесть «Харрикейн». После самолетов Ил-2 поднялись восемь Як, а вслед за ними, не уяснив назначенного порядка вылета, — пять «Киттихаук» прикрытия второй группы, присоединившись к самолетам первой группы.
Вторая группа — восемь Ил-2 — вылетела в 13:20 и вслед за нею — шесть Як.
Первая группа в составе восьми Ил-2, восьми Як и пяти «Киттихаук», собравшись над аэродромом, взяла курс на губу Сайда, где к ней присоединились шесть «Харрикейн», и пошла по маршруту к цели через Сеть-Наволок и губу Ейна. Вторая группа в составе восьми Ил-2 и шести Як, собравшись над аэродромом Ваенга, также пошла на цель по прямому маршруту.
С 13:49 до 13:51 обе группы нанесли удар по аэродрому Луостари; штурмовики с высоты 800 м с пикирования выпустили РОФС и PC, а при втором заходе с высоты 300 м сбросили бомбы и обстреляли стоянки самолетов пушечно-пулеметным огнем. Всего было израсходовано 32 шт. ФАБ-100, 32 шт. ЗАВ-100, 4 шт. РОФС, 60 шт. PC-82, 1650 патронов БС, 2390 снарядов ШВАК, 9350 патронов ШКАС и 980 патронов УБТ. В результате удара на земле было уничтожено не менее 10 неприятельских самолетов, подавлено 6 зенитных точек, вызвано 26 пожаров. Над целью и на отходе наши самолеты были атакованы истребителями противника, общим числом до 25 самолетов. В воздушном бою было сбито 13 Me-109. Наши потери составляли — шесть Ил-2, один Як-1 и четыре «Киттихаук», из них: два Ил-2 были сбиты зенитной артиллерией, один Ил-2, один Як и четыре «Киттихаук» — истребителями. Не вернувшиеся из операции три Ил-2, предположительно, были сбиты зенитной артиллерией. В итоге за день самолеты Северного флота уничтожили на земле 11 самолетов противника и сбили в воздушных боях 14 Me-109. Кроме того, самолеты 7-й воздушной армии уничтожили на земле шесть вражеских самолетов. Наши потерн за день составляли 14 самолетов».
В 18:30 Беломорская группа союзного конвоя JW-54-A в составе пяти транспортов и двух эскортных кораблей прибыла на Северо-Двинский рейд; шесть транспортов и три эскортных корабля этой группы прибыли на Молотовский рейд. В 12:00 в Мурманском порту началась разгрузка двух транспортов из состава прибывшей накануне из Англии Кольской группы конвоя JW-54-A.
Конвой JW-54-B, следовавший из Шотландии в северные порты СССР, в 12:00 находился в районе 120 миль к востоку от Исландии».
Из «Отчета о боевой работе оперативной группы 48 АД ДД на севере, действующей с аэродрома Африканда и Подужемье с 10.11.43 г. по 10.4.44 г» узнаем, что «согласно приказа 8 АК ДД за № 0039 от 9.11.43 г. оперативная группа 48 АД ДД в составе 17 боевых экипажей 10.11. 43 года с аэродрома базирования /Мигалово/ перелетела на аэродром Африканда. В связи с плохими метеоусловиями по маршруту, произвела посадку на промежуточный аэродром Архангельск /Ягодник/. 25.11.43 года группа перелетела на место назначения организованно, без происшествий. С прибытием на новое место назначения базирования начать боевую работу было нельзя, отсутствовали: земная радиостанция, посадочные прожектора, ночной старт, приводная радиостанция, пеленгатор, авиамасло, авиагорючие и продукт Р-9, что с большими трудностями через ВВС Северного флота были доставлены. Экипировка экипажей для работы в условиях Заполярья были неудовлетворительная, отсутствовали бортовые лыжи, ручные компасы, ножи, винтовки или автоматы, малые по объему и содержанию индивидуальные борт пайки. В процессе работы эти недостатки в большей части были устранены.
9-й и 17-й Батальон аэродромного обслуживания 7-ой Воздушной Армии с работой по обеспечению боевой деятельности оперативных групп справились хорошо.
1021 и 630 Батальоны аэродромного обслуживания 48 АД ДД запасными частями, материальную часть оперативных групп обеспечивали неудовлетворительно. В обеспечении личного состава опергрупп зимним общеармейским обмундированием и стимуляторами со стороны тыла и медработников достаточной заботы проявлено не было.
За время организации средств обеспечения боевой работы, летный состав занимался изучением района аэродрома базирования, районов полетов, целей., ПВО противника, метеоусловий в районе боевых действий и тренировочными полетами днем и ночью в условиях строгого ограниченного аэродрома Африканда.
После проведенной подготовительной работы с личным составом - ознакомления его с предстоящей работой на севере и в обеспечение его жильем и питанием, а также подготовки аэродрома – расширения летного поля для работы самолетов Ил-4 и организации приводных средств, группа с 1.12.43 г. приступила к боевой работе. [ЦАМО, Ф. 20535, Оп. 1, Д. 7, Л. 178]
***
26.11.43 г. авиация Северного флота с 18:36 25 ноября до 00:43 26 ноября производила ночные налеты на аэродромы Луостари и Хебуктен с целью обеспечения конвоя RA-54-B от авиации противника. 21 самолет ДБ-Зф, летая поодиночке, сбросили по аэродрому Луостари с высоты 800—3 500 м 157 шт. ФАБ-100, 51 шт. ЗАБ-100, 9 шт. САБ-100 и наблюдали два пожара. Три ДБ-Зф (также поодиночке) сбросили с высоты 2300—3300 м и по аэродрому Хебуктен 18 шт. ФАБ-100, 9 шт. ЗАБ-100, 3 шт. САБ-100; результатов не видели из-за облачности. Два ДБ-Зф возвратились на аэродром с бомбами вследствие неисправности материальной части.
Из летной книжки штурмана Прокудина: 25(26).11.43 г. осуществлено три ночных боевых вылета: один на разведку с налетом 2 часа 07 минут; два на Луостари с общим налетом 2 час 03 минуты.
«Итоги боевой работы оперативной группы 8 авк дд на Севере» описывают период с 10.11.1943 по 12.04.1944 г. и дают следующую информацию о боевом вылете на Луостари от 24.11.43 г. В ней указывается боевая потеря в составе 36 ад ДД. В «Хрониках» почему-то эта потеря не упоминается:
26.11.43 года экипаж Мл. лейтенанта МЯКИШЕВА <летал на цель> аэродром ЛУОСТАРИ. Над целью экипаж подвергался сильному обстрелу КК ЗА. Самолет получил большое количество осколочных пробоин в плоскости, фюзеляж и стабилизатор. Радист (сержант СЛЕПНЕВ) был ранен осколком ЗА.
Потеря произошла в результате повреждения осколками ЗА управления рулей глубины. Летчик полет от цели произвел в сложных метеоусловиях (облачность 10 баллов Н=200-300 м) на поврежденном ЗА самолете. К тому же бедная аэродромная сеть, местность, не позволившая произвести вынужденную посадку, в результате летчик правильно дал команду оставить самолет (полуостров Средний, в районе МАТТИВУОНО).
Боевой вылет был детально проигран со всем летным составом. [ЦАМО, Фонд: 20535, Опись: 1, Дело: 7]
В «Сведениях о потерях Оперативной группы «Север-3» 36 АСД ДД за период с 22.11.1943 г. по 10.4.1944 г.» уточняется состав экипажа:
26. 11.1942 г Ил-4 42-го АКП за № 12401 с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Мякишев , штурман мл. лейтенант Коновалов, радист сержант Слепнев, стрелок сержант Лысяк, был подбит ЗА противника над портом Петсамо. Перебиты тяги рулей управления. Самолет сгорел. Штурман и стрелок погибли. Радист и летчик живы. Место происшествия значится: район Маттивуоно, п/о Средний. [ЦАМО, Фонд: 20535, Опись: 1, Дело: Л.165]
В «Приказе оперативной группы 36 авиационной Смоленской дивизии ДД от 12 апреля 1944 г. за №9/с, Губа Грязная» узнаем детали этой трагедии:
В ночь на 26.11.43 г. экипаж 42 АКП – летчик Мякишев, штурман Коновалов, радист Слепнев, стрелок Лысяк - при бомбардировании аэродрома Луостари подвергся интенсивному обстрелу ЗA крупного и среднего калибров, в результате чего самолет получил большое количество осколочных пробоин. Радист получил ранение от осколков <снаряда> ЗА. После выхода из зоны огня, самолет вторично попадает под обстрел ЗА, прикрывающей порт Петсамо. Дальнейший полет проходил в усложненной метеообстановке, при выходе на полуостров Средний экипаж попал в сложные метеоусловия (многоярусная десятибалльная облачность, нижний ярус на Н=200-300 м), самолет идя между ярусами облачности на Н=300 м, попадает в облачность, стараясь выйти из последней, делает разворот на 180°, после чего самолет из крена не выходит и перестал слушать рули. Все попытки летчика вывести самолет в горизонтальный полет, положительных результатов не дели. Командир экипажа подал команду «прыгать», сам открыл колпак и был выброшен из кабины. Приземлился благополучно. Штурман самолет не покинул, остался в кабине, стрелок выбросился на парашюте, но последний не раскрылся, радист во время прыжка зацепился лямками за пулемёт и с самолетом упал на землю, но остался жив. Самолет упал в р-не Маттивуоно, полностью разбит. Летчик имел 14 боевых вылетов, на 15-м или первом на Севере произошла потеря.
Вывод: Причиной потери явилось повреждение осколками ЗА над целью или портом Петсамо управления рулями самолета, причиной этому послужило недостаточная опытность летчика в маневрировании в зоне зенитного огня и слабое знание некоторыми экипажами, в частности экипажем Мякишева, к началу боевых действий на севере объектов и их расположение, что привело ко вторичному попаданию в зону зенитного огня порта Петсамо при отходе от основной цели. Летчик правильное принял решение - об оставлении самолета экипажем. [ЦАМО, Фонд: 20535, Опись: 1, Дело: 7, Л. 155]
«Донесениях о безвозвратных потерях»:
Коновалов Владимир Николаевич, 1916 г.р., 42 ап ДД 36 ад ДД, штурман самолета, мл. лейтенант. 28.11.1943 г. погиб при выполнении боевого задания от ЗА противника. Первичное место захоронения: Мурманская обл., аэродром Пумманы. [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 18001, Д. 1284].
Лысяк Иван Герасимович, 1921 г.р., 42 ап ДД 36 ад ДД, воздушный стрелок, мл. сержант. 28.11.1943 г. погиб при выполнении боевого задания от ЗА противника. Первичное место захоронения: Мурманская обл., аэродром Пумманы. [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 18001, Д. 1284].
О летчике мл. лейтенанте 42 ап ДД Мякишеве Евгении Алексеевиче, 1923 г.р., в Заполярье узнать ничего особого не удалось. В его наградных документах эти события не упоминаются. Но он был награжден медалью «За оборону Советского Заполярья». На службу он поступил 01.05.1941 г., а датой окончания службы подполковника Мякишева значится дата: 20.06.1972 г. Читатель с ним уже знаком, как с участником войны с Японией в 1945 г., по главе «Дядя Ваня Зуенко на войне с самураями...».
О стрелке-радисте Слепневе так и ничего не обнаружено. Могу лишь предположить, что ранение, полученное в этом боевом вылете, не позволило ему продолжить больше летать.
В 11:50 самолет «Бостон» (командир экипажа — гвардии лейтенант Н. И. Зайцев), вылетевший на «свободную охоту», атаковал торпедой с высоты 30 м, с дистанции 5 каб. в районе острова Ингей неприятельский транспорт в 3 000 т, шедший в охранении сторожевого корабля, но результатов не наблюдал вследствие плохой погоды. При повторном заходе в районе атаки летчики видели только сторожевой корабль.
В 12:12 другой «Бостон» (командир экипажа — гвардии лейтенант Шибанов) обнаружил у Берлевога стоящие на рейде на якоре два транспорта и два сторожевых корабля противника и атаковал один из транспортов в 6 000 т торпедой с высоты 30 м и с дистанции 6 каб.; экипаж самолета наблюдал взрыв и потопление транспорта.
Третий «Бостон» вследствие плохих метеорологических условий возвратился на аэродром с торпедой.
В 9:30 с Молтовского рейда вышел в Исландию конвой RA-54-B в составе восьми транспортов, в сопровождении двух наших тральщиков типа AM и английских тральщиков «Сигалл» и «Лорд Остин»; третий наш тральщик и английский тральщик «Хуссар» шли на присоединение к конвою.
В 15:33 конвой RA-54-B в охранении шести тральщиков прошел маяк Зимнегорский. Четыре самолета Пе-3 из Поноя вели разведку на подходах к Иоканке и Горлу Белого моря и по курсу движения союзного конвоя; четыре «Харрикейн» прикрывали конвои с воздуха.
Конвой JW-54-B, следовавший из Шотландии в СССР, в 12:00 находился в районе 150 миль на зюйд-ост от острова Ян-Майен.
Транспорты конвоя JW-54-A, прибывшие в Белое море 25 ноября, переводились в гавань Молотовска и в Экономию; охранение транспортов на рейде и на баре осуществлялось тремя тральщиками и сторожевым кораблем».
***
27.11.43 г.
С 9:12 до 15:00 авиация Северного флота произвела 4 самолетовылета на разведку кораблей противника у побережья Норвегии. Воздушной разведкой были обнаружены: в 14:20 на рейде Лиинахамари — три транспорта, два сторожевых корабля, два тральщика и четыре сторожевых катера; в 14:30 в Бекфьорде — три транспорта, два сторожевых корабля, два тральщика и три сторожевых катера.
Два самолета «Бостон» летали на «свободную охоту» у берегов противника; один — с 9:40 до 13:40, другой — с 11:27 до 14:49. Первый «Бостон» (командир экипажа — гвардии старший лейтенант В. В. Пирогов) в 11:32 обнаружил у причала в порту Мехавн два сторожевых корабля противника и атаковал их торпедой с высоты 25 м, с дистанции 3 каб., но взрыва торпеды не видел. Неприятельские корабли безрезультатно отражали атаку огнем зенитной артиллерии; этот же самолет в 11:44 в Танафьорде обстрелял пушечно-пулеметным огнем три парусника и один из них поджог.
Второй «Бостон» не обнаружил противника в море и вернулся на аэродром с торпедой.
Конвои RA-54-B, вышедший накануне из Молотовска в Исландию, в составе восьми транспортов, трех английских и трех наших тральщиков в 6:50 прошел Поной. В 12:00 он находился в районе мыса Большой Городецкий. Для эскортирования этого конвоя в 8:40 вышли из Иоканки эскадренные миноносцы «Громкий» и «Грозный» и в 12:00 заняли свои места в ордере. В 8:25 из Иоканки вышли для присоединения к конвою два английских миноносца, корвет и тральщик.
В 15:00 из Кольского залива для присоединения к конвою RA-54-B в заданной точке вышли шесть английских миноносцев, танкер и спасательное судно, а в 16:00 — крейсера «Кент», «Ямайка» и «Бермуда». Три наших тральщика с наступлением темноты отделились от конвоя и легли на курс следования в Кольский залив.
Конвой JW-54-B. следовавший из Шотландии в СССР, в 12:00 находился в районе 180 миль к востоку от острова Ян-Майен.
По данным радиоразведки, с 12:46 до 15:00 два самолета противника типа БФ-138 производили разведку в Норвежском море.
***
28.11.43 г. три самолета «Бостон» летали в море на «свободную охоту». Один из них (командир экипажа — гвардии майор С. К. Литвинов) в 11:11 в Порсангерфьорде на рейде Кистранд атаковал торпедой с высоты 25 м, с дистанции 8—10 каб. и потопил неприятельский транспорт в 10000 т; другой самолет — в 13:45 в районе Омганг с высоты 30 м, с дистанции 3—4 каб. безрезультатно атаковал самоходную баржу (торпеда прошла под баржей); третий самолет возвратился на аэродром вследствие плохих метеорологических условий.
Для прикрытия конвоя RA-54-B по его маршруту с 9:57 до 15:20 летали два самолета «Бостон»; они дошли до границы снежных зарядов и в следствии неизбежного обледенения, не обнаружив конвоя, возвратились на аэродром.
Для разведки кораблей противника в Баренцевом море с 10:27 до 14:54 вылетали из Ваенги два «Бостон», но, встретив в районе поиска сплошной туман, возвратились, не обнаружив неприятеля.
Конвой RA-54-B в 12:00 находился в районе 170 миль к северу от мыса Канин Нос.
Для обеспечения конвоя RA-54-B и транспортов в Кольском заливе 36-я авиадивизия Советской Армии с 17:35 начала одиночными самолетами ДБ-Зф наносить бомбовые удары по аэродрому Луостари, произведя всего 33 самолетовылета; на аэродроме было отмечено семь пожаров.
Из летной книжки штурмана Прокудина: 28.11.43 г. осуществлены три ночных боевых вылета на Луостари с общим налетом 4 час 04 минуты.
Конвой JW-54-B, следовавший из Шотландии в СССР, в 12:00 находился в районе между островами Ян-Майен и Медвежий.
Командующий Северным флотом поставил командирам соединений флота задачи по обеспечению перехода конвоя JW-54-B, в т.ч. и Командующему военно-воздушными силами Северного флота:
1/ воздушной разведкой вести наблюдение за надводными кораблями противника в морс и за кромкой льда в районе острова Медвежий по маршруту конвоя;
2/ установить наблюдение за движением конвоя от меридиана 20°00' ост;
3/ ударами по аэродромам Банак, Хебуктсн и Луостари противодействовать нападениям неприятельской авиации на конвой во время его перехода и при разгрузке транспортов в Кольском заливе;
4/ быть готовым к удару по надводным кораблям противника в случае преследования ими конвоя;
5/ прикрывать Мурманскую группу транспортов конвоя в светлое время непрерывным патрулированием на подходе к Кильдинскому плесу с удалением от Ваенги на 80—100 миль и последующую их стоянку в Кольском заливе.
С 9:51 до 13:17 неприятельские самолеты (четыре ФВ-190 и два Me-109) в разное время парами вели разведку фронта. Мотовского залива и Главной базы флота.
Истребители Северного флота в течение дня сделали шесть вылетов на прикрытие Главной базы и аэродромов.
С 10:13 до 11:20 самолет «И-15бис» произвел разведку по маршруту губа Белушья — остров Междушарский — мыс Костин Нос — губа Белушья; противник не был обнаружен».
Из летной книжки штурмана Прокудина: 30.11.43 г. осуществлен дневной облет матчасти с налетом 06 минут.
Итого у Прокудина за ноябрь: 3 дневных вылета с налетом 6 часов 44 минуты и 6 ночных вылетов с налетом 8 часов 14 минут.
***
29.11.43 г. авиация Северного флота вследствие неблагоприятной погоды вылетов не производила.
Эскадронные миноносцы «Громкий» и «Грозный», эскортировавшие конвой RA-54-B, следовавший из Белого моря в Исландию, в 7:30 возвратились в Кольский залив; в 10:00 вернулись в Кольский залив (от конвоя) английские тральщики «Хуссар» и «Сигалл». Конвой RA-54-B в 12:00 находился в 350 милях к северу от мыса Канин Нос.
Конвой JW-54-B, следовавший из Шотландии в СССР, в 12:00 находился в районе острова Медвежий.
Разгрузка транспортов конвоя JW-54-A, находившихся в Кольском заливе, проходила медленно; на 29 ноября они в среднем были разгружены на 14%.
***
30.11.43 г. авиация Северного флота ввиду плохой погоды полетов не производила.
Действия на внешних морских коммуникациях. Конвой JW-54-B, следовавший из Шотландии в СССР, в 12:00 находился в районе 260 миль к северу от полуострова Рыбачий.
Конвой RA-54-B, шедший из Белого моря в Исландию, в 12:00 находился в районе в 250 милях к северу от Варде.
Во вторую Половину ноября отмечалась повышенная активность неприятельских подводных лодок в Баренцевом море; в течение этого периода до пяти подводных лодок действовали в районе между мысом Нордкап и островом Медвежий и четыре-пять лодок в юго-ваточном части Баренцева моря.
За ноябрь на внутренних коммуникациях в операционной зоне Беломорской военной флотилии было проведено 17 конвоев в составе 18 советских транспортов. По основным направлениям эти транспорты распределялись: в Белом море — один, Иоканка — Белое море — два; Белое море — два; Белое море — Кольский залив — пять; Кольский залив —Белое море—один; Иоканка—Кольский залив—два; Кольский залив — Иоканка — один; Арктика — Белое море — пять; Арктика— Иоканка — один. Для эскортирования этих транспортов был сделан 41 выход кораблей эскорта, из них: эскадренных миноносцев — 8, сторожевых кораблей — 9, тральщиков—16, катеров МО — 6, минных заградителей — 2.
В течение ноября всеми видами войсковой разведки был отмечен в операционной зоне Беломорской военной флотилии 21 случай обнаружения неприятельских подводных Лодок, из них в шести случаях лодки были обнаружены радиоразведкой, в 14 — кораблями и в одном случае сигнально-наблюдательным постом. Всего с 1 июля по 30 ноября в этом районе было 183 случая обнаружения подводных лодок противника (115 радиоразведкой, 46 кораблями, 19 сигнально-наблюдательными постами, 3 авиацией). За этот же период было обнаружено тралением и самовзрывами 15 немецких донных неконтактных мин в губе Белушья, 14 мин — в проливе Югорский Шар и 34 мины — на подходах к острову Диксон; из этого числа затралено 52 мины.
***
Итого за ноябрь произведено 13 налетов; в них участвовало 206 самолетов, в том числе 3 налета ДБ-3ф в количестве 57 ед.
Сводная таблица о боевой работе северной опергруппы 8 АК ДД за период с 10.11.43 г. по 10.4.44 г. (аэродром Ваенга-1, Африканда, и Подужемье) и Справка о выполнении боевых задач опергруппы «Север-3» 36 АСД ДД за период с 22 ноября1943 г. по 22 февраля 1944 г. подводят итоги боевой работы ОГ «Север-3» 36 ад ДД за ноябрь месяц 1943 года:
За ноябрь 1943 г. 36 АСД с аэродрома Ваенга-1, использовав 4 летных ночей за месяц, совершила 59 самолетовылетов на бомбардирование и 4 на разведку погоды без бомб. Всего самолетовылетов за ноябрь 1943 г. – 63. Общий налет ночью составил 87 часов 50 минут. Выполнено самолетовылетов по основной цели - 55. Не выполненными из-за неисправности матчасти оказались – 3; из-за плохих метеоусловий – 1. Всего не выполненные - 4. На контроль вылетали от авиаполка – 4 раза. От авиакорпуса и авиадивизии на контроль выполнения боевых заданий вылетов не было. Объектами бомбардирования были аэродромы противника Луостари (26.11.43 г. – 20 б/в; 29.11.43 г. – 32 б/в) и Хебуктен (26.11.43 г. -3 б/в). Было сброшено бомб: 454 шт. ФАБ-100, 24 шт. САБ-100, 15 шт. САБ-15, 72 шт. ЗАБ-100 цк. Общее количество сброшенных бомб – 565 шт. с общим весом 55225 кг. Сброшено листовок – 156000 шт. [ЦАМО, Фонд: 20535, Опись: 1, Дело: 7]
Свидетельство о публикации №221020502105