Как выбраться из лабиринта? - о женщине

      Ни для кого не секрет, что причиной разлада в отношениях между Богом и человеком стала женщина: не послушавшись Бога, она протянула руку к запретному плоду. Мужчина же не только не воспротивился непослушанию, но и сам отведал плод. В результате легкомысленные ослушники оказались изгнанными из Рая.

      Изгнание из Рая означало прежде всего, что люди лишались того прямого контакта с Богом, который имели. Так что человеку предстояло шаг за шагом, крупицу за крупицей восстанавливать утраченное.

      Теперь слышать Бога способны уже не все, а лишь немногие - праведники. Через праведников Бог открывает сбившимся с пути людям Свою Волю, этим направляя их. Так заключаются заветы между Богом и человеком. Завет - это союз, договор. Но заветы заключаются исключительно с мужчинами: Ной, Авраам, Моисей... Ной по велению Бога строит ковчег. Через Авраама и Моисея Бог велит евреям подвергнуть себя обрезанию: обрезать себя для Бога - означает сделаться послушными Ему. Непослушание в Раю требует от изгнанников подтверждения готовности к послушанию. Женщина не может быть подвергнута обрезанию. И это означает, что она, виновница всех бедствий, включается в завет с Богом не прямо, а лишь через мужчину. Еве об этом сказано так: «…и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16).

      Благоволение Бога возвращается женщине не сразу. Согрешившая в Раю и за это изгнанная из Рая Ева рождает двух сыновей - Авеля и Каина. Каин лишает Авеля жизни. «За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Иоан. 3:12). На земле совершается первое преступление: человек убивает человека, брат убивает брата.

      Так кто же она, Ева, родившая убийцу и убиенного, палача и жертву? Убитая горем мать, опозоренная убийством? Если бы матерями Авеля и Каина были разные женщины, то мы бы сочувствовали одной и осуждающе косились на другую. Но вся драма заключается как раз в том, что убийцу и убитого родили не две разные женщины, а одна и та же. Если Ева мать жертвы и мать палача, то Каин - Авель как бы один, раздвоившийся в самом себе человек. Это означает, что человек этот палач самого себя и, тем самым, жертва.

      Он, следовательно, не просто убийца, а двоякий убийца: убийца самого себя и убийца другого. Потому что убийцей другого можно сделаться лишь, убив свою собственную душу. А убить душу - означает убить в себе Бога. Круг, таким образом, замыкается.

      Мотив двойственности человеческой природы, сочетающей в себе и палача и жертву, просматривается и в языческой мифологии. Это, к примеру, известный греческий миф о царе Миносе, один сын которого убит быком, а другой сын - полубык-получеловек Минотавр, сам пожирает людей. И Минос, с одной стороны, оплакивает своего, убитого быком сына, а с другой - поставляет в лабиринт сыну-быку чужих молоденьких сыновей и дочерей.

      Примерно о том же повествует и греческий миф о Дедале и Икаре: миф об отце, убившем чужого сына (племянника Талоса) и поплатившемся своим сыном (Икаром). Правда, в языческой мифологии преступление и наказание ещё не поставлены в причинно-следственную взаимосвязь, поскольку этому уровню ещё чуждо сознание греха, а, следовательно, сознание вины и кары.

      Какой же путь приходится пройти женщине прежде, чем ей, согрешившей в Едеме, будет возвращено благоволение Бога? Ей придётся пройти долгий путь от Евы - матери Авеля - Каина, до Богоматери девы Марии. Именно в ней, Богородице, и через неё, деву Марию, приходит женщине прощение от Бога. Потому что именно в ней и происходит преодоление вызванной грехопадением двойственности человеческой природы - человека - палача и человека - жертвы. Преодолеть греховность, заключённую в нём самом, в его раздвоенности, человек может только одним способом - изживая убийцу в самом себе. Только тогда палач и жертва, спаянные в человеке в одно, разъединяются.

      Ева родила жертву-палача. Дева Мария рождает Жертву, тогда как палачей рождают другие. Но другие рождают не только палачей. Они рождают и последователей, учеников, которые пойдут за Ним, распятым Сыном.

      Так что если трещина раскола прошла первоначально поперёк человеческой души (Авель-Каин), то теперь эта трещина прошла поперёк целого народа. Народа богоизбранного, который раскололся не на бедных и богатых (как это чаще всего случается). Народ раскололся на сказавших Богу «да» и сказавших Богу «нет». Те, кто сказал Богу «нет» - распинали, те, кто сказал Богу «да» - оплакивали распятого. А распят был Сам Бог.

      В Едемском саду Ева, протянув руку к запретному плоду, сказала Богу «нет». И был зачат грех - раздвоенный в самом себе человек (Авель – Каин). Дева Мария сказала через ангела Богу «да» и был зачат Спаситель. Через Еву, сказавшую Богу «нет», в мир вошёл грех. И грешное смешалось и перепуталось с безгрешным. Дева Мария сказала Богу «да» и грешное и безгрешное как бы разъединилось, оказалось поставленным лицом друг к другу: «да» и «нет». Грех не исчезает из мира, но человек обретает власть над ним. Власть человека над грехом - это власть человека над самим собой. Это способность сказать Богу «да» и не говорить ему «нет». Печать первородного греха оказывается снятой с женщины именно тогда, когда она говорит Богу «да». Ева сказала «нет», сама того, впрочем, не подозревая. Дева Мария говорит «да». Это и означало для смертной и слабой женщины стать Матерью вочеловечивающегося Бога, Его лоном.

      Именно искупление греха женщиной открывает путь к спасению человечества. Через женщину вошёл в мир грех и через неё же приходит в мир Искупление и Искупитель.

      Предчувствие пути, открывающегося через женщину, присутствует и в греческой мифологии. Это известный миф о Тесее и Ариадне. Мужчина побеждает чудовище Минотавра, но выбраться из лабиринта ему помогает женщина: вручает ему клубочек - путеводную нить.

      Если чудовище Минотавр - это образ греха, образ зла, пришедшего в мир вместе с грехом, то лабиринт - это образ заблудившейся души, в которой обитает чудовище. Мало одолеть Минотавра. Одолев его, надо ещё и самому не стать Минотавром. А для этого необходимо выбраться из лабиринта. Тут и приходит на помощь Ариаднин клубочек. Этот клубочек - образ её любящего сердца. Мужчина одолевает зло силой. Оружие женщины - любовь. Именно она должна помочь победителю не стать побеждённым, то есть Минотавром.
      


Рецензии
Древнегреческие мифы люблю, но читала их просто, не вдаваясь так тонко, как вы. Моё вам уважение за ваши изыскания. Понравилось.

Валентина Забайкальская   24.04.2023 11:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.