Избранные комментарии к стихотворениям. Зо

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 1. «А» - «К» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 314 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4158/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/jreo/
------------------------------------------------


Зов неба
https://stihi.ru/2003/05/28-413

Голубое! голубое! голубое!..
Не насытить глубиною взор.
Что за неразгаданная воля,
Разум окрыляющий простор!

Кто я здесь, в извечном этом храме
Первозданно юной красоты?
Небо осыпает нас дарами,
Принося всё новые мечты.

«Голубое, голубое, голубое!..» -
Я кричу. - Кто мой услышит крик?
В бирюзовом солнечном просторе
Мальчик я, мужчина и старик…

Что это? И кто сего создатель,
В небе зажигающий костры?
Или это неземные братья
Приглашают в звёздные миры?

Что ж, когда-нибудь мы сможем это сделать.
Разорвав завесу тайн небес,
Мы шагнём за видимость предела,
К новым граням знаний и чудес!..

Прилетим, шагнём на космодромы
Неземной, но близкой нам земли.
- Познакомимся?..
- А мы уже знакомы!
Вы нас звали? Прилетели мы!
1971
_________________________________________

***
...Мальчик я, мужчина иль старик?!...
...Кто расскажет мне о тайне этой?...
...Может, тарахтящий грузовик?...
...Может быть, застенчивое лето?...

...Или, может быть, расскажешь Ты,...
...Долго ль за моим следила взором,...
...В день, когда совпали две мечты -...
...Загадав одно - под метеором?...

...Или, может быть, расскажет синь,...
...Та, вверху, которая - звучала! -...
...Тишиною всех своих картин,...
...Медленно кружась вокруг начала?...

...Вновь шуршит пластинкой неба диск...
...Вкруг оси, едва ли нам понятной,...
...Будто «планетяне» из галактик...
...Раскрутили синий маховик...

...В сердце синевы огонь горит...
...И слепит сквозь дырочки на пятках...
...И спросить так хочется опять мне -...
...»Мальчик я, мужчина, иль старик?!»...

Здравствуйте, Сударь...
Мы, конечно, прилетели, но только на секундочку... )))
И, всё-таки, чего-то я не пойму... Почему это Девушки про Ваши полёты совсем не читают, а?... (шутит... улыбается... вежливо кивает...)

Одинаковый
---------------

- Исключительно рад, Евгений, что Вы опять объявились!
Наше общение, мне так кажется, выходит за рамки обыкновенного интереса. :) Диалог с инопланетянами хочется вести на постоянной основе. :))) (… радуется… верит, что так и будет оно…)
Кстати, некоторые на СтихиИ считают Вас «маленьким принцем». :) Не исключаю… :)))

Почему Вы думаете, меня не читают девушки? Неужели, только старушки и женщины опытные? :) Думаю, здесь Ваши сведения не верны. Надеюсь на это, по крайней мере… :)

У меня здесь (на Стихире) раздел есть «Миниатюры».
http://www.stihi.ru/author.html?ivanov_vi
Если найдете время, буду рад, Сударь, обсудить с Вами любую из обозначенных тем. Думаю, это хорошо послужило бы на благо всего человечества. (… улыбается… не сомневается, что его понимают…)

Спасибо за стихи. Как всегда, блестящий экспромт!
Да, «мальчик я, мужчина и старик…» Мы такие… одинаковые именно потому, что всегда внутри - разные. :)))

С уважением, Сударь

Виталий Иванов
---------------

- «Некоторым» - мои самые тёплые приветы, Сударь... )))
Что касается миниатюр - то это остаётся делом неясного будущего, и спасибо Вам за напоминание...
А что касается Девушек - просто, список читателей именно этого Вашего стиха меня «запутал»... Теперь уже вижу, что, в целом, Девушки Вас читают... Правда, частенько под «неизвестными»... ))) В общем, прошу меня простить за невнимательность, Сударь...

Одинаковый
---------------

- …простить… нельзя… казнить… :)))
«Привет» передан. :)

Виталий Иванов
---------------
__________________

- Виталий, приятный по настроению стих, в духе романтической Science Fiction!
Я попробовал «причесать» выбивающуюся строчку, у меня вышло вот так:

Шаг когда-нибудь сумеем сделать:
Приоткрыв завесы тайн небес,
Перейти за видимость предела -
К новым граням знаний и чудес!..

Вологодский
---------------

- Андрей, спасибо! :)
Что сказать? Действительно, в этом четверостишии в первой строке лишняя стопа, два лишних слога. Но, мне кажется, иногда можно, а может быть, даже и нужно прерывать абсолютно правильное течение ритма, делать некоторые акценты, разбивающие стихотворение на смысловые или другие какие-то части.
Здесь как раз такой случай. В первых 4-х четверостишиях идут размышления и вопросы, потом пауза и конкретное разрешение ситуации. В качестве таковой паузы и служат два лишних слога. Здесь надо задержать дыхание, снизить темп и читать эту строку медленнее. Думаю, прочитай я тебе на слух стихотворение, ты бы со мной согласился.
Формально ты прав. А по существу, я с тобой здесь не согласен. :)
В стише есть шероховатости, над которыми стоит еще поработать, но это место мне видится таким именно.
Не восприми этот мой текст только в том смысле, что я не терплю критики и никогда с нею не соглашаюсь. Ни в коем случае!!!!! Весьма тебе благодарен за конкретику и всегда буду ей рад.

Виталий Иванов
---------------

- А, ну тогда понятно :) Если это замысел, то другое дело, тогда это не сбой, а выразительное средство.

Вологодский
---------------

- Увы, Андрей. Именно так! :)))

Виталий Иванов
---------------
__________________


Это здорово!
Потрясающе!!
Я в совершеннейшем восторге!!!
Признаюсь не ожидал такого от Вас.
«Старик и звёзды»... и вдруг такое!..
Ещё более изумительное! – По-своему, конечно!
Эти стихи нельзя сравнивать!
Если первое - как своего рода стихотворение-медитация,
то здесь - просто шквал эмоций, сплошной восторг!
Вы, Виталий, мне такую радость доставили!
Спасибо!
Добавляю в Избранное вместе со «Стариком».

Арктуров Вячеслав
---------------

- Не знаю даже, что сказать. Кроме радости от того, что тебя поняли нет слов. Спасибо!
Спасибо за ПОНИМАНИЕ! Пока так редко встречающееся во Вселенной… Тем более оно – драгоценно!
Не многие задумываются о том, что мы можем сделать и для чего рождены, не только лишь на Земле – во Вселенной; для чего явлено в мир человечество. Не  сомневаюсь, мы исполним нашу Мечту и все, что нам предназначено.

Виталий Иванов
---------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Зодчий
https://www.stihi.ru/2002/02/20-339

Музыкальная композиция Татьяны Вороновой
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=4333

Тревожит ночью сладкий сон,
Днём бередит покой раздумья
Заветных мыслей тяжкий стон -
Прозрение или безумье?

Порой мне кажется, что я
С самим собой живу раздельно.
Я - та частица бытия,
Которая, как всё, бесцельна;

И я - кто создан, чтобы жить,
Чтоб наслаждаться каждой клеткой,
Смеяться, плакать и любить,
Не думая о лет отметках.

Я родился для первых чувств,
Неповторяющихся песен.
Ненастоящий «мир искусств»
Живому сердцу - узок, тесен!..

Мне мнится в нём источник зла,
Причина тайных мук для лучших.
Нас душит памяти зола,
Веками собранная в кучи.

Я, ясновидец вещих снов,
Источник озарений вольных,
Порвавших цепи душных слов
И затопивших знаний штольни,

Рожден, чтоб усмирять себя?!..
Жить по слепым законам страха
Быть не таким, как все?.. Творя,
Как Феникс, восстаю из праха!

Пускай твердит мне чёрт ума,
Что жизнь лишь краткое мгновенье.
За нею хаос, тлен и тьма,
А в ней обман и наважденья…

Я знаю мир один живой,
В нём есть Страдание и Счастье.
Я зодчий в нём, Творец, Герой.
В себе, как Бог, я - полновластен!

1972…
_________________________________________

Это я переделал. Вчера. Самому не привычно.
Было: «Пусть голос мне твердит ума». – Инверсия. Совершенно справедливо мне сделали замечание.
Можно, например, так: «Пускай твердит мне глас ума» или «Пусть говорит мне глас ума»…
Но тоже ведь – не слава богу!
А с чертом… Просто, может быть, не привычно? «Черт ума»! Но, может быть, и… ничего? Даже и интересно? Ведь, действительно, ум, логику, рассудок можно с чертом связать, противопоставляя их подсознанию – божественному откровению, озарению… Тем более, что в последнем четверостишии речь как раз об этом – о Боге.
Т.е. здесь именно чертовские наваждения буден и суеты, внешнее противопоставляются внутреннему – божественному, что в нас прорастает и что мы хотим в себе созидать.
Вот такой примерно строй мыслей. Спасибо за хороший вопрос!
__________________

Очень много интересных мыслей, записанных как всегда мастерски!
Создатель, зодчий светлых слов
И вольных дум творец исправный,
Отбрось все тяготы оков
Твой дар такой ведь многогранный.

Извиняюсь что на «ты» :)

Эдлен
--------

- Мы можем быть и на «ты». :) Для меня это - честь!
Стихотворение писалось многие годы, вот, видимо, мудрости и накопилось. :)

Виталий Иванов
--------

- Спасибо за такие слова.
Вот для меня действительно честь внимание такого человека :)
А я ... так...
Я - мелкий, маленький человечек,
Ничего не значащий в мире,
Нет ни званий, ни клада за печкой,
Так ... пишу иногда на стихире :)

Эдлен
--------

- Нет маленьких людей, Эдлен. Есть не желающие выставлять напоказ свою драгоценность... души… :)
Вы – удивительная!

Виталий Иванов
--------
__________________

- Все мы зодчие событий, но не себя и мира...

Лора Тасси
--------

- Да, мир создал нас – для того, чтобы мы его создавали.

Виталий Иванов
--------
__________________

- Сам себе и Бог и царь :)
Замечательное стихотворение, Виталий!

Анастасия Данилина
--------

- По мере сил. :)
Каждый – частица Единого. У Бога нет одного «Я», оно распределено между всеми; и на своем месте – да, Бог и Царь, но - не надо всем миром. :)

Виталий Иванов
--------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Золотое пламя
https://stihi.ru/2002/02/03-352

Золотые стоят леса,
Воздух свеж и душист, прозрачен…
Ожидают нас чудеса,
Непременно найдёт удача…

Только ты торопись, поэт!
С мёртвых листьев сквозит прохлада.
Жизнь пройдёт… Вот прошла, и - нет!..
Лишь…
Будто свет пробежал по саду…

Сердце алым горит костром.
Годы - листья, слетают сами…
Друг, давай-ка с тобой споём
И заполним
всю жизнь –
стихами !..

1971
_________________________________________

Из обсуждения на Рифма.ру

- Вит, посмотри, - кажись, в последней строчке второго катрена «лишь» - лишнее...

Терехин Василий
---------------------

- «лишь» тут вовсе не лишнее. Это, по существу, песня.
«Лишь будто свет пробежал по саду» - здесь как порыв ветра или лучик света из-за облаков, появился и - нет. Порыв и лучик – они неожиданны и выбиваются из общего строя покоя и серости. Равнодушия.
Акцентирование сделано специально. Привести к общему знаменателю не составляет труда. Но исчезнет изюминка стихотворения. Это лучшая строчка стиха.)

Да, Василий. Размер отдаем в жертву музыке.
В принципе, считать до 8-9 я тоже умею, как практически каждый. А вот сделать так, чтобы нарушение размера производило приятный эффект неожиданности, опять же приятной, это много сложнее, чем повторять гаммы.
Вот как-то так)
Попробуй спеть стихотворение, мелодия мне кажется здесь вполне очевидной, красивой.
Еще могу сказать, что строчка эта, вызывающая вопросы, - эпицентр стихотворения, от которого расходятся волны доброты и тепла. И грусти немного…
Будем жить, брат. Даже без листьев, зимой. :)

Люда. Это стихотворение написано в 1971-ом году. Я много раз, может быть, более ста, правил эту строку. Потом опять к ней возвращался.
Да, сбой есть. Но мне он нравится.
Разонравится, поправлю опять. Но от этого, такой правки стиш сильно теряет, хоть и становится правильным.)

Порывы ветра тоже не гладкие.
Еще вспоминается почему-то фильм «Чайковский». Как молодого композитора учил Рубинштейн –правильно сочинять 1-ый концерт для фортепиано с оркестром.
Извините, друзья, я не сдам это стихотворение.)

Хорошо. Давайте разберем ситуацию.
Объект критики строчка:
«Лишь будто свет пробежал по саду…»
Посмотрим.
Можно сказать: «Лишь свет пробежал по саду…» ?
Нет возражений?
Ничего, друзья, не было -
«Лишь свет пробежал по саду.»
Теперь.
Можно сказать: «Будто свет пробежал по саду…» ?
Шорох, друзья, какой-то… Тень промелькнула… Или…
«Будто свет пробежал по саду…»
Чувствуется разницу в смыслах? Между «Лишь свет…» и «Будто свет…» ?
Смысловая глубокая разница!
А если надо два смысла объединить в одной строке? Получается:
«Лишь будто свет… пробежал по саду».
Это краткость – наша сестра.)
Так вырабатывается русский язык. Не опримитивизированный, а наоборот, - со многими смыслами. Убираются лишние слова. Из двух строк получаем одну.
Кроме этого – передаем порыв ветра. Мистические ощущения за счет «будто» и «лишь», которые здесь вовсе не слова-связки, а имеют глубокое содержание и значение.
Это поэтическое чутье! С носом по ветру. К Олимпу.)
Музыка – на грани естественности природы. А не гаммы из учебника по стихосложению для Лито среднеклассников.
Вот как-то так. Думаю, хватит.)

Правда, Василий (Тюренков), надеюсь, и тебе не чужда. Дойдет всё-таки.)
Я знаю, сам ты пишешь в несколько унылой манере. Правда, неплохие стихи. Но ритмически одинаковые.
Попробуй мои приемы – понравится!
Да, это не просто.) Что ж… Надо работать.

Могу привести еще несколько, на мой взгляд, неплохих образцов музыкальности.)

Если в сердце тоска и уныние
Или ночь и не хочется спать,
Я знакомое тихо Имя
Начинаю тогда повторять.

Это Имя так нежно и славно,
Шёпот губ так взволнован и тих,
Словно шепчут о самом главном,
Самом главном для нас одних!..

Или вот еще:

Я выйду из дому, лишь как слегка
Зарозовеют на востоке облака.
Пусть спят ещё до света тополя,
Я убегу по улицам в поля.

Или:

Я брошусь в зелёную вьюгу,
Зелёная вьюга - кругом!
Деревья сплошной, упругою
Стеной окружают дом.

А рядом, за домом нашим,
Играючи и шаля,
Так весело, так размашисто
Качаются тополя!

Так дружно густой листвою
Прохладу хранят и тень!..
На солнечном свете настояна,
Душиста и пряна сирень.

На травы напала дрёма,
На мысли - весёлая дурь…
Как жарко вздыхает черёмуха,
Как жаждет раскатистых бурь!

Я ветер весенний встречаю,
Я пью его, не спеша…
И мчится за ним отчаянно
По кронам моя душа!

Вспомнилось)

Люда.
Иногда можно и пошутить. Не обязательно ко всему относиться слишком серьёзно.
К вершинам Парнаса не бежать нужно, на них надо сидеть. Как в гнезде.) И вылетать иногда. Да.)
Кстати, сколько у Парнаса вершин?
Если полагаешь, больше одной... Мы поместимся! :)))



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Золотой дождь
https://www.stihi.ru/2001/06/01-257

Авторское чтение:
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=6341

Моей матери,
Людмиле Сергеевне Ивановой

День погас… На улицах темно.
Звёзды засверкали позолотой.
Дома мама ждёт меня давно,
Загрустив за долгою работой…

…Подожди немного, не зови!
Я вернусь со стихов букетом!
Подсмотрю лишь, как гроздья листвы
Осыпаются с мокрых веток…

Ты в окошко сама посмотри!
В этом призрачном свете – ясно,
И волшебники-фонари
Увлекают страной прекрасной.

Слышишь?.. Это уходит лето.
На дворе колдовство сентября…
Вон берёзка, смотри, в подсветах
Одинокого фонаря

Золотые раскинула ветки -
Как на праздник, оделась она.
А над нею - причудливый, редкий
Свет загадочно льёт Луна.

Я в сиянье небес приметил -
Словно дальний несётся звон.
На свирели играет ветер,
Златокудрый танцует клён…

Тише - ночь!.. Я ловлю мгновенье,
Озарённое светом звёзд.
Тишина несёт вдохновенье,
Голос рифмы сегодня - прост…

В ветках, чудится, ветер кружит
Нескончаемый шёлк веков.
Разливается, пенится в лужах
Свет таинственный так легко!

И откуда так много света?
Мне открылся незримый свет!
Звёзды падают с неба и веток
И в стихов попадают букет…

Тихорецкий проспект, 1970
_________________________________________

Ну… Я решил себе это позволить. Для разнообразия аранжировки. Подумал, а почему, в конце концов, нет? Смена ритма в длинном стихе его несколько оживляет… и дополнительно заставляет задуматься.
Стихотворение посвящено моей матери. Оно о самом дорогом для меня – Поэзии. И вот это волшебное сочетание – чуть грустной золотой осени бабьего лета и букета юношеских стихов, который я принесу домой, где ждет меня мама… эта сказка до сих пор в моем сердце – живет светом!

Все мы, простые поэты, имеем право ошибиться когда-нибудь.
Однако я, действительно, не нахожу криминала в данной довольно-таки заметной смене ритмического рисунка.
На мой взгляд, главный критерий в таких вот неожиданных поворотах – можно ли прочитать, делая в словах правильные ударения? Можно? – Да, можно. Один ритм, потом другой ритм… Ну, и что? Слова не коверкаются, на строчках не спотыкаешься…
Просто надо прочесть стихотворение хотя бы два раза и попробовать понять замысел автора. На это требуется чуть больше усилий и времени, чем обычно.
Если вы любите этого автора… или, хотя бы, он вам интересен, вы хотите понять его творческий опыт… все это не сложно.
Ну, вот так я вижу это стихотворение. Можете меня расстрелять!

Нет, я не оправдываю и не защищаю подряд все, что натворил за многие годы.

В этом стихотворении, записанном, как и многие другие, в первоначальном виде довольно давно, над которым я много работал, особенно, последние годы, есть-таки еще… действительно серьезные недостатки, не отмеченные здесь критиками, которые мне не удалось преодолеть, не разрушая волшебство сочетания звуков и смыслов.

Первое четверостишие меня не удовлетворяет.
«уж» - «ужей» вообще не люблю.
«Дома мама ждет меня давно, Загрустив за долгою работой…» - Присутствует едва уловимая, однако же, мне неприятная несогласованность глагольных форм: «ждет… загрустив».

Эту шероховатость и слишком спокойное для стиха в целом начало и пытается сгладить, оживить второе четверостишие – сменою ритма!
Но!
«зови – листвы» - рифма не очень.
«ясно – прекрасно» - отстой.
«Тихо – притихла» - не надо никому объяснять, что так делать нельзя…

Можно разбирать стихотворенье и далее.
Например, слишком много «золота», которое, несмотря на полное пониманье вопроса, я не решился, не захотел до конца вытравить из стихотворения.

Но все это совершенно безсмысленно, если не понять и не иметь в виду главное – о чем, собственно, текст. А он – о юном шестнадцатилетнем поэте, бродящем поздно вечером по осеннему городу, собирающем букет листьев, звезд, строчек… чтобы принести их домой и подарить… нет, даже не маме – ученическим тетрадкам своим, которые еще много лет не увидит никто.
И здесь единственный вопрос, очень простой: записывать ли это состояние профессионально с вершины выхолощенного мастерства или сохранить юношеский строй и неровности первого вдохновения?.. Или же привести его в тот порядок - на грани, по сути, возможного – где сочетается первое и второе: неопытность с опытностью, рассудочность с волшебством.

На мой взгляд, написанное в 16 – 17 лет стихотворение не имеет права быть классически правильным. Ему это не нужно.
Часть читателей, вроде, смогла уловить замысел автора. Это дает мне надежду на понимание, может быть, и не сразу – других.

Все ошибаются… Но, не экспериментируя, не поддаваясь велениям сердца, можно навсегда заскорузнуть в классических формах, размерах, ритмах и рифмах. Никто этого не хочет, наверное.

Да, я правлю, правлю!.. Но осторожно, возвращаясь к исходному снова и снова.
Представлен далеко не тот текст, что был изначально. Если сказать, что из исходного варианта осталось 10 процентов, это – неправда! По строчкам – меньше! А вот по духу – 110 процентов!
А может быть, - 210! 310!..
Потому что я восстанавливаю то, что не смог тогда сформулировать! Дописываю сегодня! Но возвращаясь в ТО время, к ТОМУ СЕБЕ, юному!
Ей богу, это не просто… Но, кажется, иногда - удается.

Конкретная критика говорит о неформальном прочтении, интересе и уважении к автору.
Без проблем. Я реально благодарен. Спасибо!
Год?.. На других сайтах, в подборках и отдельно я ставил. Здесь мне часто говорят, год написания не имеет значения. И, действительно, какой ставить год?
Записано стихотворение в 1970-ом. Первый раз опубликовано в 1999-ом. И после этого я его еще много раз переделывал, очень серьезно.
Из самого стиха ясен возраст ЛГ. Это очень молодой человек, юный поэт. И по содержанию («мама ждет») и по форме (вы заметили), по всему строю стиха - все это ясно, на мой взгляд, с полною очевидностью.
Как говаривает частенько Лёня Колганов, - прекрасное вневременное стихотворение! В данном случае - юного поэта о юном поэте.

Мы все прекрасно знаем, что дублирование образа, тем более многократное, является – штампом. Однако, обыкновенно, остается не первый, впервые открытый образ, а усложняющийся, усовершенствованный, тот, который эстетически, творчески оптимален… создает картинку наилучшим образом отражающую реальность, украшающую ее, дающую ей развитие.
В этом стихотворении как бы, действительно, полно штампов. Но каждый из них – на своем месте. И кстати.
А в сумме они создают нечто новое.
В конце концов, так же примерно, как известные всем слова в некотором сочетании создают новый смысл. Так и известные всем образы в некотором сочетании могут создать новый образ, по уровню сложности и красоты выше исходных, используемых.

Вы правы, метрика здесь гуляет. Но я могу повторить в своё оправдание опять лишь одно.
Очевидно, что это юношеское стихотворение. У меня есть другие об осени…
- Свидание с пушкинской осенью
- Купола
- Она говорила, на улице - осень…
Там с размером порядок. А здесь я… тоже много раз переделывал и, на мой взгляд, нашёл таки компромисс между достаточным уровнем техники и юношеской порывистостью, может быть, даже и неумелостью.. однако же – неподдельной искренностью.
Поверьте, это не просто. И именно этого хотелось достичь.
А переводить этот стих в идеальный классический ритм и размер – лишь испортить его.



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Рецензии