Чему нас учит познание себя?

               
1. Знаем ли мы сами себя?

Нет, потому что «познать себя самого тяжелее всего» (схиигум. Иоанн Алексеев) и не многие берут на себя тяжёлый труд этого познания.

2.Чему нас учит познание себя  в свете Священного Писания и опыта Святых Отцов?

Познание себя в свете Священного Писания и опыта Святых Отцов учит нас нищете духовной, то есть смирению перед Богом.

3. В чём это смирение заключается?

«Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы –   н и ч т о    и во всем прибегать к милосердию Божию» (митр. Филарет Дроздов).
 
4. Этому духовному убеждению свойственно такое рассуждение:

«"Ничего доброго у меня нет... Тело у меня не мое, оно сотворено Богом во чреве матернем. Душа дана мне от Господа. Потому и все способности душевные и телесные суть дары Божии. А моя собственность - только одни мои безчисленные грехи, которыми я ежедневно прогневляла и прогневляю Милосердного Господа. Чем же мне после этого тщеславиться и гордиться? Нечем» (прп. Иосиф Литовкин).

Ибо «Бог есть начало, средина и конец всякого блага <в том числе и того, которое в тебе>. Благому же нельзя веровать или совершать оное иначе, как только во Христе  Иисусе и в  Духе Святом» (прп. Марк Подвижник).

Поэтому всё хорошее в нас мы имеем от Него и оно не наше, а   Б о ж и е    в самом прямом смысле этого слова.  Оно созидается в нас Благодатью, действующей в теле, душе и духе. В теле Благодать поддерживает естественные процессы. В душе она претворяется в благие помыслы и дела, а в духе она соединяет нас с Богом. Это одна и та же Благодать, только в разных составах наших (в теле, душе и духе) она действует по разному.

5. Этому духовному убеждению свойственно чувство своего недостоинства.

Если познание своей духовной нищеты не затрагивает сердца, оно остаётся поверхностным. Нищета духовная, затронувшая сердце, выражается в душевном чувстве своего недостоинства и в искренних слезах сокрушённого сердца о своей греховности, а так же  в кротости, приходящей после этих слёз и вместе с этим чувством.  Поэтому первой заповеди блаженства о нищете духовной следует вторая заповедь о слезах и третья заповедь о кротости. Без слёз и кротости духовная нищета надуманная и мечтательная.

«Познавший себя,< что без Господа он - земля, прах,  бездушная и беспомощная глина> – достиг разума страха Господня <боязни отпасть от Бога, который есть наша жизнь и любовь> и, ходя в оном, достигает врат любви» (прп. Иоанн Лествичник), то есть исполнения заповедей.

Присвоивший себе дары Божии (жизнь, радость, любовь, талант)  отпадает от Бога и впадает в великие беды, самая большая из которых есть гордость*, так как обратной стороной своей она имеет вечную смерть.

6. Что доказывает нам то, что ничего своего мы не имеем?

«Люди больше всего гордятся или честью и славой, или богатством, или разумом, или силой, или благородством. Но поскольку все это   п е р е м е н е   п о д л е ж и т   и как приходит к нам, так и   о т х о д и т   от нас, ибо не наше, то возноситься тем, что не наше, весьма несмысленно. Все, что ни имеем, не наше, а Божие; мы лишь   с о с у д ы   Божиих дарований. Богу дарующему подобает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку – смиряться, дабы, что имеет, не отнято было из-за гордости» (свт. Тихон Задонский).

7. Как удостовериться подвизающемуся в том, что он, будучи "сосудом Божиих дарований", этих дарований ещё не приобрёл и  ничего не имеет?

«Когда я сидел у одного аввы, пришла некоторая дева и сказала старцу: „Авва, я провожу шесть дней шести недель в посте и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет“. Старец отвечал ей: „Сделалась ли для тебя скудость все равно что изобилие?“ Она сказала: „Нет“. — „Бесчестие — как похвала?“ — Сказала: „Нет, авва“. — „Враги — как друзья?“ — Отвечала: „Нет“. Тогда говорит ей мудрый тот старец: „Иди, трудись, ты ничего не имеешь“» (прп. Антоний Великий).

«Не высокомудрствуй, будто ты добр; ибо не можешь вверить себя врагам своим» (прп. авва Исаия).


8. Перед кем и перед чем следует считать себя за ничто?

Считат  себя за ничто следует перед Богом, перед людьми, и перед  творением Божием и каждой его тварью.

а) Что значит считать себя за ничто перед Богом?

Об этом сказано выше.

b) Что значит считать себя за ничто перед людьми?

«Первое смирение cостоит в том, чтобы почитать   б р а т а   своего  р а з у м н е е   себя  и   по   в с е м у    п р е в о с х о д н е е   и одним словом, как сказали святые   "п о ч и т а т ь    с е б я    н и ж е    в с е х"» (авва Дорофей).

«Брат! вменять себя ни во что значит ни с кем не сравнивать себя и не говорить о своем добром деле: и я это сделал  <то есть хоть чуть-чуть но участвовал в нём>» (авва Дорофей). Если ты   н и ч т о,   то нечего себя с кем-то сравнивать или приписывать себе что-то доброе.   

c) Что значит считать себя за ничто перед творением Божием и каждой его тварью?

«Смиренномудрый видит себя ничтожною пылинкою среди громадного мироздания, среди времен, поколений и событий человеческих, протекших и грядущих» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Что значит для подвизающегося  считать себя ниже всей твари?
 
«Вопрос 24. Того же к другому Старцу: Если кто считает себя ниже всей твари, а действия его не соответствуют сему; как о сём думать?

Ответ: Если действие не согласно с сознанием, то и оно не есть истинно, но поругание демонское.

Вопрос 25. Отец мой! нет ещё того, чтобы я считал себя ниже всей твари, но когда испытываю свою совесть,   н а х о ж у   с е б я    з а с л у ж и в а ю щ и м  т о г о,   чтобы  считать себя ниже всей твари. Неужели и это поругание от демонов?

Ответ: Брат! теперь только вступил ты на правую стезю. Вот самая истина. Бог да приведёт тебя в ту меру, чтобы считать себя ниже всей твари. Здравствуй о Господе» (авва Дорофей).

То есть я нахожу себя заслуживающим того, чтобы считать себя ниже всей твари, но  у меня не получается считать себя таковым.

«Высшая степень смирения - "держать ум в аду и не отчаиваться" - это для подвизающихся, для монахов, у которых есть опытные руководители, которые сами умеют это делать. Это когда человек думает, что все спасутся, только он один будет в аду. Здесь есть опасность. Можно так в нём и остаться, впав в крайнее уныние, отчаяние или возомнив о себе» (о. Игорь Балухатин).

9. Как человек приходит к осознанию своей духовной нищеты?

«Нищета духа – не какой-то дар, полученный извне, но это реальное состояние человека, которое нужно только осознать. А до осознания своей духовной нищеты доходят суровым испытанием самого себя» (свт. Николай Сербский).

10. В каких сферах проявляется наша духовная нищета?

«Кто на это решится, тот доходит до понимания троякой нищеты: - нищеты с точки зрения своих знаний,– нищеты с точки зрения своей доброты,– нищеты с точки зрения своих дел» (свт. Николай Сербский).

Я знаю, что ничего не знаю, что  ум мой ограничен тварностью и заражён гордостью. Поэтому я не могу во всём доверять ему.

Если и есть что доброе в нас, то оно от Бога. И добрые дела мы без Него совершить не можем.

11. Насколько важно осознание своей духовной нищеты для спасения?

«Итак, всякому человеку необходимо знать себя самого, что он  –  н и ч т о.  Того, кто не знает себя самого, что он ничто, не может спасти Сам всемогущий Бог при всем том, что желает спасти его. И если бы кто принес Богу в дар весь мир (что конечно невозможно), а не думал о себе, что есть ничто, не может спастися никоим образом» (прп. Симеон Новый Богослов).
 
Поэтому заповедь о нищете духовной является первой ступенью и твёрдым основанием всех остальных заповедей блаженства.


------------------------------
* См. статьи «Начало гордости» и «Гордость».











 


Рецензии
С Вашего позволения внёс Вас в избранные авторы...

Михаил Набока   18.04.2021 15:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.