Шайтан-Апа

               
       Приехав на стоянку такси и встав в конце очереди,  я стал невольным свидетелем, как пьяная в хлам  компания, подходя от одной машины к другой, пыталась куда-то   уехать.   Таксисты дружно отказывали им  в поездке, ссылаясь на надуманные причины,  блокируя двери. « Правильно делают, что не катают пьяных» - Подумал я. Мой небольшой опыт работы подсказывал мне,  что разумнее всего не сажать неадекватных  в машину.  Грязь после них, запах, испорченное настроение -никаких денег не надо. И уже приготовился  соврать, что у меня срочный заказ и хотел отъехать несколько метров в сторону, как услышал неожиданную смесь из башкирских  и русских слов:
   -Ипташ, сестра с севера приехала, вечером обратно уедет, к инам зиратка барыга киряк.  На могилку.  Деревня Ахино, булды?
     Почему он так обратился до сих пор не пойму.  Может лицо у меня чуть тюрское,  кто ее знает?  Наверное, я похож на моего предка после трехсотлетнего татаро-монгольского ига.  Может от обиды на  отказы таксистов, может просто по-пьяне нес уже что-то не невообразимое.  Но так получилось, что эта его фраза была в тот момент единственным аргументом в его пользу.  Его просьбу я понял так-  сестру на кладбище свозить, мать покойницу проведать, и открыл двери.
    -Поехали.
     На переднее сиденье сел, уже мой,   ипташ-друг  с профилем и бородкой, как у Салавата Юлаева, сзади плюхнулись с большим шумом две женщины.  Одна,  полненькая башкирка, которая всю дорогу держала сумку со спиртным и продуктами на коленях,   другая худенькая блондинка.   Обе они всю дорогу дремали и иногда лишь поддакивали что-то нераздельное своему спутнику, который, трещал на двух языках,  не переставая, и провоцируя меня на беседу.
      - Батага,  потише, не картошку везешь. Меня  Алик зовут.
       Я протянул ему руку и назвал свое имя.
     -    К деревне вашей асфальта нет, сам же говоришь вечером домой.  Куда на вокзал потом?
      -  Алия,  когда поезд?
      -  Сагат ете
      -  До семи успеем,  ипташ?
       - До деревни еще не доехали. От вас зависит, сколько вы там пробудете.
      - Ты сам русский?
        - Да
         - А башкирский понимаешь?
         -Немного. Вместе живем.
          -А, Алексей я тебя научу по башкирски  говорить . Знаешь как просто.  К каждому русскому слову добавляй «лар» и все. Вон я свою жену уже научил,  замуж вышла совсем не понимала, а сейчас, как настоящая мусульманка.  Света, слышишь меня?
     -Лар- ответила блондинка .
        Увидев во мне внимательного слушателя Алика понесло на филосфию?
       -Башкир не дурак,  башкир хитрый.   Раньше русские скупали земли за араку у баев. Думали обмануть  неграмотный народ. Хитрили башкиры , хорошую землю не отдали. Все  самые высокие вершины  -Иремель , Яман-тау, Большой шелом чьи?   Башкирские.    Туристы туда ходят.  Хороший бизнес. Белая река вся башкирская. Нефть, газ, степи скот пасти,  все в Башкортостане.   Лесные массивы продали,  дебри -пользуйтесь. Однако, потом умный башкир в Уфе лесной институт сделал.  Все специалисты работают в лесничествах  у вас, и вся девственная  сосна опять наша.   Так что правильно говоришь, что вместе живем хоть и вера разная. Бог то один. Верно – ярар?.
  -  Аее!- Ответил я.
     Не доезжая до  деревни,  показалось мусульманское  кладбище. Я  подъехал к воротам и развернул машину.  –Приехали, у вас больше часа времени, чтобы на вокзал потом успеть, выходим. - Алик разбудил своих спутниц и вся компания, пошатываясь, скрылась за воротами между памятников. Подремать  таксисту , когда за его сон будет заплачено клиентом  было самое время.
    Очнулся я от  пьяных голосов, какой-то песни на башкирском.  Мои клиенты, устроили пикник прямо у ворот кладбища.  Чтобы не опоздать отвезти их к поезду, я вынужден был выйти и позвать их в машину. Помог  им сесть и погнал обратно.  Женщины все так же дремали, а Алик нес что-то несуразное про Апу, которую не нашли, вспоминал Аллаха и часто повторял  непонятное мне- «гафу ит». На поезд мы успели во время, как и аккуратно я потом доставил супругов  до подъезда. Сестра с севера рассчиталась  с лихвой.  Обычная поездка, я бы и не вспомнил о ней, если бы судьба не забросила меня вновь лет через пяток на окраины той башкирской  деревни.
    Есть у меня в соседней Башкирии давнишний  товарищ. Звать его Урал. Я его уважительно Уралисом  зову.  Была в свое время  у нас с ним одна общая страсть -зимняя охота на зайца.  Как мы познакомились с ним отдельная увлекательная история, и к нашему рассказу она мало имеет отношения, а вот сам он человек довольно интересный.   Он  мог с уверенностью ответить на самый заковыристый вопрос , что касался истории его края или  культуры его национальности.   Однажды он мне поведал, откуда у него эти знания. Как-то в детстве он упал с велосипеда и провалялся на дороге несколько часов без сознания. Очнувшись, он вдруг увидел всю историю Башкирии с древних времен. Можно верить ему или не верить, но слушать его бывает очень занимательно.   Спрашиваю я например:- Почему называется эта деревня Сулейманово.- Отвечает- Что, во время большого завоевания Тамерлана, эти земли он отдал в пользование одному из своих многочисленных   сыновей Сулейману. Он имел шесть жен и много детей. – Или- Почему называется деревня Лаклы.  - Лаклы- осиновый  лоток по которому бежит родниковая вода. Деревня сначала  была татарская, потом их стали вытеснять башкиры, и до сих пор там идет невидимая борьба между племенами.  -То  неожиданно начнет критиковать музей Салавата Юлаева в Малоязе,  что меч там не тот, то вдруг начнет рассказывать, как  его, национального героя, за араку предали в одной из деревень, и ему пришлось скрываться сначала в Идрисово, потом в  горах Каратау.  Может легко прочесть любое стихотворение Салавата , как на башкирском, так и на русском.  Дома ту него  уютно и чисто. В гостях всегда пригласят  за стол и подадут мелкую чашку, что бы потом был повод его жене  чаще  подливать в нее крепкий чай.
   И вот однажды позвонил он мне и предложил поохотится в районе деревни Ахино.
    -Говорят там много русака. Приезжай, тебе недалеко от дома. И я подъеду.  У кладбища встретимся, на окраине рядом с дорогой.
     - Аее. -Ответия я.
    Подъезжаю в назначенное время. Никого. Вышел начал уже следы разбирать.  Потом, смотрю, звонит.
     -Алексей ты где?
     - Здесь, где договорились.
    -Не вижу тебя. Кладбище у Ахино. Тебе до него через всю деревню нужно ехать. Может ты не на том. Ты у Ишимского, наверное, стоишь. Давай подъезжай сюда. Я уже свежий след нашел.
      Ах вот как, я и не знал, что в Ахино другой погост.  Долго ли мне, тут же  нашел.  Уже через пятнадцать минут  мы встретились, и он мне стал объяснять азы  охоты.
    -Вот видишь следы.  Захода в ворота два, а выход один, значит заяц там. Кладбище плотно огорожено сеткой рабицей. Там есть один лаз. Я обойду и туда встану, а ты внутрь зайди по следу.
       Пока Уралис шел вставать на номер я неожиданно  вспомнил ту давнишнюю историю  с пьяной компанией и вдруг отчетливо осознал всю свою вину.  Я же клиентов не туда привез.  А они? Не вспомнили даже, где сами хоронили инам?   Искали могилку и не нашли, и не могли найти. …Прошипела рация:
    - Я готов.
     В каком то замешательстве, на непослушных ногах с оружием на изготовку я зашел в ворота  . След петлял среди могил, и кустов.  Потом мелькнул и сам русак промчался вдоль сетки и встал, как привязанный, прямо на видном месте. Я машинально поднял оружие.   Вдруг  увидел , старуху с палкой. Она с каким то ругательством промелькнула между мной и зайцем.   Дальше я смутно помню, как вышел обратно.  Был выстрел. Уралис подошел ко мне с добычей.
   -Чуть не убежал. Тут еще один лаз был. За моей спиной выскочил.
    Я же, как  парализованный сначала не мог сказать ни слова. Потом нашел в себе силы  и поведал Уралису о видении.
    -Там старуха какая-то ходит -Апа.
    Он мне спокойно ответил.
     -Бывает у нас иногда такое. Это когда  живые родственники забывают своих усопших, духи ходят по кладбищу. Это Шайтан-Апа была. Она тебе никакого зла не сделает.  Даже удачу приносит. Видишь, зайца нам подарила.
    -Не, Уралис, я больше у кладбища охотиться не буду.   Не по себе мне.  Поедем отсюда.
   Потом в лесу, у костра я рассказал ему о том, что , возможно, по мой вине Шайтан-Апа не находит покоя на том свете и бродит среди могил.  Уралис тогда сосредоточился и  долго копался  в своей памяти. Потом  пообещал мне передать родным Апа, чтобы они сходили в мечеть и помолились. Да и сам что-то,  прошептал и провел ладонями по лицу.
   Февраль 2021г. Автор благодарен друзьям в правке текста на башкирском языке.


Рецензии
Алексей, здравствуйте!
Вот так история…
Мне очень понравилось. Хотя и мистика имеется. Кладбище вообще такое место…
Слышала, кто не может найти могилу, значит, покойник сам не хочет «встречи».
С уважением

Мирослава Завьялова   12.12.2021 21:36     Заявить о нарушении
Рад видеть Мирославу! Последнее я тоже слышал. Не так просто к этим покойным подойти. Настрой нужен.

Алексей Тихомиров 3   13.12.2021 07:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.