Последняя точка капитана Гудзона

 

         Генри Хадсон выполнив поставленную задачу, вернулся на острова туманного Альбиона. Осторожные британские купцы не рассчитывали на легкий успех предприятия. Они хотели лишь получить подтверждение отчета 1598 года. И они его получили. Капитан подтвердил удивительную точность карты, составленной его голландским предшественником. Повторенные вычисления координат основных географических точек острова Новая Земля совпадали! Капитан оправдал доверие.

         И, тем не менее, расчетливые лондонские банкиры не сочли возможным финансировать экспедицию на восток в следующем году.

         Этим воспользовались конкуренты из Голландии и снарядили экспедицию, наняв в качестве капитана того же Генри Хадсона. Он перешел на службу Голландской Ост-Индийской компании. На следующий год ранней весной небольшой галеон «Halve Maen» («Полумесяц») вышел из Амстердама и отправился в сторону Новой земли. Новое судно вполне оправдывало свое название – по фронту всплывающее на крутых волнах галеон в сечении очень напоминал растущий полумесяц, рогами упирающийся в низкие облака. Это было типично купеческое судно, с бочкообразными бортами и зауженной палубой. Такая геометрия существенно повышала остойчивость судна и, как выяснилось в походе, успешно противостояло затиранию его льдами. Конечно, не о том помышляли владельцы, их расчет был практичен - таможенные сборы взимались не от объема или длины корабля, а от площади его палубы.

         Компания предоставила Хадсону свободу выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в Баренцевом море. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые морозы, тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали корабль. Хадсон был отличным мореходом, но ужасным командиром. В тяжелых полярных условиях, в условиях полной изоляции от внешнего мира управлять разношерстной командой дано не всякому. В экипаже из двадцати человек начались ссоры, назревал бунт. Как это обычно бывает, в коллективе появился неформальный лидер, который оттянул на себя часть команды.
         Бочкообразный «Хальф-Maen»  в 1609 году добрался лишь до восточного побережья Кольского залива. Затем капитан, который никогда не прислушивался к мнению своих матросов, на этот раз, по требованию команды, направился на запад к американскому побережью.
         В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту (в русской топонимике это залив Гудзона) и поднялся вверх по Великой северной реке (река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбани, он убедился, что этот путь не ведет в Китай. Никакого пролива здесь не оказалось.
         Неудачи, общая усталость, недостаток пищи и приближающаяся осенняя непогода привели к потери управляемости командой корабля. На обратном пути галеон зашел в Дартмут. Здесь «Хальф-Maen» был захвачен английским правительством. Англичанам из его команды запретили выезд в европейские страны. Король заявил, что если британский подданный желает делать открытия, то должен делать их в пользу собственной страны. Капитану грозила виселица.
          И об этой знал  Стефан. Поведал в 1616 году государю Михаилу Федоровичу в своей отписке тобольский воевода князь Куракин Иван Семенович,: «…Да нам же холопем твоим сказывал Немчин, которой, по твоему государеву указу, прислан в прошлом во 122 году, Сава Француженин: тому де лет с семь ходили Галанские Немцы караблями морем к Мангазее, а хотели пройти в Енисею, и пришли де того же лета к себе назад…».

P.S.

         Капитана не повесили, во-первых, у Британии был дефицит опытных исследователей северных широт, а во-вторых, британская корона был сильно напугана активностью голландских комиссаров. Генри не только не повесили, но, учитывая его настойчивость, опыт и удачи на западном направлении, назначили капитаном новой экспедиции. Московская британская торговая компания убедила инвесторов, что короткий путь в Китай лежит на севере американского континента. Это был его последний поход. Генри Хадсон и его сын погибли при невыясненных обстоятельствах (остальная команда благополучно вернулась в Англию). Расследования не было.


Рецензии