13А. Лидерское проявление

Обсуждать этот механизм лидерского проявления имеет смысл вместе со схемой при главке «13Б.Лидерское воздействие».
Это две завершающие главки к Атласу ориентировочных – концептуальных схем к стартовой ориентировке в проработке проекта «Выявление потенциала лидерства, обеспечивающего перспективу выживания Израиля в условиях нарастающего противоборства гигантов США-«джихадизма»-Китая-...»

Еще раз подчеркну:

- тех, от кого зависит достижение целей всего ведомого сообщества (в своих разработках я имею в виду жителей Израиля и не Израиля, объективно заинтересованных в выживании евреев Израиля и примыкающих к ним людей другого этнического плана) и в отношении кого субъект управления предпринимает определенные действия, определяю как объект управления.

ОРИЕНТАЦИЯ -- > МОБИЛИЗАЦИЯ  -- > ПРОЯВЛЕНИЕ

Пытаясь осмыслить список из 10 качеств лидера, я несколько перестроил их порядок, чтобы получить некоторое подобие операционной модели – работы этих качеств в формировании и оказании лидерского воздействия на ведомую человеческую массу. Вырисовывается причинно-следственная цепочка в три блока ОРИЕНТАЦИЯ -- > МОБИЛИЗАЦИЯ  -- > ПРОЯВЛЕНИЕ.

Качества 1-3-4-10 обеспечивают возможность лидеру сориентироваться в соотношении «объективные и субъективно переживаемые интересы потенциальных ведомых – комплекс их разнородных ресурсов – потенциал актуализации этих интересов при располагаемых и доступных ресурсах – его возможности вести эту массу людей к актуализации таких интересов».

Блок качеств 6-2-8 обеспечивает возможность лидеру мобилизоваться к действиям по осуществлению намеченного лидерского влияния.

Блок 5-7-9 обеспечивает осуществление эффективной коммуникации с ведомой массой людей.

Используя и переосмысливая частные подсказки из интернета попытаюсь сформировать истолкования качествам лидера. 

ОРИЕНТАЦИЯ

1.дальновидность - умение видеть перспективные цели, формировать облик и задачи организации; развитие в будущее угрожающей контекстной среды – > осуществленность маневра – > внутренняя трансформация под маневрирование – > управляющее воздействие на общество и государство/

3.гибкость - способность отзываться на новые идеи и опыт; Адекватность целесообразному потенциалу контекста. Способность менять свое поведение (поведенческий стиль) в зависимости от различных ситуаций.

4.умение определять приоритеты - различать, что необходимо, а что просто важно.

10.«политическое чутье» - способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть.

 Это природное чутьё + приобретённое в практике понимание главной сути явлений, процессов, причинно-следственных связей, свойств, присущих человеческой природе, правил оптимальных взаимоотношений,  взаимодействия, общеполезного баланса прав, свобод, обязанностей и ответственности; это способность к реалистичным оценкам, эффективным решениям, прогнозированию наиболее вероятных реакций, результатов»

Лидер должен вычувствовать возможности:

- создания команды, которая будет осуществлять управление ведомой массой. Выполнение указанной функции требует от лидера хороших знаний об оптимальной структуре команды, о принципах отбора людей в команду, о необходимости создания атмосферы сотрудничества и, если необходимо, боевого духа у всех членов команды;
- обеспеченности выполнения командой всех задач, ведущих к достижению поставленной цели. Должен хорошо представлять, какие задачи предстоит решить коллективу, и обеспечить работу всех звеньев команды, начиная с группы, отвечающей за разработку стратегии и тактики практических действий, и заканчивая группой, отвечающей за техническое обслуживание команды;
- обеспеченности координации действий всех звеньев команды. Он принимает ответственность за разработку проекта действий, за составление плана мероприятий и обеспечение их неукоснительного выполнения;
- создания творческой атмосферы в команде, когда каждый член команды стремится к тому, чтобы внести свой вклад в совместный поиск оптимальных путей достижения целей;
- предотвращения конфликтов в команде и обеспечение ее работы как коллектива единомышленников. Должен уметь предложить идеи, сплачивающие коллектив. Его задачей является формирование в коллективе такого психологического климата, когда каждый член команды начинает ставить общие цели во главу угла своей деятельности в команде, когда личные амбиции отходят на второй план.

Лидер должен «видеть» (= оперативно схватывать текущее состояние,  тенденцию и подвижность под возможными возникающими влияниями) целостную картину объекта воздействия и отдельные составляющие картины.
Из элементов моделей управления, в изобилии представленных в интернете, я скомбинировал модельный образ фрагмента той системной картины, которую лидер должен «вычувствовать» и одномоментно, хотя бы частично, осознавать.

1. Активно поддерживающие, т.е. люди, которые в силу ряда причин (совпадение ценностных ориентаций, интересов, высокая идентификация) осознанно и направленно готовы сотрудничать с субъектом управления, поддерживать его действия и даже посильно помогать в реализации поставленных целей. В различных проблемных ситуациях это может быть или твердый электорат какой-нибудь партии, который при любых условиях пойдет за ее лидерами, или преданные сторонники конкретного лидера, поддерживающие все его действия, или владельцы различного рода ресурсов, тесно связанные особыми интересами с лоббистской группой.

2. Пассивно поддерживающие, т.е. люди, выказывающие сочувствие показанным целям, которые отстаивает субъект управления, по воздерживающиеся от активных самостоятельных действий в их поддержку. На выборах, например, они с большой долей вероятности проголосуют за предлагаемого субъектом управления кандидата, но на их действия могут оказать влияние любые, на первый взгляд, не имеющие никакого отношения к политике, факторы (занятость па работе, семейные обстоятельства и т.п.).

3. Занимающие нейтральную позицию, т.е. люди, не имеющие четко выраженной позиции в отношении заявленных целей. В электоральных или имиджевых кампаниях это люди, не обладающие ярко выраженными симпатиями к каким-либо политическим лидерам или партиям. В лоббистских кампаниях – это лица, не имеющие четкой позиции по предлагаемым проектам.

4. Настроенные недоверчиво, т.е. люди, ставящие под сомнение ценность заявленных целей. Они либо симпатизируют другим группам и лидерам, ставящим иные цели, либо обладают сформировавшимся предубеждением ко всем политикам, либо не верят в возможности претендентов на лидерство конструктивно решать проблемы страны или региона. Недоверие будет подталкивать их к отказу от взаимодействия с субъектом управления в предлагаемой деятельности.

5. Враждебно настроенные, т.е. люди, уже сделавшие свой выбор и превратившиеся в активных сторонников других лидеров или команд, претендующих лидерствовать. Сделанный представителями данной группы выбор будет побуждать их к действиям, направленным на противостояние и даже противодействие субъекту управления.

Такое расслоение людей, потенциально рассматриваемых в качестве объекта управления, представляет собой первую серьезную проблему, которую приходится решать лидеру в ходе управления. Лидер должен стремиться к тому, чтобы удержать в поле своего влияния две первые группы, вовлечь в управленческое взаимодействие третью и по возможности нейтрализовать действия тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам.

МОБИЛИЗАЦИЯ   6-2-8

6.решительность и твердость, когда этого требуют обстоятельства.

Решительность это – уверенное принятие и определённость в решениях, основанные на действительном наличии и ощущении интеллектуальной,  эмоциональной и статусной /социальных связей, включая правовую обеспеченность/ силы, а также ситуационной правоты; поведение, основанное на такой уверенности.

У лидера, в прямом или опосредованном общении с ведомыми, в каждом поведенческом акте есть связь со стратегической (а), тактической (б) и оперативной (в) целями, причем цель более низкого порядка подчиняется/работает (г) на цель более высокого порядка. Гибкость (д) в содержании поведенческих актов, обусловленная соотношением (е) доступных ресурсов (е1) для конкретного акта и объективными условиями (е2) в зоне акта, подчиняется (ж) иерархии (а-б-в) целей. Эта система элементов и является поведенческим выражением твердости характера. 

2.способность идти на риск, а также делегировать полномочия последователям; соображение и решительность к проектированию и осуществлению 2а.корректирующей обратной связи (ОС) по признакам происходящего и назревающего в системе «контекстная среда – Израиль – подсистема управления»; 2б.динамичного каскада полномочий.

8.стойкость и непоколебимость перед лицом оппонента.
Стойкость это положительное нравственно-волевое качество личности, состоящее в умении  многократно повторять решительные действия, упорно искать эффективные способы поведения для достижения цели. Стойкость основывается на самообладании, выдержке, упорстве, мужестве, т.е. на волевых качествах. Стойкость – это и трудолюбие, и терпение, а также убежденность при  отстаивании  права быть самим собой и отстаивать нравственные принципы.

Непоколебимость как качество личности - это способность человека твердо, преданно и настойчиво придерживаться своей идеи и веры, а также соответствовать поведением своему образу мыслей и нравственным принципам. В какой-то степени это качество может быть врожденным, но в большей степени обретается и развивается по мере обретения жизненного опыта и закалки. Иногда то, что является твердостью и уверенностью, может рассматриваться как посягательство на чье-то мнение. Важная вещь, которая должна открыться каждому – это то, что когда вы учитесь быть твердым, то чувствуете, что это внутри вас, что ваша история зависит только от вас. Научиться жить в гармонии с тем, что вы сами пишете свою историю – это шаг к уверенности и твердости. Держать ситуацию под контролем -  сущность твердости. Есть тонкая грань между твердостью и жесткостью. Каждый человек характеризуется и тем, как он определяет, что лучше в конкретной ситуации, что допустимо.

Красная стрелка мобилизации

Действия лидера, инициирующего действия ведомых, сводятся к превращению потенциального объекта в реального соучастника управленческого процесса. Для решения этой задачи приходится преодолевать индифферентность потенциального объекта к целям лидера управления, вести борьбу за влияние с политическими соперниками. Главный путь решения этой задачи – вовлечение людей во взаимодействия с собой, так как только в ходе прямого или опосредованного взаимодействия можно добиться изменения ценностных ориентаций, установок, поведения тех людей, от действий которых зависит достижение поставленных политических целей. Поэтому лидерское функционирование – это целая цепь усилий, предпринимаемых субъектом с целью вовлечения потенциального объекта в различные виды взаимодействий. Чтобы правильно решать эту задачу, надо составить представление о структуре самого взаимодействия, его внутренней логике.

ПРОЯВЛЕНИЕ

5.харизма, или обаяние - нечто трудно поддающееся определению, но пленяющее людей; нередко формируется удачными сменами своего поведения (поведенческого стиля) в зависимости от различных ситуаций – в соответствии с сутью ожиданий ведомого. Лидеры  должны обладать достаточной гибкостью, балансируя между авторитарной позицией и участвующей, в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В зависимости от сочетания (а) давления возможностей и угроз из контекстной среды, (б) общего психологического климата и конкретного поля настроений во внутренней среде и, в частности – в зоне ответственности адресата лидерского воздействия, (в) стабильной психологической характеристики и текущего психологического настроя конкретного адресата - надо уметь подбирать и естественно реализовывать подходящее стилевое оформление воздействия.

Высокая самооценка и уверенность в своих силах — обязательное качество харизматичной личности. Люди готовы идти за тем, кто наверняка знает, что делает, и поможет им победить собственные сомнения и страхи. Важно иметь в виду, что НАСТОЯЩИЕ «высокая самооценка и уверенность в своих силах» не существуют без опоры и взаимообеспеченности с компонентами по пп. 1-4 и 6-10; без надежной демонстрации  такой взаимообеспеченности демонстрируемая харизматичность может оказаться имитируемой, имитируемой с циничным сознаванием или при искренней самовосхищенности претендента казаться лидероспособным.

Надо иметь в виду и такое обстоятельство. На рынке тренерских услуг предлагается множество вариантов развития «харизмы», но если нет, например, заложенной от природы побужденности к эмпатии, то наработанное в тренировках может оказаться не более чем умелой имитацией, в которую верит и сам «харизматик», заражает своей уверенностью легковерных людей, вводя их в заблуждение; получается или ненамеренный обман или циничное сознаваемое мошенничество. Поэтому тем, кто ищет лидера или предлагает лидерскую фигуру, надо оценивать показываемую харизматичность в системной взаимообусловленности с остальными 9-ю (в данной модели) признаками лидерства.

Конечно, среда потенциальных ведомых, в которой подтренированный «лидер» намерен сыграть свою лидерскую роль, состоит из людей с различными эмоциональной зоркостью, настороженностью, системной целостностью восприятия. Наигранное лидерство кого-то может впечатлить и роль состоится – появятся последователи, приверженцы.
Но, наиболее умные различают искусственную лидерскую фигуру и подлинного носителя необходимых качеств – набор таких качеств составляет ЦЕЛОСТНОСТЬ, обеспечивающую тем, кто доверится лидеру, успешное продвижение к цели в проблемной, конкурентной, враждебной среде. Взятая мною для проработки модель 10-ти качеств представляет собою вариант такой ЦЕЛОСТНОСТИ.

7.умение мотивировать последователей.

Мотив – внутреннее обеспечение своего поведения, которое выражает потребность или готовность к действиям. Например, материальный мотив – зарабатывание средств на жизнь. Духовный мотив определяется интересом к содержательной части работы, когда человек перестает чувствовать себя только исполнителем. Социальный мотив непосредственно сопрягается с духовным, и представляет занятие определенного социального положения (статуса).

Обычно мотив предшествует действиям. И проявляется, как мотивационное ядро, которое заложено в каждом человеке, при анализу и попытка воздействия на него – в этом ядре могут различаться отдельные составляющие, они подвижны, подвергаются постоянным изменениям, зависящим от окружающей социо-культурной среды.
Если отношение личности характеризуется стабильностью, высокой готовностью к деятельности, мотивационное ядро определяется как «установка».

Как правило, существенной ценностью являются для человека его собственные усилия, его способности (включая его информированность, авторитетность для кого-то и т. д.), его время. Это порождает частично интуитивные, частично сознаваемые ожидания признания и вознаграждения за наличие и проявление этих достоинств для кого-то или в каком-то деле.
Для мотивации значение имеет не сам факт получения вознаграждения, а связь между прилагаемыми усилиями и вознаграждением. Вознаграждением, прежде всего, именно за достигнутые результаты, а не за сам факт проявления усилий. Если такая связь четко прослеживается и достаточно сильная, тогда вознаграждение/наказание могут иметь мощный мотивирующий эффект;

Чтобы использовать мотивацию в лидерском воздействии, надо уметь работать с такими предметами, как:

- способности. Лидер должен уметь выяснять, способен ли человек выполнить работу на требуемом уровне.

- цели. Чтобы связать усилия с нужным результатом, необходимо поставить ясные, согласованные цели, достижение которых можно измерить, и, кроме того, давать регулярную обратную связь по ходу ее выполнения. Цели, конечно, редко поддаются измерению, их сложно полностью согласовать, они могут быть недостаточно ясными.

- ресурсы. Ресурсы, требуемые для выполнения работы, включают в себя соответствующие инструменты, материалы, информацию, социальные связи. Если продвижение к желательному результату определяется факторами, не подконтрольными людям, это может вести к снижению мотивации.

- время. Это, вероятно, один из немногих факторов, который можно контролировать при распределении действий между участниками. Целесообразно начинать распределение достаточно заблаговременно – это дает возможность участникам общей деятельности решать свои частные проблемы в других областях.

- целесообразное и ясное проектирование ожидаемого поведения ведомых, отдельных личностей или групп. Большой разброс ожиданий без ясного соответствия способностям, обстоятельствам, «инструментальной» обеспеченности «смущают» и демотивируют.

В лидерском проявлении, по сравнению с административным или силовым управлением, особенно  большую роль играет «психологический контракт» (не буду пересказывать интернет и тренерские курсы).

9.владение искусством межличностных отношений.

Все механизмы развития межличностных отношений можно разделить на три группы: познание и понимание людей (идентификация, эмпатия и аттракция); познание себя (рефлексия); прогнозирование поведения партнера (каузальная атрибуция).
«Идентификация»  означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению.

Идентификация тесно связана с другим близким по содержа¬нию явлением - эмпатией. Это особый способ понимания другого человека, основанный на эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому. Это использование умения правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Поведенческий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты, в его основе лежит реальное желание оказать помощь и содействие.

В случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Это - познание другого чело¬века, основанному на возникновении к нему положительных чувств.

Для того чтобы правильно понять партнера по общению, надо знать его отношение к нам, то, как он воспринимает и понимает нас. Это явление носит название рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

Стремясь понять другого, верно оценить его в целом и какие-то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную систему, которая помогла бы нам это сделать. Особенно интересует то, что побуждает других действовать так или иначе. Понять мотивы, внутренние пружины поведения – то, чего нам часто недостает в обыденном проживании; стараемся компенсировать такое недопонимание приписыванием причин и образцов поведения – либо на основе сходства поведения интересующего нас человека с каким-то другим образцом из нашего прошлого опыта, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Такое приписывание называется «каузальная атрибуция». Три характерных типа атрибуции:

- личностная атрибуция. Причина поведения другого приписывается его же личностным качествам.
- объектная атрибуция. Причина приписывается тому объекту, на которого направлено действие.
- обстоятельственная атрибуция. Причина совершаемого приписывается обстоятельствам

Резюме

Таким мне представляется приблизительная схема формирования лидерского проявления, с которой можно подступиться к выявлению социального потенциала осуществления евреями Израиля жизнеспасительного маневрирования в обстоятельствах нарастания угрозы военной схватки гигантов Америки-«джихадизма»-Китая- России-…


Рецензии