Шайтан-Апа
Приехав на стоянку такси и встав в конце очереди, я стал невольным свидетелем, как пьяная в хлам компания, подходя от одной машины к другой, пыталась куда-то уехать. Таксисты дружно отказывали им в поездке, ссылаясь на надуманные причины, блокируя двери. « Правильно делают, что не катают пьяных» - Подумал я. Мой небольшой опыт работы подсказывал мне, что разумнее всего не сажать неадекватных в машину. Грязь после них, запах, испорченное настроение -никаких денег не надо. И уже приготовился соврать, что у меня срочный заказ и хотел отъехать несколько метров в сторону, как услышал неожиданную смесь из башкирских и русских слов:
-Ипташ, сестра с севера приехала, вечером обратно уедет, к инам зиратка барыга киряк. На могилку. Деревня Ахино, булды?
Почему он так обратился до сих пор не пойму. Может лицо у меня чуть тюрское, кто ее знает? Наверное, я похож на моего предка после трехсотлетнего татаро-монгольского ига. Может от обиды на отказы таксистов, может просто по-пьяне нес уже что-то не невообразимое. Но так получилось, что эта его фраза была в тот момент единственным аргументом в его пользу. Его просьбу я понял так- сестру на кладбище свозить, мать покойницу проведать, и открыл двери.
-Поехали.
На переднее сиденье сел, уже мой, ипташ-друг с профилем и бородкой, как у Салавата Юлаева, сзади плюхнулись с большим шумом две женщины. Одна, полненькая башкирка, которая всю дорогу держала сумку со спиртным и продуктами на коленях, другая худенькая блондинка. Обе они всю дорогу дремали и иногда лишь поддакивали что-то нераздельное своему спутнику, который, трещал на двух языках, не переставая, и провоцируя меня на беседу.
- Батага, потише, не картошку везешь. Меня Алик зовут.
Я протянул ему руку и назвал свое имя.
- К деревне вашей асфальта нет, сам же говоришь вечером домой. Куда на вокзал потом?
- Алия, когда поезд?
- Сагат ете
- До семи успеем, ипташ?
- До деревни еще не доехали. От вас зависит, сколько вы там пробудете.
- Ты сам русский?
- Да
- А башкирский понимаешь?
-Немного. Вместе живем.
-А, Алексей я тебя научу по башкирски говорить . Знаешь как просто. К каждому русскому слову добавляй «лар» и все. Вон я свою жену уже научил, замуж вышла совсем не понимала, а сейчас, как настоящая мусульманка. Света, слышишь меня?
-Лар- ответила блондинка .
Увидев во мне внимательного слушателя Алика понесло на филосфию?
-Башкир не дурак, башкир хитрый. Раньше русские скупали земли за араку у баев. Думали обмануть неграмотный народ. Хитрили башкиры , хорошую землю не отдали. Все самые высокие вершины -Иремель , Яман-тау, Большой шелом чьи? Башкирские. Туристы туда ходят. Хороший бизнес. Белая река вся башкирская. Нефть, газ, степи скот пасти, все в Башкортостане. Лесные массивы продали, дебри -пользуйтесь. Однако, потом умный башкир в Уфе лесной институт сделал. Все специалисты работают в лесничествах у вас, и вся девственная сосна опять наша. Так что правильно говоришь, что вместе живем хоть и вера разная. Бог то один. Верно – ярар?.
- Аее!- Ответил я.
Не доезжая до деревни, показалось мусульманское кладбище. Я подъехал к воротам и развернул машину. –Приехали, у вас больше часа времени, чтобы на вокзал потом успеть, выходим. - Алик разбудил своих спутниц и вся компания, пошатываясь, скрылась за воротами между памятников. Подремать таксисту , когда за его сон будет заплачено клиентом было самое время.
Очнулся я от пьяных голосов, какой-то песни на башкирском. Мои клиенты, устроили пикник прямо у ворот кладбища. Чтобы не опоздать отвезти их к поезду, я вынужден был выйти и позвать их в машину. Помог им сесть и погнал обратно. Женщины все так же дремали, а Алик нес что-то несуразное про Апу, которую не нашли, вспоминал Аллаха и часто повторял непонятное мне- «гафу ит». На поезд мы успели во время, как и аккуратно я потом доставил супругов до подъезда. Сестра с севера рассчиталась с лихвой. Обычная поездка, я бы и не вспомнил о ней, если бы судьба не забросила меня вновь лет через пяток на окраины той башкирской деревни.
Есть у меня в соседней Башкирии давнишний товарищ. Звать его Урал. Я его уважительно Уралисом зову. Была в свое время у нас с ним одна общая страсть -зимняя охота на зайца. Как мы познакомились с ним отдельная увлекательная история, и к нашему рассказу она мало имеет отношения, а вот сам он человек довольно интересный. Он мог с уверенностью ответить на самый заковыристый вопрос , что касался истории его края или культуры его национальности. Однажды он мне поведал, откуда у него эти знания. Как-то в детстве он упал с велосипеда и провалялся на дороге несколько часов без сознания. Очнувшись, он вдруг увидел всю историю Башкирии с древних времен. Можно верить ему или не верить, но слушать его бывает очень занимательно. Спрашиваю я например:- Почему называется эта деревня Сулейманово.- Отвечает- Что, во время большого завоевания Тамерлана, эти земли он отдал в пользование одному из своих многочисленных сыновей Сулейману. Он имел шесть жен и много детей. – Или- Почему называется деревня Лаклы. - Лаклы- осиновый лоток по которому бежит родниковая вода. Деревня сначала была татарская, потом их стали вытеснять башкиры, и до сих пор там идет невидимая борьба между племенами. -То неожиданно начнет критиковать музей Салавата Юлаева в Малоязе, что меч там не тот, то вдруг начнет рассказывать, как его, национального героя, за араку предали в одной из деревень, и ему пришлось скрываться сначала в Идрисово, потом в горах Каратау. Может легко прочесть любое стихотворение Салавата , как на башкирском, так и на русском. Дома ту него уютно и чисто. В гостях всегда пригласят за стол и подадут мелкую чашку, что бы потом был повод его жене чаще подливать в нее крепкий чай.
И вот однажды позвонил он мне и предложил поохотится в районе деревни Ахино.
-Говорят там много русака. Приезжай, тебе недалеко от дома. И я подъеду. У кладбища встретимся, на окраине рядом с дорогой.
- Аее. -Ответия я.
Подъезжаю в назначенное время. Никого. Вышел начал уже следы разбирать. Потом, смотрю, звонит.
-Алексей ты где?
- Здесь, где договорились.
-Не вижу тебя. Кладбище у Ахино. Тебе до него через всю деревню нужно ехать. Может ты не на том. Ты у Ишимского, наверное, стоишь. Давай подъезжай сюда. Я уже свежий след нашел.
Ах вот как, я и не знал, что в Ахино другой погост. Долго ли мне, тут же нашел. Уже через пятнадцать минут мы встретились, и он мне стал объяснять азы охоты.
-Вот видишь следы. Захода в ворота два, а выход один, значит заяц там. Кладбище плотно огорожено сеткой рабицей. Там есть один лаз. Я обойду и туда встану, а ты внутрь зайди по следу.
Пока Уралис шел вставать на номер я неожиданно вспомнил ту давнишнюю историю с пьяной компанией и вдруг отчетливо осознал всю свою вину. Я же клиентов не туда привез. А они? Не вспомнили даже, где сами хоронили инам? Искали могилку и не нашли, и не могли найти. …Прошипела рация:
- Я готов.
В каком то замешательстве, на непослушных ногах с оружием на изготовку я зашел в ворота . След петлял среди могил, и кустов. Потом мелькнул и сам русак промчался вдоль сетки и встал, как привязанный, прямо на видном месте. Я машинально поднял оружие. Вдруг увидел , старуху с палкой. Она с каким то ругательством промелькнула между мной и зайцем. Дальше я смутно помню, как вышел обратно. Был выстрел. Уралис подошел ко мне с добычей.
-Чуть не убежал. Тут еще один лаз был. За моей спиной выскочил.
Я же, как парализованный сначала не мог сказать ни слова. Потом нашел в себе силы и поведал Уралису о видении.
-Там старуха какая-то ходит -Апа.
Он мне спокойно ответил.
-Бывает у нас иногда такое. Это когда живые родственники забывают своих усопших, духи ходят по кладбищу. Это Шайтан-Апа была. Она тебе никакого зла не сделает. Даже удачу приносит. Видишь, зайца нам подарила.
-Не, Уралис, я больше у кладбища охотиться не буду. Не по себе мне. Поедем отсюда.
Потом в лесу, у костра я рассказал ему о том, что , возможно, по мой вине Шайтан-Апа не находит покоя на том свете и бродит среди могил. Уралис тогда сосредоточился и долго копался в своей памяти. Потом пообещал мне передать родным Апа, чтобы они сходили в мечеть и помолились. Да и сам что-то, прошептал и провел ладонями по лицу.
Февраль 2021г. Автор благодарен друзьям в правке текста на башкирском языке.
Свидетельство о публикации №221020601259
Вот так история…
Мне очень понравилось. Хотя и мистика имеется. Кладбище вообще такое место…
Слышала, кто не может найти могилу, значит, покойник сам не хочет «встречи».
С уважением
Мирослава Завьялова 12.12.2021 21:36 Заявить о нарушении
Алексей Тихомиров 3 13.12.2021 07:01 Заявить о нарушении